После распада СССР коммунисты оказались в замешательстве, буржуазная пропаганда сразу же превратила это временное поражение социализма в идеологическое оружие против социализма как такового, объявив его несостоятельным, утопичным, реакционным. Напротив, капитализм, скрываемый под различными кличками, вроде «открытого общества», «постиндустриального общества» объявляется лучшим, справедливейшим в мире строем, который несёт людям богатство и изобилие. Само собой понятно, что такое положение вещей не могло не сказаться на коммунистическом движении, не могло не привести к скатыванию одной части коммунистических партий в ревизионизм и оппортунизм, другой – в сектантство и анархо-синдикализм.
Наиболее ярким свидетельством кризиса является так называемая коммунистическая многопартийность, которая напрямую ведёт к оппортунизму, сектантству, слабости и беспомощности. Помимо КПРФ в России действуют пять-шесть наиболее крупных партий, таких как ВКПБ, РКРП-РПК, КПСС – в количестве трёх, РКП-КПСС, ещё несколько совсем небольших и около десятка общественных организаций коммунистического толка.
Сказать, что коммунистическое движение сегодня находится в кризисе, значит, ничего не сказать. Оно находится в глубочайшем кризисе. Мелкие коммунистические партии конфликтуют между собой, КПРФ скатилась к самому пошлому ревизионизму, национал-патриотизму и оппортунизму, и всё это, в конечном счёте, служит укреплению диктатуры буржуазии и усилению эксплуатации рабочих.
Через 3 года выборы Президента. Кажется, стоит ли беспокоиться. Такая позиция допустима, но допустима она только для какого-нибудь тёмного обывателя, но не для рабочей партии. До выборов президента ещё три года, но это не значит, что коммунисты должны сидеть на печи и жевать калачи. Так делают вожди КПРФ, которые давно уже предали марксизм и социализм, скатились до уровня дюжинных социал-демократов, проповедующих классовый мир и классовое сотрудничество, но так не должны делать действительные коммунисты, которым небезразлично будущее России и мира в целом. Эти три года нужно посвятить тяжелой работе с массами, пропаганде социализма, марксизма. Причём эта работа должна сводиться не к прогулкам с транспарантами по Красной площади, от таких действий нет никакого толку, а к работе в профсоюзах, к изданию газет, брошюр, интернет-сайтов, и в первую очередь, к собственной организации. Пока коммунистическое движение разобщено – оно ничто, как только оно организуется – оно всё. Это же относится и рабочему классу. Пока он неорганизован и слаб, находится во власти буржуазных предрассудков, он не представляет никакой опасности для капитала. Когда же пролетариат организуется, как только его авангард образует рабочую партию, вооружённую марксистско-ленинской теорией он превращается в мощнейшую силу, перед которой буржуазии не устоять.
Наша великая, буржуазно-бюрократическая «Единая Россия» скорее всего к выборам перестанет быть единой. Она расколется на враждующие группировки, каждая из которых будет предлагать своего кандидата и поливать грязью всех остальных. Что касается продления президентства Путина, то пока никаких поправок к Конституции не планируется. Более того, для этого необходимо проводить референдум, которого наши власти боятся как огня.
Но у нас есть не только «Единая Россия». Нет, здесь мы не говорим о марионеточных партиях вроде ЛДПР, «Родины» и т.д., поскольку они есть всего на всего искусственная оппозиция, необходимая для поддержания внешнего демократизма. Есть «оранжевый» «Комитет 2008». Есть М. Касьянов, о котором Кондолиза Райс напрямую сказала, что в Вашингтоне его видят будущим президентом России. Поэтому нельзя дать никакой гарантии, что все эти силы он не окрепнут и не станут инициаторами «оранжевой революции», объявив выборы нового президента «нелегитимными».
На Украине за несколько лет до выборов была создана организация, контролируемая американцами, под названием «Freedom House», эта же организация финансировала революцию в Киргизии. Российские «оранжевые», поддерживаемые Конгрессом США, опальными невзлиными, березовскими, гусинскими могут стать такими же рычагами воздействия империализма на Россию. Чем это чревато? Грузия, Украина, Киргизия оказались напрямую в лапах американского империализма. Теперь он будет высасывать из них все живые соки. Там нет и не будет никакой демократии, но зато там созданы предпосылки для постоянной нестабильности, которая только на руку США.
Поэтому коммунисты должны быть готовы к такому повороту событий. Они должны стать реальной оппозицией как единороссовской бюрократии, так и либерал-радикалов, готовых ради набивания своих кошельков подчинить Россию Соединённым Штатам Америки. Но если коммунистическое движение будет дальше деградировать, дальше раскалываться и делиться, всё больше отдаляться от рабочего класса, то мы окажемся в плачевном положении, мы будем вынуждены сдаться без боя, более того, мы даже не сможем сопротивляться.
Итак, каковы же истоки коммунистической многопартийности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос совершим небольшой экскурс в историю.
Множество коммунистических организаций у нас возникло в условиях хаоса, когда общее партийное руководство, как на общесоюзном, так и на республиканском уровнях было предательски разрушено. Это время можно охарактеризовать теми же словами, которыми характеризовал Энгельс социалистическое движение первой четверти 19 века: «Сумбурность», свойственная социалистическому движению на его ранней стадии…«проявляется в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом, по меньшей мере, с таким же ожесточением, как и с общим внешним врагом». (Энгельс Ф., К истории первоначального христианства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 478).
Многопартийность в коммунистическом движении есть отражение идейного разброда и ревизионизма.
