Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Этюды о геноциде


«Всем вам известно, что повсюду в стране тараканы – те что посылают своих детей в армию повстанцев Инкотаньи. Все вы об этом слышали и все вы все знаете. Это значит, что весь наш народ, все мы должны во имя нашего блага работать и уничтожать этих тварей. Я вам говорю чистую правду, все это написано в Библии: в день когда ты пустишь змею к себе на порог – жди неприятностей... Вам же я бы хотел напомнить, что ваша родина – Эфиопия и мы отправим вас туда по кратчайшему пути, по реке Ньябаронго».

Это отрывок из выступления Леона Мугесеры, провинциального чиновника, активиста правящей партии Национальное Республиканское Движение за Развитие и убежденного сторонника идеи Hutu Power. Он произнес эти слова в 1992 году, на митинге в поселке Кабайя. Считается, что это первый документально зафиксированный призыв к геноциду в Руанде. Он был озвучен в условиях вялотекущей гражданской войны на севере страны, где отряды Руандийского Патриотического Фронта вели борьбу за право возвращения на родину после десятков лет изгнания, проведенных в Уганде и некоторых других странах Восточной Африки. Спустя полтора года по реке Ньябаронго действительно один за другим поплыли трупы зарубленных мачете и забитых дубинами тутси. До Эфиопии их не отнесло, но танзанийским и угандийским рыбакам пришлось потрудиться, вылавливая в водах Кагеры и оезра Виктория вздутые обнаженные и изуродованные тела, предавая их земле.

Мугесера был образованным человеком, интеллектуалом, профессором филологии. За полгода до начала геноцида он покинул территорию Руанды и в течение последующих 18 лет жил в Монреале, где преподавал в Университете Лаваля. Лишь в 2012 году он был экстрадирован канадскими властями в Кигали, где предстал перед судом.

***

Геноцид проводился под руководством временного правительства Руанды, сформированного сразу же после гибели президента Жювеналя Хабиариманы. Правительство это формально было даже коалиционным: помимо радикалов из правящей партии и ультра-правой Коалиции в Защиту Республики, к работе в нем были приглашены представители оппозиционных партий – Либеральной, Социал-демократической, Христианско-демократической, и, конечно, самой массовой из оппозиционных – Республиканско-демократического движения. Представитель последней, Жан Камбанда и занял пост премьер-министра. Действующая на момент гибели Хабиариманы премьер-министр Агата Увилингийимана из числа «умеренных хуту», выступавшая за национальное примирение и диалог с повстанцами РПФ, была убита у себя дома вместе со своей семьей отрядом президентской гвардии. Ее судьбу разделили также и многие другие политики из числа «умеренных».

Эта оппозиция – умеренные в противоположность радикалам – накануне геноцида стала значить гораздо больше, чем различия в политических взглядах, региональные или клановые сети солидарности. Все прежние и привычные социальные и политические границы были стерты. На самом деле разделение проходило уже не по границам партий, а по границам умеренного и радикального крыла, на которые оказались разделенными не только каждая из партий, но и правозащитные организации, христианские миссии, редакции средств массовой информации. В стране реально существовали две партии – партия геноцида и партия диалога. Ключевым вопросом по которому они расходились во взглядах – это вопрос о повстанческой армии РПФ (и, как следствие, «вопрос аграрный»). Все кто выступал за диалог и консенсус были объявлены предателями. Конец многих из них был не менее страшен, чем гибель сотен тысяч тутси – главных жертв геноцида.

***

Накануне геноцида, специально для лидера Коалиции в Защиту Республики Мартена Бучьяны, немецкий священник отец Пристил Грейндл перевел на киньяруанда «Майн Кампф» Адольфа Гитлера. Министр обороны временного правительства Руанды, полковник Теонесте Багасора после очередного раунда переговоров о мире в Танзании в конце 1992 года, в ходе которых вырабатывались условия созданиия коалиционного правительства с участием представителей РПФ и интеграции бойцов постанческой армии в национальную армию, покинул переговоры, объявивив, что возвращается в Руанду «готовить апокалипсис».

Позже он и его коллеги, а также их защитники и сторонники будут настаивать на том, что в 1994 году произошел не геноцид, а вооруженное противостояние тутси и хуту, жертвами которого были люди с обеих сторон. А что до расправ над мирным населением – это была спонтанная, чрезмерная, но в общем объяснимая реакция населения Руанды в ответ на убийство тутси президента Хабиариманы. Иными словами, вина за убийства мирных тутси была возложена на самих же тутси. Не надо было им, в самом деле, убивать нашего президента.

Один из высокопоставленных чиновников руандийского правительства, вошедший в историю под псевдонимом Жан-Пьер, еще в январе 1994 года предупреждал генерала Дэлера, командующего войсками миссии ООН, что подготовка отрядов милиции Интерахамве, на которую правительство тратило сотни тысяч франков и в треннировке которой, кстати, участвовали французские военные инструкторы, позволяет убивать по тысяче человек за двадцать минут. Представитель компании Чилингтон, крупнейшего производителя мачете в странах Восточной Африки уже после геноцида признается, что только в феврале 1994 года в Руанде было продано больше мачете, чем за весь предыдущий 1993 год.

