22 декабря в Киеве в конференц-зале крупнейшего украинского информационного агентства «ЛИГАБизнесИнформ» политтехнологи решали «морально-этическую» проблему: оказывают ли вред на избирателя манипулятивные технологии.
Политтехнолог Сергей Нестеренко «удивил» журналистов следующим прогнозом: технологии манипуляции (под которыми он понимает воздействие, прежде всего, на эмоции человека) будут применяться на следующих парламентских выборах в Украине, как никогда ранее. Из политиков, активно применяющих эту технологию, он назвал лидера БЮТ, экс-премьера Украины, сделавшую свое состояние на махинациях в газовой сфере, Юлию Тимошенко. Правда, «эксперт» не увидел в этом ничего зазорного, наоборот, он считает, что Юлия Владимировна «работает над собой» и растет как политик.
Другой «знаток избирающих душ», заместитель директора Агентства Моделирования Ситуаций Алексей Голобуцкий, напомнил присутствующим о том, что в современной Украине он не видит «ни программ партий, ни идеологий». «Основой демократии» он считает манипуляционные технологии. Политтехнолог явно «имеет зуб» на российских коллег, поскольку отозвался об их деятельности на Украине не самым лучшим образом, дескать, «они держат украинских избирателей за быдло». Оно, в общем, и не удивительно – кто любит своих конкурентов?
Его украинский коллега, директор департамента политического консалтинга агентства MARTIN group Тарас Березовец напомнил журналистам о 25 кадре. По его словам, экс-кандидат в президенты, проигравший В.Ющенко в «войне технологий», В.Янукович вроде как использовал в 25 кадре «фаллические ракеты». Березовец, правда, не объяснил, для чего. На закономерные вопросы журналистов, помогает ли эта технология достичь успеха, «эксперт» вспомнил исследования, проводившиеся в США, которые выявили, что результативность 25 кадра составляет всего 2-3%, что вполне может быть результатом погрешности исследования. Короче, сам себя опроверг.
А вот его сотрудник, директор PR-департамента MARTIN group Сергей Биденко высказал мысль о том, что политтехнологи должны не просто зарабатывать, но и «любить своих клиентов», чем рассмешил не только журналистов, но и своих «любящих» коллег. Алексей Голобуцкий, к примеру, попросил его «не путать гражданский и профессиональный долг».
Виктор Небоженко из социологической службы «Украинский барометр» очень жалел о том, что «маркетологи продают майонез круглый год, а у нас (в смысле у них, политологов – С.Х. ред.) есть только один день – выборы». Еще этот «эксперт» призвал людей заказывать только качественный компромат против конкурентов и не платить деньги тем, кто «свои жалкие потуги выдает за черный пиар».
На удивление, ни один из политтехнологов не нападал в своих выступлениях на коммунистов. Наоборот, только за КПУ было признано наличие идеологии, политической программы и социальной базы. Этот факт можно оценивать, по-видимому, двояко. С одной стороны, шила в мешке не утаишь. С другой – никто не бьет мертвую собаку. Аналогия, надеюсь, понятна. |