Прочитав некоторые из работ Кампанеллы, неискушенный читатель, скорее всего, будет обескуражен. Помимо «Города Солнца», в его сочинениях можно найти и восхваление Испанской монархии, и планы в духе гегемонии воинствующего католицизма. Но не стоит забывать, что почти все свои произведения Кампанелла написал в тюрьмах. Ему часто приходилось хитрить, юлить и изворачиваться. Но делал он это с одной только целью, - чтобы не погибли идеи обустройства справедливого будущего. К счастью, потомки его правильно поняли.
Беспокойная молодость
Томмазо Кампанелла родился 5 сентября 1568 г. в городке Стило в итальянской провинции Калабрия. К этому моменту уже почти 100 лет вся южная часть Апеннинского полуострова находилась под пятой иностранных захватчиков - испанских солдат. Правительство испанского вице-короля, избравшего своей резиденцией Неаполь, беспощадно эксплуатировало оккупированную страну. Католическая церковь словом и делом поддерживала поработителей-единоверцев. Более того, папская инквизиция постоянно посылала своих уполномоченных для борьбы с еретиками на оккупированные территории.
Отец Томмазо - безграмотный сапожник - с трудом содержал многодетную семью. И ждала бы будущего автора «Города Солнца» незавидная судьба, как и абсолютное большинство простых итальянцев, если бы не научился он в раннем детстве читать и писать.
Вскоре, эпидемия чумы заставила семью перебраться в Стиньяно. Там было не лучше. А Кампанелла хотел учиться дальше. В те далекие времена для детей бедняков был только один способ получить образование - монастырь, и поэтому Томмазо становится монахом, не достигнув 15-и лет от роду.
В монастыре Кампанелла с головой окунается в учебу. Да еще с такой энергией (как в прямом, так и переносном смысле), что за неделю сжигает весь свой месячный лимит свечей. Ситуация тупиковая, но не для него. Здесь впервые проявляется самое сильное качество этого всесторонне одаренного человека. Качество, которое верой и правдой будет служить Кампанелле всю его долгую, но непростую жизнь. Качество, которое в будущем не однажды спасет его от смерти. В наши дни это называется «креативным» мышлением.
В тот раз Томмазо решил сэкономить на желудке. Он обратился к настоятелю монастыря с «конструктивным» предложением: уменьшить его ежедневный рацион, а оставшихся несколько монет потратить на дополнительную закупку свечей. Настоятель отказал, но Кампанелла все равно победил: восхищенные его поступком «коллеги по цеху», из числа тех, кто каждую ночь бегал «в самоволку», на следующий день абсолютно безвозмездно достали ему все необходимое.
Конец 16 в. принадлежал эпохе схоластики. Не было еще ни «Нового органона» Ф. Бэкона, ни «Рассуждения о методе» Р. Декарта. Католическая церковь повсеместно насаждала учение Аристотеля, причем сильно препарированное для собственных нужд. В своих «Философских тетрадях», позднее, В. И. Ленин отмечал: «Схоластика и поповщина взяли мертвое у Аристотеля, а не живое». «Истину» в те далекие времена «находили» в сложных теологических диспутах, которые заключались в сплошном цитировании Аристотеля и его комментаторов из числа церковных авторитетов.
Однажды, совсем еще юный Томмазо, как представитель ордена доминиканцев, «вышел на замену» в споре с известным проповедником-францисканцем. А. Э. Штекли в биографической повести «Кампанелла», кстати, написанной строго на основе исторических документов, оставил нам яркое и очень поучительное описание этого события (сер. «ЖЗЛ, М., 1966, с. 7-9):
«Пожилой францисканец поднимается на кафедру. Он выбирает труднейшие места из Аристотеля, чтобы сразу запутать и сбить противника. Свои доводы он основывает только на авторитетах и старательно нанизывает одну цитату на другую. Они пространны и многочисленны, противнику надо иметь недюжинную память, чтобы удержать в голове всю цепь доказательств».
«Каждой цитате францисканца Кампанелла противопоставляет несколько отрывков из библии, из сочинений Аристотеля и его комментаторов. Он без запинки приводит на память пространнейшие латинские и греческие тексты и не забывает в надлежащем месте указать противнику, что тот неправильно цитировал ту или иную фразу, этот текст умышленно сократил, а к тому добавил лишнее слово».
«Спор продолжается с еще большей страстью. Францисканец утверждает, что у отцов церкви не может быть ошибочных положений. Кампанелла перебивает его: выходит, что Колумб не открыл Нового Света, поскольку его существование отрицал блаженный Августин!»
Так совершенно неожиданно Томмазо заявил о себе, как сторонник непосредственного опыта в противовес церковным авторитетам. Позднее он узнает, что подобные взгляды уже высказывал философ-материалист Б. Телезио. Кампанелла бежит из монастыря для того, чтобы спустя несколько лет издать в Неаполе свою первую книгу «Философия, основанная на ощущениях», работу в защиту Телезио. В том же 1591 г. его впервые «закрывает» «Святая служба», как официально называлась инквизиция. (А всего за свою жизнь Кампанелла просидел за решеткой 33 года). Через год его выпустили с предписанием вернуться в монастырь, но мятежный монах ударился в бега.