***

На обложке 26 номера экстремистского журнала «Кангура», который вышел в ноябре 1991 года, был помещен портрет первого президента независимой Руанды Грегуара Кайибанда, изображение мачете и задан риторический вопрос: «С помощю какого оружия мы будем решать проблему тараканов раз и навсегда?». Тараканами называли тутси, а Грегуар Кайибанда был одним из главных идеологов революции хуту. На самом деле, прозвище «тараканы» – на киньяруанда это звучит как «иньензи» – было изначально, еще в далеких 60-х годах, придумано самими бойцами повстанческих отрядов изгнанных из страны тутси и передавало основную стратегию их борьбы – проникновение в Руанду малыми партизанскими отрядами, укрепление на месте, пропаганда своих идей, создание на занятых территориях социальной базы восстания и наращивание численности бойцов для последующего продолжения борьбы. Примерно так, быстро и стремительно, размножаются в доме случайно занесенные туда тараканы.

Это был шикарный подарок пропагандистам Hutu Power. Уже потом, в 90-е годы, прозвище «тараканы» было распространено на всех тутси главными идеологами геноцида, которые подчеркивали таким образом их внутреннюю и экзистенциальную враждебность республике хуту. Подконтрольные экстремистам СМИ ежедневно внушали населению мысль о том, что «тараканы» только и ждут момента прихода в их район отрядов РПФ. Пропаганда фашизирующегося режима по традиции изобаржала РПФ, а с ними и всех тутси, в виде монархистов и феодалов, стремящихся восстановить королевскую власть и вновь обратить хуту в зависимых крепостных.

В рядах бойцов тутси – как в 60-х, так и в 90-х годах,м  действительно присутствовали сторонники консервативных взглядов, желающие реставрации монархии. В то же время, уже в 90-е годы в РПФ преобладали носители революционно-демократических идей, с опытом участия в Национальном Движении Сопротивления в Уганде, лидеры которого, в том числе, нынешний президент Уганды Йовери Мусевени в 70-80-х годах прошли через сильное увлечение марксизмом. Одной из главных книг, рекомендованных к прочтению активистам РПФ, был бестселлер афроамериканского левого интеллектуалла Уолтера Родни: «Как Европа делала Африку недоразвитой».

После прихода к власти РПФ проживающий в эмиграции в США мвами («король») Руанды Кигели V объявил о своем желании вернуться на родину, но выдвинул в качестве условия новым властям требование восстановить его в монраших правах. Президент Руанды Поль Кагаме уклончиво ответил тому, что обсудит этот вопрос с членами правительства. Со временем вопрос был по сути замят. В настоящее время главной политической интригой в Руанде является вопрос о том, пойдет ли Кагаме на изменение конституции в 2017 году ради переизбрания в должности президента на третий срок. Некоторые критики нынешнего руандийского режима используют этот факт в качестве подтверждения тезиса об истиных интенциях партизанской армии тутси (в которой, кстати, на самом деле сражалось внушительное число хуту, а также носителей руандийской культуры вообще, не соотносящих себя ни с первыми ни со вторыми) – и, как следствие, оправдания действий временного правительства.

***

Тутси, которые бежали от расправ революционеров-хуту, принято считать первыми африканскими беженцами. В 1959 году в результате муниципальных выборов проводимых под надзором бельгийских чиновников и военных в Руанде победила партия МДР-ПАРМЕХУТУ. Выборы проходили на фоне массового насилия, развязанного против тутси. Число жертв измерялось тысячами, беженцев – сотнями тысяч. Бельгийская администрация реагировала на происходящее в стране более чем сдержанно. Позже в своих мемуарах командующий колониальными войсками в Руанде и одновременно глава колониальной гражданской администрации Гийом Ложист напишет, что ему по-человечески было жаль жертв погромов, но он не стал мешать революции – бельгийский народ больше не мог поддерживать монархический строй, и Руанда должна была встать на путь демократических преобразований.

Спустя три с лишним десятка лет националисты хуту признают, что их предшественники совершили в 1959 году роковую ошибку. В эфире «Свободной телерадиокомпании тысячи холмов» Шингиро Мбоньюмутва, сын Доминика Мбоньюмутва, первого президента Руандийской Автономной Республики в составе Бельгии, посетовал на то, что нынешние боевики РПФ – это дети тех самых тутси, которые бежали из страны во время революции. «Помните – говорил он – что и Фреда Рвигему (одного из полевых командиров и лидеров РПФ — А. П.) унесла на своей спине из Руанды его мать!». Мессидж данного заявления был понятен и прост: в этот раз надо дейтвовать наверняка, чтоб больше никакие беженцы и повстанцы нас уже не побепокоили. В настоящее время Шингиро Мбоньюмутва живет и здравствует в прекрасном европейском городе Брюсселе.