И этот ревизионизм поразил коммунистическое движение отнюдь не после развала Советского Союза, а уже при Сталине, когда началось формирование культа личности, совершенно противоестественного духу пролетарской диктатуры, догматизм в теории, к примеру, когда достаточно куцее произведение Сталина «О диалектическом и историческом материализме» могло быть названо «вершиной философской мысли», репрессии, в ходе которых наряду с действительными врагами Советской власти, расстрелянными или за решёткой оказались старые большевики, военачальники, а также масса людей вообще далёких от политики. Но в это время общий политический курс коммунистической партии был марксистским.
Действительно пышным цветом ревизионизм расцвел при Хрущёве, что стало, в конце концов, причиной краха КПСС. Именно в это время внутри КПСС стали возникать различные идеологические течения. Отметим наиболее значительные расхождения с марксизмом-ленинизмом начиная с 60-х годов.
Объявив со времён Хрущёва генеральной линией Советского Союза мирное сотрудничество и сосуществование с США и другими империалистическими государствами, советское руководство постоянно переходило грань дозволенного в международных отношениях между мировым социализмом и мировым империализмом. В результате вместо продуманного, диалектического сочетания двух великих, основополагающих принципов пролетарского интернационализма и мирного сосуществования, в советской внешней политике возник неоправданный крен в сторону последнего, причем понимаемого вне связи с классовой борьбой. Выпячивание принципа мирного сосуществования и подавление пролетарского интернационализма обернулось неоправданными уступками империализму в вопросах разоружения, фактическим поощрением вмешательства Запада в социалистические страны под предлогом соблюдения там «прав человека». Всё это, разумеется, способствовало формированию внутри социалистических государств «пятой колонны» империализма, сеявшей иллюзии по поводу «демократических» западных ценностей, навязывающей свою идеологию молодёжи, о возможности «конвергенции» двух систем и т.д.
В это же время набирала обороты ревизия марксистской политэкономии. К числу тех положений, которые подвергались особенным нападкам, относятся положения о преимущественном росте I подразделения производства и абсолютном обнищании пролетариата. На этот счёт появился целый рад книг и книжечек, брошюр и брошюрок, авторами которых выступали теперешние ярые «демократы», такие как недавно умерший академик С.С. Шаталин, академики А.Г. Аганбегян и Т.И. Заславская и др.
Статистка подменила подразделения общественного производства группами A и B в промышленности, исключив из расчёта соотношения двух подразделений сельское хозяйство, в котором возрастает доля технических культур, входящих в продукцию первого подразделения. Вообще, смысл выведенного Лениным на основе глубокого изучения марксова «Капитала» закона роста I подразделения, заключается в том, что процесс общественного производства есть процесс всё большего «выталкивания» человека из производства, превращение его в стоящего над производством и выполняющего функции контроля и регулирования автоматизированного производственного процесса, что ведёт к последовательному росту технического (органического строения капитала C/V) что уже само по себе ведёт к опережающему росту I подразделения. Кроме того, этот закон, как и всякий другой экономический закон, является общей тенденцией, которой диалектически противостоит контртенденция. Поэтому о его действии можно говорить, лишь принимая во внимание производство в масштабах мировой экономики, но отнюдь не отдельной страны в каждый данный момент времени. Вот та ошибка, которую допустили вышеуказанные академики. И, наконец, рост I подразделения гипотетически может прекратиться лишь в том случае, когда производительность труда будет обгонять рост фондовооружённости производства.
Что касается всеобщего закона капиталистического накопления, который ведёт к абсолютному обнищанию, то этот закон также действует лишь в масштабах мировой экономики. Поэтому совершенно ненаучно, диалектически неверно выдергивать какую-нибудь одну страну, скажем США или Великобританию, и искать там абсолютное обнищание пролетариата. В определённой мере можно сказать, что население таких стран как США или Великобритания, включая и рабочий класс, выступает в качестве совокупного капиталиста по отношению к огромному большинству трудящихся развивающихся стран.
Что касается разброда в идеологии, то здесь также мы можем увидеть множество «нововведений» весьма далёких от марксизма-ленинизма.
Злую «шутку» с КПСС в 60-е годы сыграла непоследовательность в проведении принципа непримиримости идеологий. Практика убедительно показывает, что любое подыгрывание невежеству масс, любое упрощение в теории ведёт к срывам и провалам в практике, к путанице и неразберихе. Чего стоит только утверждение Хрущёва о скором наступлении коммунизма. Это откровенный волюнтаризм, перескакивание непройденных стадий развития, игнорирование всех экономических законов.
Да, необходимо отдать должное хрущёвской эпохе, как эпохе социального подъёма, освоения космоса, целины, эпохе зарождения новых послевоенных ростков коммунизма, которые, однако, были уничтожены ревизионистской партийной номенклатурой.
Программа, принятая в 1961 г., демобилизовала партию, рабочий класс, трудящихся. Она ошибочно провозгласила отказ от диктатуры пролетариата и декларировала общенародный характер таких сугубо классовых институтов, как партия и государство, создавая тем самым идеологическое прикрытие для их мелкобуржуазного перерождения. Это разоружение партии и трудящихся обосновывалось официальным провозглашением «окончательной» победы социализма в СССР, однако вольно или невольно играло только на руку мировому империализму и мелкобуржуазным элементам внутри КПСС.