90-е годы. Рим, Флоренция, Болонья, Падуя. «Он менял города, он менял имена». Помощь влиятельных друзей, встречи с интересными людьми, литературная деятельность, случайные заработки, нищета и голод, нелегальное положение. Все это чередовалось с феерической быстротой. И все это время за ним продолжала следить инквизиция. В Болонье агентам «Святой службы» удалось выкрасть у Кампанеллы все рукописи, а в Падуе его снова арестовали. Попытка бегства закончилась неудачно. Томмазо и его товарищ были пойманы, избиты, посажены в карцер, а затем закованы в кандалы и переправлены в Рим в замок св. Ангела. В то же самое время там находился Дж. Бруно.
В Риме сразу же поняли, с кем имеют дело, но и Кампанелла был малый не промах. «Когда комиссарий предъявлял ему компрометирующие выписки, сделанные его собственной рукой, Кампанелла, не моргнув глазом, заявлял, что какой-то недруг нарочно отрезал вторую половину листа, где было написано их опровержение. Спорить с Кампанеллой и ему, опытному богослову, было трудно. Томмазо умудрялся любому порочащему высказыванию придать невинный смысл и истолковать его так, будто оно, напротив, написано в поддержку самых ортодоксальных взглядов» (Там же, с. 45). Кампанелла никогда не стеснялся прибегать к обману, считая, что на войне с могущественным противником все средства хороши. Он пишет абсолютно происпанкие и прокатолические трактаты: «Речь к итальянским князьям», «О христианской монархии», и «О правлении церкви».
Святые отцы очень уважали процессуальное право, не то, что наша милиция и суд. А имеющихся в распоряжении трибунала улик явно не хватало для «высшей меры» (костра) по обвинению в ереси. Решено было прибегнуть к пытке (В Европе физические пытки впервые официально отменят через 200 лет во время Великой французской революции.). Но Кампанелла все выдержал и после длительных проволочек был выпущен с оригинальной формулировкой: «сильно заподозренный в ереси», а спустя еще год его заставили вернуться в Калабрию.
Заговор в Калабрии. Новый арест и следствие
Вернувшись в родные места, Томмазо приступил к подготовке антииспанского восстания. Кампанелла наладил контакты с местными партизанами - «фуорушити» и командующим турецким флотом Чикалой - выходцем из Южной Италии. По селам Калабрии расходились агитаторы. Сложился крупномасштабный заговор. Но незадолго до выступления изменники выдали планы восстания. 6 сентября 1599 г. Кампанелла был арестован испанскими оккупантами.
Большинство заговорщиков и Томмазо среди них оказались в Неаполе в Кастель Нуово. Эта тюрьма была знаменита своим карцером «Крокодилья яма», который считался большей достопримечательностью Неаполя, чем монастырь Сан-Доменико Маджоре или даже Везувий. В этот раз следствие велось по 2-м направлениям: испанцы занимались подготовкой восстания, а инквизиция обвиняла заговорщиков в ереси. Ни те, ни другие не стеснялись в средствах. Кампанелле пришлось перенести заточение в «Крокодильей яме» (босиком, впроголодь, в ледяной вонючей жиже, в течение 7 дней), регулярные «шмоны», местную «фирменную» пытку «полледро» (применялось особое устройство из деревянного каркаса, поперечных перекладин, которые были затесаны на острый угол, и 13-и веревок; в ходе пытки все это впивалось в тело человека с головы до пят и разрывало мускулы), пытку «велья» (голого человека подтягивали вверх на дыбе, затем садили на острый кол с расчетом, как только он чуть опустит веревку, кол глубже вонзается в тело; пытка продолжалась 40 часов). Ему пришлось симулировать сумасшествие, чтобы затянуть следствие и избежать смертного приговора. А в перерывах между экзекуциями этот неугомонный человек, как опытный сиделец, используя тюремные ноу-хау, сумел наладить общение с другими узниками (для совместной координации показаний), сочинять стихи (чтобы поддержать моральный дух заключенных), написать и переправить на свободу датированный задним числом трактат «Испанская монархия» (с целью сбить следствие с толку), готовить побег и даже завести себе подругу.
«Город Солнца»
Во 2-й пол. 1601 г., еще до вынесения приговора, как только здоровье позволило работать, Кампанелла пишет свой, без преувеличения сказать, бессмертный шедевр - «Город Солнца». Впервые эта работа выйдет в свет только в 1623 г. в немецком Франкфурте.
Выходец из итальянских низов, хорошо зная тяжелую жизнь простых тружеников, Томмазо еще в годы ранней молодости заинтересовался проблемой справедливого устройства общества. В начале он начал изучать блаженного Августина, Альберта Великого и Фому Аквинского. Но своей проповедью покорности, столпы схоластики всего лишь пытались скрыть социальную несправедливость. Не найдя ответы на мучившие его вопросы, Кампанелла решил «копнуть глубже» и обратился к древним грекам. Здесь ему повезло немного больше.
