Несмотря на многочисленные заверения местных властей, что проблемы на транспорте обусловлены недостатком финансирования, сложностями из-за неразберихи по вопросам о подчинении тем или иным органам власти пассажирских автопредприятий и т. д. Несмотря на публикации в местных газетах, что благодаря губернатору якобы закуплены партии новых автобусов, что трамвайно-троллейбусный парк так хорошо развит, что у него даже появляется собственный музей, главная проблема – нормальная организация перевозок пассажиров – так и не решена. Мало того, власть, видимо, идёт на поводу у тех, кто стремится создавать дополнительные препоны для пассажиров ради собственной сверхприбыли.
Частники тут не помогают, они лишь удовлетворяют свои всё растущие аппетиты до денег. Постоянный рост тарифов, неразбериха в маршрутах и времени движения, перманентные «часы пик» с давками и простоем в пробках – это избитые фразы, продолжительная и повседневная реальность нашей жизни. Только за время моего обучения в университете цена билета на трамвае и троллейбусе подскочила в 2,5 раза (с 2 руб. до 5 руб.), на маршрутках более чем в 1,5 раза (с 5 до 8). Об автобусах я вообще не говорю: вижу их примерно раз в месяц, так редко они ходят, хотя езжу по городу по нескольку раз на дню. Знаю только, что тех маршрутов, которыми я пользовался ещё будучи школьником, в середине 90-х, сегодня вообще нет. Из-за сокращения парка уже несколько лет не ходят автобусы №4, №26, №41, №72, №105, №135... (Ликвидаторство в меньшеё мере коснулось трамвайных линий: был снят маршрут №26 и планировалось убрать линии на Окском съезде.) Это только те, которыми я мог бы пользоваться и сейчас. Неудивительно что на место их пришли частники. Теперь я не могу пользоваться проездным и нужно платить каждый раз завышенную цену, тесниться вместо большого ЛИАЗа или Икаруса в ПАЗик, за повышенную аварийность и изначальное использование в основном ритуальными услугами прозванный в народе «труповозкой». Кроме того, из-за них сплошные путаницы. Каждому маршруту государственного автопредприятия соответствует его аналог частников с номером за сто (например, №4 – №104, №34 - №134 и т. д.). Что же до тех, которые были и ранее «за сто», то тут всё сложнее. Доходит до того, что разъезжают микроавтобусы с одинаковыми номерами, но в разные части города, как например, 33-х и 41-х маршрутов. Тут есть и трехзначные номера с буквой «А», и огромные плакаты с указанием улиц и остановок на стёклах, но всё это пропадает из виду на фоне сверхобильного количества рекламы и объявлений типа «все входящие платно» и «не забывайте свои вещи».
Как только не хитрят транспортники, чтобы не возвращать деньги в случае простоя из-за поломки или затора: «кондуктор или водитель деньги не возвращает», зато есть список из 10 пунктов алгоритма получения возврата денег через бухгалтерию (от сохранения билета до подачи заявления о возврате). Ну какой дурак поедет возвращать деньги за билет на предприятие, если на дорогу будет потрачено в два раза больше?
Волна протестов начала 2005 года была поддержана частью студенчества. Тем не менее, властями была найдена формула решения проблем почти всех льготников социального общественного транспорта, за исключением студенчества. (Как это не каламбурно звучит, у нас есть ещё и несоциальный общественный транспорт, по терминологии власти, - он не предусматривает льгот). С марта 2005 года все те, кто пользовался ранее бесплатным проездом (как пенсионеры), вынуждены были в некоторых специальных пунктах продаж покупать льготные проездные на большинство видов муниципального и государственного транспорта по 100 рублей. Проездные действовали на большинстве социальных автобусов, в трамваях, троллейбусах и метро. Студенты в число этих льготников не попали. Изначально такие проездные продавались за две с половиной недели до начала нового месяца, теперь же их продают за четыре дня. Наладить нормальную продажу льготных проездных – повсеместно и в срок – вот требование льготников к власти по вопросам транспортной политики.
Что касается студентов, то «бюджетникам» президент Путин повысил стипендию. Хотя и не на много, но эти деньги не должны пропасть зря, - подумали транспортники МТТП «Нижегородэлектротранс» и решили увеличить цену студенческого проездного только с нового 2006 года в 1,5 раза. Если раньше платили 50, потом 80 и 100 руб., то с теперь уже требуют платить 150. И это только на троллейбус и на трамвай. На автобус, на метро? – Пожалуйста, отдельно. Исходя из опыта работы со льготниками всех категорий второй вопрос к власти – о начале продаж студентам единого льготного проездного билета по твёрдой цене в 100 руб. (Сейчас около 1/6 обычной стипендии в ННГУ имени Н. И. Лобачевского.)
Из моих знакомых никто не покупал автобусный проездной с конца 90-х, когда автопарк был разорён. Да и троллейбусно-трамвайными проездными пользуются немногие, лишь те кто недалеко живёт. Основное средство передвижения – маршрутка. Исходя из того, что в нынешнем виде маршрутки не могут предоставить возможность нормально передвигаться, было бы, по нашему мнению, самым решительным образом решить вопрос о немедленном возобновлении строительства метрополитена (торжества в Казани окончились, ждём наших метростроителей обратно). Сейчас метро есть только в заречной части города, а в нагорной, где почти все вузы, его нет, и на старых площадях (прежде всего, на Лядова и Горького, на Чёрном пруде), на узких улицах днём и вечером перманентные пробки. Метро позволило бы избежать задержек...
Единственной действенной формой борьбы за свои права, как нам показала кампания этого года, может быть форма массового отказа от выполнения необоснованных требований оплаты на транспорте и публичных массовых выступлений с требованиями сохранения и упорядочения социальных льгот, с призывом к развитию необходимых и доступных транспортных услуг добропорядочным пассажирам.
А. Тюмков, Нижний Новгород |