Что и говорить о начавшемся раздувании закона стоимости и товарно-денежных отношений, которое не только уже не прекращалось, но напротив всё более росло, пока, наконец, не уничтожило социализм и не привело к реставрации капитализма. Пользуясь теоретической инфантильностью основной массы «рядовых коммунистов» в экономику стали насаждаться буржуазные принципы «хозрасчёта», гипертрофироваться роль стоимостных оценок деятельности предприятий, начали искусственно взращиваться цены и денежная масса. Советская экономика все больше была ориентирована на количественные показатели, серьезно недооценивались возможности и требования НТР для принципиального совершенствования производительных сил. Качественное отставание советской экономики от развитых капиталистических стран, почти преодоленное в 30-50-х гг. ценой невероятных усилий и человеческих жертв, в 60-70-е гг. возникло вновь уже на новой стадии развития производства.
И хотя было бы нелепым утверждать, что после 50-х годов социализм был сразу же уничтожен, а при Сталине торжествовал, ибо ГУЛаги, культ личности, тотальный контроль над людьми несовместимы с социализмом точно также как раздувание закона стоимости и взращивание денежной массы, однако именно в это время, был совершён окончательный поворот от в целом социалистической политики к ревизионистской, которая, несмотря на противостояние части марксистски настроенных членов КПСС, начала прокладывать дорогу капитализму.
Верно, нельзя сразу же после социалистической революции и определённое время после неё уничтожить товарно-денежные отношения, поскольку для этого требуется достижение достаточно высокого уровня производительных сил, которого СССР так и не достиг, однако искусственное раздувание закона стоимости означает только реставрацию капиталистических элементов и ликвидацию социалистических.
Брежневская эпоха уже полностью опиралась на ревизионизм в экономике и в политике. Бюрократический аппарат раздулся неимоверно, действие закона стоимости расширилось в сто крат, КПСС всё более отрывалась от народа, становилась всё менее контролируемой со стороны трудящихся. Рост привилегий и коррупция вызывали в народе недовольство, подрывавшее веру в справедливость существующего строя. Страна все больше жила за счет сырьевых поставок в развитые капиталистические государства.
«Перестройка», начавшаяся в 1986 году - это крайнее обострение всех противоречий ревизионистской политики прошлых десятилетий, свидетельство загнивания псевдосоциалистической формы при фактически капиталистическом содержании, шаг к уничтожению старой оболочки –социализма – и замену её новой – капитализмом, наиболее удобной для господства мелкобуржуазных элементов внутри КПСС. Здесь капитализаторы советской экономики постарались на славу. Подкупленные империалистами США они уже не задумывались ни о чём, кроме собственных выгод. Ревизионизм достиг своего апогея: политическая экономия, философия, теория социализма – всё было подвергнуто вначале пересмотру, а затем и простому очернительству. Само введение термина «перестройка» означала уже антиленинский курс мелкобуржуазно настроенных членов КПСС. Ленин прозорливо предупреждал, что «...не перестраивать, а наоборот, помочь надо исправить те многочисленные недостатки, которые имеются в советском строе и во всей системе управления, чтобы помочь десяткам и миллионам людей» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч. Т.44, с.326-327). Это означало марксистско-ленинскую безграмотность одной части членов КПСС и антикоммунистическую направленность другой. Помогать исправить ревизионистские ошибки прошлых десятилетий было уже фактически некому. Народ был одурманен буржуазной идеологией. Взять ту же гласность, которая была ничем иным как инструментом западных спецслужб для проведения открытых идеологических диверсий. Хотя сопротивление было. На ХХVIII съезде КПСС коммунистические силы противостояли «реформаторам», предупредив в “Заявлении меньшинства” (1259 голосов) партию и народ, что «...насильственное, вопреки объективным процессам лечение социализма капитализмом повлечет за собой не повышение производства и уровня жизни, а их неизбежное падение... приведет к тяжелым страданиям народа». Однако «реформаторы» при поддержке ревизионистов оказались в большинстве.
Недаром на одном из последних пленумов ЦК М. Горбачёв заявил, что в зале присутствуют не одна, а по меньшей мере две-три партии. И при этом внутри КПСС всё более ослабевали группы сохраняющие приверженность классическому марксизму-ленинизму (то есть живому, постоянно развивающемуся, но не в сторону оппортунизма, а в сторону углубления и расширения категорий, понятий, явлений, учению).
К 1990 году ранее сложившиеся идеологические течения стали приобретать организационные формы платформ, движений, клубов. Так, движение «Коммунистической инициативы» практически сразу же после переворота 1991 года превратилось в Российскую коммунистическую рабочую партию (РКРП), из которой позднее выделилась «Трудовая Россия», Марксистская платформа в КПСС стала родоначальницей трех организаций: Союза коммунистов, преобразованного затем в Российскую коммунистическую партию-КПСС (РКП-КПСС), Российскую партию коммунистов (РПК), объединившуюся позднее с РКРП и движение "Альтернативы". Большевистская платформа в КПСС превратилась в ВКПБ, а Демократическая платформа в КПСС - Республиканской партией. Официальные структуры КП РСФСР, пройдя промежуточный этап в виде Социалистической партии трудящихся, сформировали КПРФ.
