Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Околофилософский этюд по мотивам новейших (?) тенденций в российском образовании
 
Дама, качаясь на ветке,Пикала: милые детки!Солнышко чмокнуло кустик,Птичка оправила бюстикИ, обнимая ромашку,Кушает манную кашку.
Детки, в оконные рамыХмуро уставясь глазами,Полны недетской печали,Даме в молчанье внимали.
Вдруг зазвенел голосочек:Сколько напикала строчек?
Саша Чёрный.
 

Лирика о физиках и лириках. Примерно с 1960-х годов ставшего уже благополучно прошлым века, в интеллектуальных и околоинтеллектуальных кругах страны, чуть менее благополучно – но также ставшей в качестве прошлого, наряду с апокалептическим бредом относительно «зловещей роли И.В. Сталина в судьбе России-матушки», была крайне популярной тема спора «физиков с лириками», сиречь – и это с высоты (или – не-) начала века XXI (фи, какие пошлости) уже более-менее ясно – недострелянных позитивистов-начётчиков и с ни черта не понимающими в науке «гуманитариями»-словоблудами, не выполнившими в своё время задание по освоению бескрайних просторов Крайнего Севера и оттого жестоко терзаемыми совестью.


В те светлые времена великих свершений мало кто предполагал – и, тем не менее, такого рода персонажи имели место быть (сначала их клеймили «сталинистами»,  затем – «гегельянцами»; об этом, однако, ниже), к чему подобного рода препирательства, в конечном счёте, приведут – и привели.


Замечание №1. Прекрасно осознавая, что история образования вовсе не сводится к истории соответствующих идей, вернее, что за этими самыми бесплотными духами скрывается нечто иное, мы, тем не менее, вынуждены-таки произвести эту нехитрую операцию: не талмуд всё же пишем.


Замечание №2. 1) Post festum nihil est. 2) Мертвецам на предыдущее суждение с высоты их духа глубоко и основательно наплевать, посему как хватали нас за пятки, так и будут.


О личности.  Тезис: «свободные, могущие и любящие мыслить нестандартно». Антитезис: «условия свободной рыночной экономики с интенцией на удвоение ВВП… приятная внешность, не ниже 176см., ~90-60-90, с санитарной книжкой, знание английского, не интим».


Поди ж тут разберись. Поскольку в рамках «современного» актуального научного дискурса (это ещё чего такое) на почве образования ничего качественно иного мы не слышали (вероятно, поскольку постольку и не хотели услышать), посмотрим, как сию проблему пытались решать (в т.ч. на практике, причем с такого рода «материалом»[1], от коего современное, демократичное по самое не хочу образование пришло бы в тихий ужас – и незамедлительно объявило бы о «несоответствии») приснопамятные «сталинисты» и «гегельянцы». «Сущность» каждого индивида, относящегося к данному «роду» заключается… в той совершенно конкретной системе взаимодействующих между собой индивидов, которая только и делает каждого из них тем, что он есть…Биологическая же связь, выражающаяся в тождестве морфофизиологической организации особого вида «homo sapiens», составляет лишь предпосылку.., лишь условие «родового» в человеке, ну никак не «сущность», не внутреннее условие, не конкретную общность, не общность социально-человеческую, не общность личностей и личностей. Непонимание этого марксистского положения в лучшем случае приводит к разговорам о двойственной «биосоциальной»[2] сущности человека, человеческой индивидуальности, личности… Социально-биологический дуализм в понимании сущности человеческой индивидуальности (личности) – только начало этого плюралистического конца, то бишь могилы мышления, руководствующегося логикой редукции[3], уводящей всё дальше и дальше от той конкретной «сущности», которую хотели понять, логикой разложения конкретности на неспецифичные для неё составляющие части. В конечном итоге эта логика с неизбежностью приведет к «социо-био-химически-электро-физически-микрофизически-квантово-механическому» пониманию сущности человека»[4].  


