Почему так важен вопрос о том, дорос ли российский капитализм до монополистической стадии своего развития или нет? А потому, что если дорос, то целью-минимум нашего движения является социалистическая революция и никаких промежуточных стадий на пути к ней нет. А если не дорос, то, значит, можно формировать стратегический союз с какой-нибудь «прогрессивной» частью буржуазии. Конечно, получить высочайшее соизволение на формирование такого союза, и не от абы кого, а от самой марксистской теории – дело заманчивое, к тому же сулящее неплохие вполне материальные преимущества (бедной буржуазии не бывает). Поэтому и стараются обосновать «незрелость» нашего капитализма для социалистической революции вагон и маленькая тележка теоретиков. Начиная от Геннадия Зюганова, для которого Россия в самой своей трансцендентной сущности есть объект агрессии «неправославного» империализма-глобализма, и заканчивая различными маргиналами, старающимися обосновать русский национал-патриотизм ленинской фразеологией.
Говорить о фактах и не говорить о сути – вот любимое занятие патриотов. Под заранее выбранный тезис подбираются факты.
Понятно, что такой метод ведет только к ошибочным, оппортунистическим выводам.
«Ограниченный эмпиризм, - пишет Георг Лукач, - конечно, оспаривает, что факты вообще впервые становятся фактами лишь после… методологической переработки, которая производится по-разному в зависимости от цели познания. Он верит, что сможет найти в каждой данности, в каждом статистическом показателе, в каждом factum brutum [грубом факте] экономической жизни важный для него факт. При этом он не учитывает, что самое простое перечисление, простейшее нанизывание «фактов» без всяких комментариев уже являются «интерпретацией»: даже в этом случае факты постигаются исходя из некоторой теории, некоторого метода, они изымаются из той жизненной взаимосвязи, в которой первоначально находились и вводятся в теоретическую взаимосвязь»[1].
Поэтому сначала следует уделить больше внимания не «фактам», которые в обилии выдираются из живого экономического процесса национал-патриотическими теоретиками, а теории, теоретической взаимосвязи фактов, которая должна быть отражением реальной их связи в общественном организме России.
Так что же такое «империализм»?
Платон дал следующее определение человека: человек – это двуногое без перьев. На что Демокрит представил ему ощипанного петуха и сказал: это – человек!
Такова судьба всех описательных определений, - они не схватывают сути. Также и с империализмом – империализм большинство из левых понимают как агрессивную внешнюю политику, желательно – подкрепленную мощной армией. (Кстати, примерно так понимал империализм Каутский, с которым никто из наших левых не рискнет согласиться на словах, зато на деле многим его теория оказывается куда ближе, чем марксизм-ленинизм).
Что же такое империализм по сути, а не по внешним проявлениям, которые могут быть, а могут и не быть в данный момент? Ленин, в классическом исследовании на эту тему, выделяет следующие признаки империалистической стадии развития капитализма:
1. Концентрация капитала, дошедшая до той стадии, когда она создает монополии, господствующие в хозяйственной жизни.
2. Возникновение финансового капитала путем слияния промышленного и банковского капитала. Появление финансовой олигархии.
3. Вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение.
4. Образование международных монополистических союзов капиталистов, делящие между собой мир.
5. Закончен территориальный раздел мира крупнейшими капиталистическими державами.
«Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство монополий и финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался раздел мира международными трестами и закончился раздел территории земли крупнейшими капиталистическими странами»[2], - формулирует Ленин.
Рассудок метафизика представляет дело так, будто эти признаки империализма имеют равное значение и отсутствие одного из них означает отсутствие и самого империализма. (Примерно, как с определением Платона, по которому одноногий человек, вроде, уже и не человек вовсе).
Однако, зримое отсутствие пятого из выделенных Лениным признаков империализма (после краха колониальной системы во второй половине ХХ века), отнюдь не привело к исчезновению империализма. Наоборот, остальные признаки развились еще сильнее: концентрация капитала достигла такой степени, на которой господствующей силой в экономической жизни планеты стали транснациональные корпорации и т.д.