Все эти партии (кроме Республиканской) опираются в основном на общую социальную базу – новый пролетариат, включающий людей наёмного труда. Однако этот новый пролетариат вовсе неоднороден, в нём присутствуют начиная от деклассированных элементов до так называемой «рабочей аристократии». Сегодня можно выделить пять групп внутри рабочего класса. Первая – сознательные передовые рабочие, видящие всю ложь и лицемерие буржуазной пропаганды о свободе, демократии, равенстве возможностей. Вторая – угнетаемая обездоленная масса трудящихся, способных не только к отстаиванию своих интересов, но и к пониманию противоположности труда и капитала. Третья – рабочие, отравленные буржуазными сказками о социальном партнёрстве, о том, что посредством одной только экономической борьбы можно добиться процветания и изобилия, короче заражённые оппортунистической идеологией. Четвёртая – наименее развитые, низшие слои трудящихся, поражённые тем реакционным сознанием, будто рабочего не должно ничего интересовать, только как прибавка к зарплате. И, наконец, пятая группа – это рабочая аристократия, с которой буржуазия делится частью своих прибылей. Эта рабочая аристократия – главная социальная опора буржуазии во всех странах капитала. Современный монополистический капитализм неизменно порождает тенденцию раскалывать рабочих и усиливать оппортунизм среди них, душить рабочее движение. Поэтому только наличие цельной, единой коммунистической партии, основанной на принципах марксизма-ленинизма, может противостоять этому.
Мы по праву гордимся достижениями Советского Союза: электрификация, ликвидация безграмотности, развитие науки и искусства, выход человека в космос – все это сделала наша страна под руководством Коммунистической Партии Советского Союза. Но историческая трагедия состоит в том, что оторвавшись от трудового народа, КПСС оттолкнула его от себя, она же привела и его и себя к кризису. Некоторые скажут: СССР развалили американцы. И верно скажут! Империалисты США потратили не один миллиард долларов на развал советской экономики. Однако существовал внутренний кризис. Это необходимо признать. Решающая ошибка всех компартий России – в отсутствии жесткого анализа причин, приведших к трагедии 1991 года. Причин, почему большинство интеллигенции перешло на сторону наших врагов. Причин, по которым теперь, после пятнадцати лет «наглядных уроков» капитализма, вносить социалистическое сознание в рабочее движение нам предстоит практически заново.
Анализ событий начавшихся с 1985 года выявил бы недостатки и слабые стороны общества, в котором мы жили. Открытое и честное признание во всех политических и экономических просчётах могло бы вернуть коммунистам доверие народа. Однако беспристрастный анализ прошлого сегодня многие коммунисты расценивают как присоединение к хору клеветников, очернителей советской истории. Но как говорится анализ анализу рознь. Разумеется, такой «анализ», какой мы встретили в одном учебнике социологии, где говорилось, что в СССР не было культуры, науки и т.д. есть тупое буржуазное очернительсво. А есть анализ объективный, построенный на диалектике, учитывающий все стороны того или иного явления, события. Вспомним Ленина, который даже в самые тяжёлые годы не боялся говорить, что у нас «государство рабочее с бюрократическими извращениями», как он разносил «коммунистическую сволочь» и «коммунистическое чванство». Напротив, нежелание видеть и признавать как прошлые, так и настоящие ошибки и есть то самое «комчванство». Между тем без критического анализа опыта построения социализма в СССР нельзя выработать программу социализма 21 века, за которой пошли бы массы трудящихся. А без неё коммунистическое движение будет только ностальгировать по временам Сталина или Брежнева.
Теперь проанализируем сущность наиболее значительных течений внутри коммунистического движения.
Известно, что самой крупной коммунистической партией у нас является КПРФ. Но является ли эта партия подлинно коммунистической? Анализ проводимой ею политики и пропагандируемой идеологии ясно говорит о том, что КПРФ уже давным-давно порвала с марксизмом, встала на путь соглашательства, оппортунизма. Главным своим требованием «коммунисты» КПРФ считают превращение коммунистической партии из партии социальной революции в партию социальных реформ. Это политическое требование Зюганов обставил целым рядом аргументов. Во-первых, сегодня социализм есть всего лишь «перспектива», то есть невозможно научно и с предельной ясностью обосновать его необходимость и неизбежность; во-вторых, движение к одному всемирному тресту, идея, сквозящая через сочинение Зюганова «Глобализация: тупик или выход?» фактически позволяет говорить о преодолении капитализмом своих противоречий; в-третьих, «лимит на революции исчерпан»; в-четвёртых, диктатура пролетариата является не более чем разрушением устоев государства (разумеется, слом буржуазной государственной машины ревизионистам представляется чем-то ужасным, бессмысленным, террористическим); в-пятых, отрицание противоположности либерализма и социализма, классовой борьбы, которая-де неприложима к развитым демократическим обществам Запада.
Само собой понятно, что такой поворот в теории от марксизма к ревизионизму означает ничто иное, как измена социализму.
Что касается партии Зюганова, то несмотря на факт, что в её рядах остались рядовые марксисты, она сама насквозь поражена оппортунизмом без возможности излечения от него. Он был имманентно присущ ей с самого рождения, и чем дальше, тем всё более эта «коммунистическая» партия превращается в социал-демократическую, соглашательскую. Примеров ревизионизма КПРФ масса: вся программа партии пропитана им, взгляды Зюганова на глобализацию, мировые процессы, современное положение России, отрицание необходимости социалистической революции, теория мирного перерастания капитализма в социализм – нет ни одного вопроса, который бы не был опутан самым пошлым оппортунизмом.
«Воссоединив «красный» идеал социальной справедливости, - говорит Зюганов, - являющийся в своем роде земной ипостасью «небесной» истины, гласящей, что «пред богом все равны», и «белый» идеал национально осмысленной государственности, воспринимаемый как форма существования многовековых народных святынь, Россия обретет, наконец, вожделенное общественное, межсословное, межклассовое согласие и державную мощь, завещанную десятками поколений предков..».