«В основе идеального государства, учил Платон, должна лежать общность материальных благ. Собственность не соответствует природе и не способствует процветанию государства. В ней кроется причина раздоров и смут. Жизненные блага делятся поровну между всеми свободными гражданами. Дети воспитываются государством.
Многие высказанные Платоном идеи пришлись Кампанелле по душе. Особенно большое значение имели для него мысли об общественном воспитании детей и о развращающем влиянии собственности. Однако идеальном государстве Платона не было настоящего равенства. Общество делилось на замкнутые разряды граждан, трудом занимались не все, фактически оправдывалось существование рабства. К. Маркс говорил, что модель идеального государства у Платона «представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя».
Может быть, Аристотель пошел дальше своего учителя? Наоборот. Наставник Александра Македонского считал, что «люди, лишенные стимула, заключающегося в приобретении собственности, будут стараться меньше работать, чтобы прожить за счет других. Труженики и ленивцы будут одинаково претендовать на долю общественного богатства. Поля покроются сорняками, производство сократится, распри возрастут и государство развалится». В споре двух великих греков Кампанелла стал на сторону Платона, хотя и не был с ним во всем согласен.
Позднее, скитаясь по городам Италии, фра Томмазо познакомился с работой еще одного противника частной собственности - с «Утопией» Т. Мора. Поразительно! Великий английский гуманист жил полтысячелетия тому назад, но как актуально звучат некоторые из его выводов. Например, такой: «… Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Занимаясь подготовкой восстания, Кампанелла не раз задавал себе вопрос: «Что предпринять, чтобы в случае победы, на место старых господ не пришли новые, но уже говорящие по-итальянски?» Тогда-то у него и сформировалась окончательно модель будущего идеального государства, о котором он рассказал в своем «Городе Солнца».
Повествование построено как диалог между Мореходом-генуэзцем и Гостинником о том, что довелось первому повидать на тропическом острове Тапробане… Мореход рассказал о Государстве Солнца и его столице - Городе Солнца. Солярии ведут солидарный образ жизни, у них нет частной собственности. Труд - обязателен, а государство, в свою очередь, снабжает своих граждан всем необходимым. Все производство ведется по последнему слову науки и техники. Применение машин существенно облегчило труд. Таким образом, удалось достигнуть такой производительности труда, что рабочий день сократился до 4-х часов. Все остальное время солярии самосовершенствуются: учатся, занимаются наукой и спортом. Общество взяло на себя все обязанности по образованию (т. е. воспитанию и обучению) подрастающего поколения. В Солнечном государстве - всеобщая воинская обязанность. Но солярии никому силой не навязывают своего образа жизни (т. е. никакого «экспорта революции»), хотя и убеждены, что «весь мир придет к тому, чтобы жить по их обычаям».
Тюремное заключение. Освобождение и последние годы жизни
8 января 1603 г. мятежному монаху огласили приговор - пожизненное тюремное заключение. Но Кампанелла не умер за решеткой. Он вышел на свободу. Произошло это окончательно только 27 июля 1628 г. А пока Томмазо много пишет (несмотря на периодические запреты) и строит планы побега.
В те времена тюремщики вместе со своими семьями жили при тюрьмах. Сонеты Кампанеллы завоевали ему расположение женской половины Кастель Нуово. Случалось, обращались испанские офицеры с просьбами личного характера: составить гороскоп, погадать, написать любовное объяснение в стихах. В качестве оплаты они приносили ему сыр, мясо и, что особенно важно, бумагу, перья и чернила. Иногда, по просьбе Кампанеллы, его клиенты отправляли письма с неапольской почты.
В 1609 г. Томмазо пишет трактат «О наилучшем государстве». К тому времени рукописные копии «Города Солнца» уже ходили по всему Неаполю, вызывали горячие споры, и Кампанелла посчитал нужным уточнить некоторые из своих выводов. Так, по его мнению, бедность порождает: клятвопреступление, низкопоклонство, ложь, воровство, неопрятность, а богатство, в свою очередь, порождает: разбой, надменность, гордость, похвальбу, праздность и др. Кампанелла вновь выступает за регламентацию отношений между полами. Он считал, что «свободная любовь» порождает прелюбодеяние, распутство, содомию, аборты, ревность, супружеские ссоры и т.д.
А еще Кампанелла придумал очень оригинальный способ обходить враждебную цензуру. В самых общих чертах это выглядит следующим образом. Пишется диалог, где необходимую информацию (очень подробно) излагает один из собеседников. Автор наделяет его отрицательными чертами и подчеркивает свое категорическое несогласие с ним. Цензура полагает, что данная работа направлена на осуждение вышеизложенных взглядов, а вот обычный читатель делает уже выводы сам. Таким методом был, в частности, написан трактат «Побежденный атеизм».
После выхода на свободу Кампанелла не оставил мысли освободить свою родину от испанцев. В 1633 г. он участвует в заговоре Т. Пиньятелли. Но и новый заговор в Калабрии провалился. Пиньятелли был задушен в тюрьме, а Кампанелла бежал во Францию. Автор «Города Солнца» скончался в Париже 21 мая 1639 г. |