***

Истории врачей, убивающих своих пациентов, учителей убивающих своих учеников, правозащитников, поддерживающих этнические чистки, не производили такого эффекта на журналистов, криминалистов, психологов, дипломатов, и всех кто стал свидетелями последствий геноцида в Руанде, как истории массовых убийств тутси в стенах церквей и монастырей. Часто в этих массовых погромах принимали участие сами священнослужители. Набожные руандийские крестьяне собирались в церкви в надежде найти защиту от боевиков Интерахамве. Эти же самые боевики, при поддержке солдат, жандармерии или бойцов президентской гвардии, закидывали церковь гранатами, а после шли добивать мачете еще живых.

Несмотря на противодействие Ватикана, бельгийский суд приговорил к 12 и 15 годам заключения  бежавших в Бельгию после падения власти Hutu Power бенедиктианских сестер Марию Кисито и Гертруду Муканганго – за участие в убийстве тысяч гражданских лиц, укрывшихся в монастыре Сову на юге Руанды. Свидетели на суде рассказывали, как эти монахини активно помогали эскадронам смерти разыскивать прячущихся тутси. Они же принесли бензин, с помощью которого было подожжено здание, где прятались гражданские лица. Они, конечно, были далеко не единственными. Шок от осознания причастности церкви к геноциду привел к резкому росту переходов местного населения в ислам. Именно руандийские мусульмане в 1994 году не поддались «патриотической» истерии и саботировали геноцид, укрывая в своих домах и мечетях жертв преследований. И дело тут скорее всего не в догматике – хотя, конечно же, они ссылались в своем выборе на суры Корана. Просто маргиналам (а до геноцида мусульман в стране было не более пяти процентов) всегда проще сохранить здравый смысл в условиях массового помешательства. когда все доминирующие социальные институты (государство, мниципалитеты, бизнес, школа, церковь) поставлены на службу окончательному решению вопроса «тараканов-вредителей».

***

Еще одним популярным сюжетом пропаганды Hutu Power демонизирующей тутси был мотив вторжения РПФ с территории Уганды. Вторжение же это было обусловлено нежеланием правительства Хабиариманы идти на компромисс и принимать руандийских беженцев. Категорический отказ от обсуждения вопроса их реинтеграции был принципиальным пунктом программы Хабиариманы. В ответ на всякие попытки инициировать переговоры о репатриации беженцев тот твердо стоял на своем: Руанда – это маленькая бедная страна с большим населением, и в ней нет места для беженцев тутси. В итоге последним пришлось добиваться права на возвращение с оружием в руках. «Рубанда ньямвинши» – народное большинство, конечно же, ассоциировавшееся с населением хуту, должно было чувствовать себя в опасности, ожидая порабощения чужеземными ордами феодалов и монархистов. Ветераны РПФ вспоминали, как занимая тот или иной населенный пункт, они сталкивались с тем, что крестьянское население с недоверием разглядывало их, пытаясь удостовериться, что у тех на самом деле нет копыт и хвоста – как ранее убеждали их некоторые пропагандисты Hutu Power.

***

Накануне двадцатой годовщины начала геноцида президент Кагаме дал интервью журналу Jeune Afrique, в котором в очередной раз напомнил о роли Франции в подготовке и осуществлении геноцида. В ответ на это интервью Франция отменила свое участие во всех траурных мероприятиях, происходящих в Кигали. Ветеран французской дипломатии Ален Жюпе выступил с открытым обращением к президенту Олланду, призвав его «защитить честь республики». Тот откликнулся на призыв, и в итоге честь была «защищена». В самой же Руанде люди хорошо помнят о том, как французские инструкторы готовили эскадроны смерти, как армия закупала вооружение в Египте на французские займы, как французские солдаты участвовали в проверках документов, передавая боевикам Интерахамве обнаруженных ими тутси, как, наконец, французские солдаты участвовали в подавлении восстания тутси в горах Бисесеро, и как с территории «зоны безопасности», созданной французскими миротворцами в рамках операции «Бирюза», продолжало вещать радио ненависти RTLM.

Думаю, французам самим были не очень-то приятны их руандийские «партнеры» –  но что делать, если интересы большой политики диктуют свои правила. За спиной РПФ стояла Уганда, которая прочно ассоциировалась с американским влиянием. Угроза потери Руанды, а вместе с ней, и ключей к Конго, требовала решительных действий.

Когда у президента Миттерана спросили, что он думает о происходящем в Руанде, тот ответил, что в таких странах как Руанда геноцид – вполне обычное дело.

***

Впрочем, в посление годы Франция пыталась порвать с неудобной и уже тяготившей ее репутацией защитницы националистов-хуту. После долгих лет политического покровительства скрывающимся на ее территории руандийским преступникам Франция приступила к расследованию дел некоторых наиболее одиозных персонажей из их числа. Так, совсем недавно французским судом присяжных был осужден и приговорен к 25 годам заключения прикованный  к инвалидному креслу бывший офицер руандийской службы безопасности Паскаль Симбикангва, ответственный за расправы над журналистами и активистами оппозиции и за вооружение боевиков во время геноцида. На суде Симбикангва отказался признать себя виновным и заявил, что за все эти сто дней лично он не видел ни одного трупа.

Источник

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Фанатизм есть признак подавленного сомнения.
К. Юнг
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.