Перед нами самое злостное предательство марксизма, до которого можно было только додуматься. Вместо интернационализма – национал-патриотизм, вместо классовой борьбы – межсословное (у нас есть феодальные сословия???), межклассовое согласие, вместо диалектического материализма – наипошлейший идеализм.
Какой коммунизм, в конце концов, когда лидеры КПРФ ворочают миллионами, которые щедро даёт им Кремль и олигархи. Не зря, не зря сказал В. Путин, что КПРФ является «необходимой составной части политического строя современной России».
КПРФ никогда не возьмёт власть и уже тем более не нанесёт сокрушительного удара по буржуазии и чиновничеству. Не для того ее создавал и поддерживал режим (системная оппозиция - это необходимая составная часть сегодняшней «демократической» системы). Власть - это огромная ответственность, марионеточная партия на это не способна. Пудрить народу мозги, находясь всегда в «оппозиции» (то «конструктивной», то «непримиримой») - другое дело. Более того, революция для «коммунистов» из КПРФ есть самая страшная вещь. Это насилие, социальные потрясения. Вот слова И. Мельникова, второго человека в КПРФ, из его доклада на XV пленуме ЦК КПРФ (март 2004 года): "Действительно, с целью сохранения важного для любой оппозиции политического влияния и недопущения социального кризиса в стране нам приходилось идти на компромиссы с властью". Повторим: «с целью... недопущения социального кризиса...» - воинствующий оппортунизм и соглашательство!!! Вот еще одно заявление: «Так или иначе, сегодня следует честно признать, что, не имея условий для реализации своей социально-экономической политики, но одновременно обезопасив на тот момент общество от авантюрных грабительских реформ, мы содействовали в какой-то мере стабилизации режима, сами косвенно способствовали торможению массового протеста».
Насколько КПРФ обезопасила народ от грабительских реформ всем известно, но здесь показательно другое. Коммунисты, которые «способствуют торможению массового протеста», разве это коммунисты!? «Коммунисты», лозунгом которых является: «Россия исчерпала лимит на революции», разве могут считаться коммунистами!? Всякому настоящему коммунисту ясно, что нужно не «тормозить массовый протест», (а уж если быть точным, то не «массовый протест», а классовую борьбу) а наоборот руководить ею, работая в подполье и в буржуазном парламенте, легально и нелегально. Вот чему учили нас Маркс, Энгельс, Ленин.
«Конечная цель – ничто, движение – все». Вот как рассуждали ревизионисты 120 лет назад, вот как рассуждают они сегодня. Это означает бесконечное приспособление к событиям дня, к поворотам политической конъюнктуры, забвение в целях личной выгоды коренных интересов пролетариата, подкрашивание капиталистического строя. Это предательство величайшего дела освобождения человечества из лап капитала в угоду сиюминутным интересам.
Под социалистическим флагом сегодня выступают у нас и другие господа, всякие социал-демократики, типа «Родины». Однако мы здесь даже не будем останавливаться на анализе этих течений. Уж больно торчат их ослиные уши – подконтрольность Кремлю. Что означает война «Родины» с олигархами? Не более чем популистские разговоры для привлечения масс. Этим сказано всё.
Если национал-коммунисты проповедуют возвращение к патриархальным ценностям, соглашательство с существующей властью, то сталинисты, оставаясь в основном верными идеалам социализма, ностальгируют по сталинской эпохе. И всё же нельзя не заметить разницу между ностальгией в основном пожилых людей по сталинским временам и сталинизмом как течением в современном коммунистическом движении.
Что такое сталинизм сегодня? Это течение, которое считает все теоретические положения и политические действия Сталина непогрешимыми, в том числе разгром генетики, «дело врачей», репрессии и т.д.; рассматривает любую критику сталинской эпохи как клевету и антикоммунизм; пропагандирует возвращение к сталинской политике и сталинскому методу управления. Эти идеологические установки заранее предполагают отрицание развития марксизма-ленинизма, диалектики, крайнее сектантство и примитивизм, ибо все попытки подтасовать историю, видеть не то, что было, а то что хотелось бы, есть на деле разрыв с марксизмом. Более того, миллионы людей видят в этом неправду и потому в лучшем случае с усмешкой относятся к коммунистическому движению, а в худшем становятся его врагами. И, главное, подавляющее большинство трудящихся, поддерживая все основные ценности социализма, не хочет возврата во времена тотального контроля за гражданами, физического подавления оппозиции, вождизма - того, что составляло часть сталинской системы управления. Вот почему вульгарный сталинизм компрометирует все коммунистическое движение, обрекая его на постепенное вырождение, скатывание в сектантство.
Что касается РКРП-РПК, то сегодня эта партия одна из немногих, которая в общем и целом наиболее близка к принципам революционного марксизма, которая, несмотря на отдельные проявления идеализации сталинской эпохи, анархо-синдикализма и ревизионизма, выработала программу слома буржуазной государственной машины, национализации банков, земли и промышленности, перехода от капитализма к социализму в условиях диктатуры пролетариата, создала систему реально действующих классовых профсоюзов «Защита».
На противоположном фланге коммунистического движения действуют небольшие разрозненные партии и группы радикальных коммунистов. Их всех объединяют анархистские настроения, повышенная «революционность», крайне критическое отношение к советскому прошлому, полное отрицание полезных функций буржуазного государства (например, парламентской борьбы), ультраинтернационализм. Однако влияние этих анархистских группировок на коммунистическое движение в целом крайне мало.