Кстати о «homo sapiens» с чисто биологической точки зрения. Ситуация здесь не менее интересная, нежели в сфере непосредственно человеческого, сиречь общественного. Вот образчик, коий у «недобитых сталинистов» вызвал бы живой интерес и был бы с полным правом включён в какую-нибудь статейку из серии «их нравы». Возрадовавшихся, было, господ патриотов («Россия – всё, остальное – постольку поскольку), огорчим. Это теперь «также» и «наше», причём не без их (господ патриотов) участия. Откроем брошюрку под названием «Историческое образование в современной России» патриотичного донельзя издательства «Русское слово». «Проблему происхождения человека нельзя излагать «с позиций дарвинизма, как абсолютно однозначной и общепринятой в научном мире теории», науку желательно вовремя уравновесить «тем, что по этим вопросам ребята могут прочитать в Библии, в сборниках мифов и легенд, в научно-фантастических романах…»[5].


Никто, разумеется, не собирается, объяснять анатомию человека из анатомии обезьяны. Не собирается – и, тем не менее, постоянно это делает (вернёмся к дуализму и ещё более почитаемому ныне плюрализму). «Двигаясь в русле этой логики, можно дойти до откровенно реакционных вымыслов идеологического порядка, вроде распространенных среди буржуазных исследователей утверждений о наличии у человека таких врождённых, генетически запрограммированных инстинктов, как «инстинкт агрессии», «инстинкт власти» (над ближними), «инстинкт собственности (разумеется, частной собственности)»[6]… вплоть до «инстинкта» иерархической организации «человеческого стада». Ничуть не менее реакционную идеологическую роль играют и приписываемые человеку «благородные инстинкты», такие, как генетически наследуемый «инстинкт альтруизма» (любви к ближнему), «инстинкт творчества» и «самоотверженности» и др. Никакой границы выдумыванию все новых и новых «инстинктов» логика натуралистического объяснения социальных феноменов не ставит. А роль социальной «среды» при таком объяснении сводится лишь к тому, что она одним «инстинктам» мешает проявиться в полную силу, а другим – способствует»[7]. Короче говоря, человек в сущности (потенции) своей есть тварь, на всё способная и ни Дарвин, ни, тем паче, бог, здесь совершенно ни при чём.


См. начало предыдущего абзаца. Если уж чего-то и имеет смысл, так это обратное – объяснение настоящей (во времени) биологии человека из его социальности[8]. Короче говоря, каждый последующий уровень организации материи (наиболее сложный - социальный) снимает (преодолевает) предыдущий.


О физиках, лириках и не только. В соответствии с планом модернизации российского образования наших счастливых потомков ожидает… - впрочем, кого там ожидает – уже вовсю вводится на деле профильное обучение. По плану в старших классах. На практике – едва ли не с пелёнок[9]. Разумеется, с кастрированием общеобразовательного (сиречь условно бесплатного) стандарта. Итак, профили:физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный, индустриально-технологический[10]. Воистину, какой простор для само(?)определения «личности» как на «практике» так и сугубо «теретически» - попробуйте теперь вслед за Ильенковым составить длиннющее понятие с десятком-другим тире. Удачи вам и вашим мозгам.


 «Кризис образования». Не удивительно посему, что на фоне самым вульгарнейшим образом противоречащей идее образования личности умножения сущностей («профилей»), у нас на каждом углу кричат о «кризисе образования», кивая при всём при том на «тоталитарное наследие». Про то, что кризис, вообще-то говоря, - самое творческое «состояние», подобного рода публика, вероятно, слышала, однако «творчество» понимается оной также сугубо превратно – как «произвольное» умножение всё тех же сущностей, которое, в свою очередь сводится к «приспособлению к требованиям рыночной экономики» или, что ещё веселее, к «традиционным ценностям русской культуры», а лучше – всё вместе. Для чего-то радикально иного – пожалуйста, положитесь на «инстинкт» альтруизма министерства образования, а лучше – кого-нибудь из «локомотивов экономики» (снова сведение).