На самом деле, признаки, выделенные Лениным, вовсе не «равноправные». Есть один, сущностный признак империализма, по отношению к которому остальные – вторичны.
Концентрация производства и монополии – самый существенный признак империализма. Все остальные являются производными от него, следствиями этого фундаментального изменения в структуре капиталистического производства. Так, именно монополистический характер капитализма приводит к слиянию промышленного и банковского капиталов. Именно монопольные прибыли рождают избыточный капитал, от которого избавляются через экспорт капитала. Именно монополии объединяются в союзы для раздела мира и подчинения менее развитых стран. Именно монополия является признаком нисходящей стадии развития капиталистического способа производства и тех явлений, которые В.И.Ленин назвал паразитизмом и загниванием.
Не удивительно, что теоретики левого движения, отрицающие существование российского империализма, попросту игнорируют этот основной признак империализма. Так, идеолог «красного путинизма» (теории необходимости патриотического единства российского рабочего класса и российского национального капитала для борьбы с «Западом») Дмитрий Якушев в своей статье «Российская Федерация в системе мирового империализма» вообще ничего не говорит о монополиях, т.е. о сути империализма, а начинает свое «исследование» сразу со второго (и производного) признака империализма – слияния банковского и промышленного капиталов[3].
Эта теоретическая ошибка, когда за сущность империализма выдают его производные признаки, а то и вообще внешние, проявляется и в вопросе о месте России в мировой системе империализма. Она заключается в том, что метафизически мыслящий теоретик не может понять в конкретном диалектическом единстве противоречие: Россия, являясь империалистической страной, в то же время сама в экономическом плане отчасти подчинена более крупным империалистическим странам. Для метафизика существует или империализм в чистом виде, такой, каким является американский империализм, или империализма не существует. «Да – да, нет – нет, а все иное – от лукавого». Естественно, такая теория оказывается ущербной в самой своей основе, как и всякое применение метафизического здравого рассудка к той области, где необходим диалектический разум.
Конечно, распространение того взгляда, при котором, как говорил Ленин, империализм является «дурным свойством отдельных народов», но никак не моего собственного, имеет определенные основания в объективном классовом положении самих теоретиков «отсутствия российского империализма». Являясь представителями мелкой буржуазии, они объективно зависят, связаны тысячами нитей с империалистической буржуазией Российской Федерации. Величина мировых цен на нефть – основной экспортный товар российских корпораций – прямо отражается на полноте их карманов, и, осознают они это или нет, на чистоте их классового сознания. Империализм, конечно, не дурное свойство американского или немецкого народа – это такая стадия капитализма, появление которой в России очень трудно «заметить» мелкобуржуазному теоретику. Он хотел бы обосновать свой патриотизм («мелкая буржуазия, по ее экономическому положению, более патриотична и по сравнению с буржуазией и по сравнению с пролетариатом» (Ленин) и свое единство с национальной буржуазией, а признание России империалистической страной делает такой союз невозможным, если, конечно, быть марксистом.
[1] Георг Лукач. История и классовое сознание. Стр. 108
[2] В.И.Ленин, ПСС, т. 27, стр. 386-387.
[3] Впрочем, и сам Д.Якушев, когда еще был марксистом, признавал очевидный для любого знакомого с ленинской теорией факт возникновения российского империализма: «И империализм российский отнюдь не липовый. В России есть крупные, даже по мировым меркам, компании, которые в основном и контролируют российскую экономику. Эти компании переплелись с государством и вполне созрели для экспансии, т.е. в России созрел свой, пусть и небольшой, зато молодой и агрессивный империализмик. …Нет сомнения, что сегодня в мировых делах Россия выступает как весьма заметный и самостоятельный игрок. Какого же еще патриотизма вам нужно?» (Д.Якушев. Левые, правые и война). |