На чём же должно основываться современное коммунистическое движение, чтобы действительно победить? Этой основой должно стать живое, творческое учение марксизма-ленинизма, не перемешенное с национал-патриотизмом, фидеизмом и ностальгией по прошлому. Диалектико-материалистическая теория, созданная Марксом и развитая далее Лениным не есть свод раз и навсегда данных положений и выводов. Это живая наука, постоянно развивающаяся по мере изменения окружающего мира и его познания. Но это развитие не означает привнесения в марксизм оппортунистических элементов, замены диалектики метафизикой, материализма – идеализмом, учения о классовой борьбе – концепцией «классового мира». Это означает применение марксистской диалектики для анализа прошлого и современной действительности, понимание сложности и противоречивости идущего исторического процесса. Если мы хотим добиться реальной победы, освобождения всего мира от капитала, порождающего войны, конфликты, терроризм, голод, мы должны противостоять всем попыткам оппортунистических элементов одурачивать трудящихся, мы должны разоблачать партии, рядящиеся в коммунистические одежки, а на деле защищающие интересы буржуазии.
Поэтому сегодня в сто крат возрастает значение теоретической борьбы.
Коммунистическая партия в период борьбы за установление диктатуры пролетариата по своей сути является ничем иным, как организацией пропаганды и агитации. Так было в прошлом, точно также дело обстоит и в настоящем. В наше время значение теоретической работы намного возрастает потому, что от неё зависит не только влияние партии, но и её идейно-организационная прочность. Нельзя, конечно, утверждать, что теоретическая работа является самоцелью. Она – средство организационно-массовой работы. Без неё невозможно представить организацию рабочего движения.
Сегодня часто можно наблюдать презрение к теории. Идеология (причем подчас весьма далёкая от марксизма) процветает, а теория находится в кризисе. Многие наши коммунисты, или желающие быть таковыми, считают теорию десятым делом, выпячивая на первый план героику баррикадной борьбы. Конечно, практика, баррикадная борьба необходимы, но только после длительной теоретической, агитационной работы с пролетариатом и непролетарскими элементами, когда за авангардом – партией, идет арьергард – массы трудящихся. Без этого любая баррикадная борьба превращается в преступление, в бессмысленный бунт или в лучшем случае в фарс, простое хождение со знамёнами по Красной площади и требование невозможного.
Сегодня к коммунистическому движению примкнула масса людей, а частью и возглавила его, совершенно не подготовленных теоретически. А этот разброд в теории неизменно ведёт только к одному: к разброду в практике.
«Без революционной теории не может быть и революционного движения» - говорил Ленин. И сейчас значение теории для коммунистического движения усиливается тремя обстоятельствами.
Во-первых, наше комдвижение только оправляется после сокрушительного удара, нанесённого контрреволюцией 1991 года, а потому в нем преобладает крайний идейный разброд – от ярого сталинизма, безусловно, более близкого к марксизму, однако поражённого сектантством, до правого оппортунизма, и в данных условиях является крайне важным направить теоретическую работу таким образом, чтобы поставить комдвижение на единственно научную основу – марксизм-ленинизм. Разумеется, нельзя говорить о полном преодолении сектантства, оппортунизма, анархо-синдикализма, ренегатства и мелкобуржуазности – все эти явления носят классовый характер и будут, к сожалению, ещё долго существовать в среде рабочих. Однако начать необходимо уже сегодня.
Во-вторых, коммунистическое движение является международным по существу, поскольку имеет под собой международную социальную базу – мировой пролетариат. Поэтому действительные коммунисты, то есть марксисты-ленинцы, должны налаживать связи с зарубежными товарищами. Ибо капиталистическому интернационалу может противостоять только интернационал коммунистический.
В-третьих, теоретическая работа, теоретическая борьба необходима для начала преодоления «коммунистической многопартийности» - этой язвы, которой поражено комдвижение и причём не только в России, но и во всём мире. Наши коммунисты, особенно левые, самым позорным делом считают объединение. Эти товарищи полагают, что объединение повлечёт за собой ревизионизм, оппортунизм и т.д. Это, конечно, смотря с кем объединяться. У нас есть несколько партий, часть членов которых стоит на позициях марксизма-ленинизма. Это КПРФ (несмотря на оппортунизм её вождей), РКРП-РПК, ВКП(б) Н. Андреевой, КПСС О. Шенина. Известно их неприязненное, враждебное отношение друг к другу. Но ведь бояться объединения (если не в одну партию, так хотя бы в один блок) может лишь тот, кто на себя не надеется, кто не уверен в своих позициях, в прочности своего мировоззрения. Маркс говорил вожакам партии: «если уж надо было объединяться, то заключайте договоры, ради удовлетворения практических целей движения, но не допускайте торгашества принципами, не делайте теоретических «уступок». Так должны действовать марксисты в деле преодоления коммунистической многопартийности, скатывания в сектантство, ибо пока в нашем движении разброд, буржуазия укрепляет свои ряды, усиливает свою мощь.
Почему же мы так настаиваем на необходимости постановки коммунистического движения на марксистскую основу. Потому что мы знаем, что, как говорил Ленин, «роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией». А теория марксизма является именно такой. Она впитала в себя все достижения человеческой мысли в области политэкономии, философии, социализма, критически переработала их и указала пролетариату путь к действительному освобождению.