Сведение к чему? К формированию «мыслящего класса России».[11] Замечательно! Однако существование этого самого класса (относительно общесоциальных характеристик оного мы проявим политкорректность, то бишь многозначно промолчим) предполагает[12] противоположность оного, коей «мыслящий класс», вероятно, «по природе» или из «врождённого альтруизма» с необходимостью должен руководить. Есть, правда, реальная возможность того, что в один прекрасный момент «противоположность» придёт устранять «мыслящий класс», притом крайне вульгарными методами. Эх, непросвещённые! Не в курсе ведь они, наивные, что «Кто готовится быть кандидатом или магистром, тому надо начинать учение в известный срок и проходить последовательно известный ряд наук; но масса детей готовится к труду ручному и ремесленному… Моряк воспитывается для морского дела, с детства вырастая на воде; рудокоп привыкает к своему делу и приучает к нему свои легкие – не иначе, как опускаясь с юных лет в подземные мины. Земледелец привыкает к своему труду и получает любовь к нему, когда с детства живет, не отрываясь от природы, возле домашней скотины,[13] возле сохи и плуга, возле поля и луга… Иной настаивает на необходимости поселянину знать физику, химию, сельское хозяйство, медицину; иной требует энциклопедию политических наук и правоведение… Но мало кто думает, что отрывая детей от домашнего очага на школьную скамью с такими мудрёными целями, мы лишаем родителей и семью рабочей силы, которая необходима для поддержания домашнего хозяйства, а детей развращаем, наводя на них мираж мнимого или фальшивого и отрешенного от жизни знания, подвергая их соблазну мелькающих перед глазами образов суеты и тщеславия»[14].


 


[1] См. например. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. М., Педагогика – 1974., Соколянский И.А. Подготовка слепоглухонемого подростка к производительному труду в условиях домашнего воспитания. Сборник. М. – 1962.


[2] Это в варианте для рафинированных интеллигентов. Для публики менее образованной – божественное как истинно человеческое и конкретно человеческое как животное.


[3] Над кем смеётесь? – Над собой смеётесь! (Грибоедов)


[4] Ильенков Э.В. Что же такое личность?/Философия и культура. М., Политиздат – 1991. С. 390,391.


[5] Цит. по Реформа образования. Сборник. М., 2005. С. 29.


[6] Диалог на лекции по… Впрочем, не будем никого обижать, тем паче, что цитирование весьма вольное. [Препод.] Мы имели наглядный пример 70летнего изнасилования природы человека. [Студент] А что, частная собственность есть атрибут человеческой природы? [Препод.] Разумеется, это ещё французские просветители доказали. Также к вопросу о вульгарном материализме.


[7] Ильенков Э.В. В каком пространстве существует личность?/ Философия и культура. М., Политиздат – 1991. С. 408.


[8] Тело как предмет культуры и т.д.


[9] Реклама. Детский сад с углублённым изучением… Куда уж там «тоталитарной» (целостной – lat.) школе. Классы с уклоном – и не более.


[10] Реформа образования. Сборник. М., 2005. С.17


[11] Сие крылатое словосочетание было озвучено В. Митрофановым на вечеринке, кажется, в честь дня рождения К. Собчак. А если оставить в покое мелькающие на экранах и обложках сомнительного содержания журналов физиономии и вернуться в родной СУНЦ, - так ещё с девятого класса нам упорно втюхивали идею, что мы (учащиеся Центра) – «интеллектуальная элита».           


[12] Definitio est negatio. Spinoza.


[13] Или же в качестве таковой – А.Т (М.П).


[14] Победоносцев К.П. Московский сборник. Народное просвещение. 1. Цит. по Реформа образования. Сборник. М., 2005.

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Когда чиновники воруют быстрее, чем народ производит, они говорят, что народ не умеет работать
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.