Теоретическая работа должна вестись широким фронтом. Мы должны особое внимание направить на разоблачение буржуазной идеологии, всевозможных «теорий», объясняющих несостоятельность социализма и вечность капитализма, нам необходимо разбить ту лживую идею, что частная собственность является основой свободы, а общественная собственность тоталитаризма, критически разобраться в причинах крушения Советского Союза. Мы должны уделить значительное внимание проблемам развития современного глобального капитализма, национальному вопросу в эпоху глобализации, процессу установления диктатуры пролетариата и слому старой буржуазной государственной машины как основы подлинного социалистического народовластия. Кроме того, имеется целый ряд вопросов решение которых имеет важный политический и идеологический смысл в борьбе с буржуазией. Это проблемы преодоления отчуждения индивидуума от общественных средств производства, мотивации труда при социализме, экономики и политики переходного от капитализма к социализму периода, роли товарно-денежных отношений при капитализме, соотношения госкапитализма и социализма.
Таким образом, вождям компартий (здесь я говорю только о тех, кто ещё не порвал с марксизмом по всем пунктам) необходимо уяснить, что необходимо всё более и более просвещать себя и массы по всем теоретическим вопросам, все более и более освобождаться от влияния старых, традиционных, закостеневших фраз, лозунгов и иметь в виду, что «социализм, с тех пор как он стал наукой, требует, чтобы с ним и обращались как с наукой, т.е. чтобы его изучали» (В. И. Ленин. Соч. 4 изд. т.5, стр. 344). Более того, он требует, чтобы его развивали, иначе из науки социализм превращается в религию, своего рода, с раз и навсегда данной догматикой. Хотя следует признать, что даже религия с течением времени изменяет свои догматы, приспосабливает их к изменившимся условиям.
Вот самое краткое изложение принципов, на которых должно строится коммунистическое движение, если оно хочет быть действительно таковым.
1) Борьба против всех видов эксплуатации человека человеком.
2) Социалистическая революция есть единственный путь свержения власти буржуазии и начало коммунистического преобразования общества. Это отличает марксистов-ленинцев от реформистов, утверждающих, что социализм можно «ввести» путём медленных изменений, реформ.
3) Интернационализм и сплочение трудящихся всех стран на классовой основе – это один из величайших принципов коммунизма. Это отличает марксистов-ленинцев от националистов всех оттенков, которые разжигают между трудящимися разных стран вражду и ненависть, что только играет на руку буржуазии, ослабляя рабочее движение.
4) Ликвидация классового неравенства, обращение в общественную собственность всех средств производства, обеспечение политических прав трудящихся и трудовых коллективов, создание условий для свободы творчества во всех областях человеческой деятельности – цель коммунистов.
5) Марксизм-ленинизм опирается на достижения науки и техники. Таким образом, он не совместим ни с какими формами идеализма и религии. Поэтому задачей марксистов-ленинцев является разоблачение религиозного дурмана, отделение церкви от государства и школы.
6) Нравственными идеалами марксистов-ленинцев является коллективизм, социальное равенство, товарищеские взаимоотношения и взаимопомощь, гуманизм. Нам скажут: «Утописты! Человека нельзя изменить!». Но мы знаем, что общественное бытие определяет общественное сознание. Ещё недавно в нашем обществе не было такого остервенелого культа денег, насилия, индивидуализма, власти, безнравственности, как теперь, после «буржуазной революции» 1991 года. Значит, изменения в социально-политическом строе изменяют и психологию людей.
Главная задача коммунистов сегодня – это объединение на марксистско-ленинских принципах, изгнание из своих рядов оппортунистов, преодоление сектантства и многопартийности. Это – основа нашего возрождения и нашей победы.
Социализм на новом этапе – это общество, соединяющее в себе все достижения и ценности первого этапа социалистического строительства с теми важнейшими его свойствами, которые в первые десятилетия после Октябрьской революции еще не могли проявиться в полной мере. Это общество самоуправления трудящихся, сочетающее общественную собственность с политической пролетарской демократией и в силу этого обеспечивающее принципиально новый уровень развития производительных сил и социальную справедливость. Нам необходимо преодолеть навязанное буржуазной пропагандой мнение, что общественная собственность на средства производства (социализм) - это всегда основа тоталитаризма, а частная собственность (капитализм) – всегда основа свободы.
Коммунистическое движение возродится – в этом нет сомнений. Главное сегодня преодолеть раздробленность, догматизм в пропаганде и агитации, в лозунгах и словах. Коммунисты должны освободиться от политических стереотипов прошлого, овладеть современными технологиями ведения политической борьбы. Это очень важно. Ибо если мы не изучим тактики наших классовых противников, мы всегда будем проигрывать, всегда плестись в хвосте.
Несколько месяцев назад мне довелось прочитать сочинение одного товарища, в котором он утверждал, что распространение коммунистических взглядов есть результат потребности в них общества. То есть, делался вывод, сегодня коммунистическое движение и коммунистические взгляды не нужны, но вот когда понадобятся, народ сам придёт к ним. И такое направление в комдвижении отнюдь не является большой редкостью, ведь кто не «знает», что революции не совершаются «по заказу», для всякой революции необходима революционная ситуация.
И здесь мы можем увидеть только одно: невероятную теоретическую путаницу, которая служит торможению пролетарской борьбы, а значит на руку буржуазии.
Трудящиеся борются за свои права, вступают в жестокие бои с капиталом. В этих боях они закаляются, начинают чувствовать необходимость коллективного отпора, постепенно начинают осознавать эксплуататорскую сущность капитализма, порывают с рабской покорностью перед начальством. Но сами по себе трудящиеся массы никогда не придут к социализму, не имея авангарда, вооружённого передовой теорией, основанной на научном анализе действительности, они всегда будут плестись в хвосте у буржуазии, будут всегда довольствоваться её жалкими подачками. Ни о какой политической борьбе в этом случае говорить и не приходится. Будут стихийные выступления, будет кровопролитие, однако всякая борьба без авангарда заранее обречена на провал. Более того, умаление роли сознательного коммунистического элемента в рабочем движении означает только усиление влияния буржуазной идеологии на рабочих. Поэтому и Маркс, и Ленин видели первейшей задачей коммунистов распространение социалистических взглядов среди рабочих, руководство классовой борьбой пролетариата, организацию этой борьбы, соединение политической, экономической и теоретической борьбы против существующего строя. К чему же сводится эта организация рабочего движения?
1) К пропаганде научного социализма, к выработке у рабочих правильного понятия о современном общественно-экономическом строе, его основаниях и его развитии, о различных общественных классах и их борьбе.
2) К агитации, состоящей в том, что коммунисты принимают участие во всех стихийных проявлениях борьбы рабочего класса, во всех столкновениях рабочих с капиталистами по поводу рабочего дня, заработной платы, условий труда и т.д.
3) К слиянию деятельности коммунистов с практическими вопросами рабочей жизни, к помощи рабочим точнее формулировать свои требования к буржуазии, к развитию у рабочих сознания своей солидарности, сознания общих интересов и общего дела всех трудящихся России, как части всемирной армии пролетариата.
4) К организации партийных комитетов, профсоюзов, работе в уже существующих буржуазных профсоюзах, в буржуазном парламенте, подготовке и осуществлению политической борьбы рабочего класса.
Это последнее отличает тред-юнионистскую позицию от коммунистической, ревизионистскую от марксистской. Коммунистическая партия – пролетарский авангард – руководит борьбой трудящихся не только за наиболее выгодные условия продажи рабочей силы, как это делают реформисты, но и за уничтожение того строя, который заставляет рабочих продаваться капиталистам. Коммунистическая партия представляет рабочий класс не в его отношении к данной группе буржуа, а в отношении ко всем классам капиталистического общества, к буржуазному государству, как организованной политической силе.
Ленин говорил, что для революции необходима революционная ситуация, когда «низы не хотят старого и когда верхи не могут по-старому». Это совершенно верно. Мы, марксисты, в отличие от анархистов, не говорим, что революцию можно начать хоть завтра, вооружившись топорами и дубинками. Однако представим: начался глубокий политический кризис, «верхи» по-старому управлять не могут, «низы» по-старому жить не хотят. Но если у «низов», то есть у эксплуатируемых и угнетенных масс, нет сознательного авангарда, пролетарской партии, то все их выступления будут не более чем бессознательным бунтом, который рано или поздно будет подавлен, а у власти вновь окажутся буржуа-эксплуататоры. Следовательно, социалистическую революцию коммунистам необходимо готовить, обучать массы, самим учиться и готовиться, чтобы тот момент, когда кризис «верхов» и «низов» достигнет высшего предела начать решительное и бесповоротное наступление, поддерживаемое пролетарскими и полупролетарскими слоями населения. Те, кто говорят, что революции возникают сами собой на пустом месте, очевидно, просто, не изучили истории ни одной революции. Совершенно верно, на определённом этапе эволюционного общественного развития возникает необходимость революции: количество решающим поворотом переходит в новое качество. Однако совершенно ненаучно, тактически неверно отрицать во всякой революции роль идей, политических и общественных учреждений. История всех революций дает нам пример этого. На основе конфликта между производительными силами и производственными отношениями, на основе новых экономических потребностей общества возникают новые общественные идеи, теории, политические и общественные организации, партии, которые мобилизуют массы, массы сплачиваются в новую политическую армию, создают революционную власть и используют её для свержения старых порядков и установления новых. Стихийный процесс развития заменяется сознательной деятельностью людей, эволюция порождает революцию.
Напротив отрицание необходимости подготовки революции, работе с массами, означает только дальнейшее одурачивание масс буржуазной идеологией. Некоторые, однако, могут возразить, что рабочие должны сами выработать свою идеологию, им не нужно ничего «навязывать». Это совершенно неверно. Здесь вопрос стоит однозначно: либо буржуазная идеология, навязываемая трудящимся массам через средства массовой информации день и ночь, либо социалистическая идеология, открывающая путь к освобождению от нищеты, гнёта, унижения. Никакой середины тут нет и быть не может, ибо в обществе, разделённом на противоположные классы вообще не может быть никакой середины, никакой «третьей» идеологии, никакого «третьего» пути. Этот третий путь, о котором говорят реформисты, есть лишь путь идейного порабощения рабочих буржуазией. Поэтому главнейшей задачей действительных коммунистов является борьба с реформизмом, со стихийностью, подготовка и обучение рабочих, постановка рабочего движения на марксистские, социалистические рельсы.
Но, - спросит читатель, - почему же неорганизованное, стихийное рабочее движение непременно идёт в направлении порабощения буржуазной идеологией, ведь говорили же классики, что рабочие стихийно идут к социализму? А потому, что буржуазная идеология гораздо старше идеологии социалистической, располагает несравненно большими средствами распространения, намного сильнее её. Рабочие стихийно идут к социализму - это верно, но совсем в другом смысле, а именно, что коммунистическая теория глубже и вернее всех показывает бедствия рабочего класса, определяет причины этих бедствий и указывает дорогу к их преодолению, а потому быстро овладевает угнетёнными массами.
Так обстоит дело с положением современного коммунистического движения в России, если рассматривать его в целом.
Таковы основные задачи российских коммунистов. |