Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Марксизм и клерикализм. Часть четвертая
 
7. МЕЖЦЕРКОВНЫЙ КОНФЛИКТ И ПОЗИЦИЯ КОММУНИСТОВ
Рассматривая суть межцерковного конфликта православных церквей на территории Украины, П.Симоненко подходит к конфликту церквей как к «заговору против украинского православия». Разбору этого заговора посвящена значительная часть его сборника (Статья «Коммунисты и православие в Украине», С.37-66) . При этом у него получается, что истинной украинской церковью является Русская православная церковь московского патриархата.
П.Симоненко противопоставляет «каноническое» православие как католицизму и протестантизму, которые по его определению «чуждые» нашей традиции ветви христианства, и составляют «духовную основу западного сообщества» (С.42), так и «неканоническому» православию в лице украинской православной церкви киевского патриархата, и украинской греко-католической церкви.
Следует обратить внимание на то, что согласно П.Симоненко получается, что так называемое «каноническое» православие в лице УПЦ МП не является духовной основой капитализма. Хотя факты свидетельствуют о противоположном. Как в России, так и в Украине православная церковь московского патриархата активно поддержала контрреволюционную реставрацию капитализма и вполне находила общий язык как с Ельциным и Путиным, так и с Кучмой, не говоря уже о крупных олигархах.
Интересно в устах главного коммуниста Украины звучат определения одной церкви «канонической», других «ересью» (С.51), «безблагодатными группировками филаретовцев и автокефалистов» (С.53), Филарета – «лжепатриархом» (С.54), обвинения, что  они не в состоянии провести «совместную литургию» (С.57), а также переживания по поводу ослабления православия расколами (С.53). И особенно – вывод П.Симоненко, что «заниматься делами украинского православия может исключительно Русская Православная Церковь» (С.60).
Такой подход к межцерковному конфликту определен тем, что он считает УПЦ-КП и УАПЦ «пятой колонной» католицизма (там же). Он осуждает политику украинской власти как антиправославную (С.60) в угоду Западу и неспособную «отстаивать национальные интересы своей страны... готова продать и предать все, чем дорожит наш народ: и его историю, и традиции, и православную веру» (С.61).
Мало того, П.Симоненко требует, чтобы Компартия Украины четко определила свои позиции в «межцерковной борьбе» (С.63). И суть этой позиции в том, чтобы компартия открыто стала поддерживать одну из ЦЕРКВЕЙ – «мы неоднократно заявляли о своей поддержке канонической Украинской Православной Церкви» (С.64). Он требует от партии, чтобы в межконфессионной борьбе «выработать новую тактику взаимоотношений коммунистов и религиозных организаций..., отыскать точки соприкосновения интересов партии и церкви...» (С.68), и тут же заявляет, что «цели коммунистов и церкви совпадают» (там же).
Таким образом, конфликт кланово-олигархических группировок П.Симоненко переводит в плоскость межцерковного конфликта, пытается раскрыть суть первого через второй, который понимается как воплощение конфликта Западной и Восточной цивилизаций. Через эту призму он также рассматривает и политику государственной власти – на пользу какой церкви она направлена: если на пользу не УПЦ МП, то это есть политическое вмешательство в межконфессиональные отношения, хотя тут же предлагает выработать государственную «вероисповедальную политику» (очевидно взамен принципа свободы совести) в пользу «канонической» церкви.
При этом П.Симоненко настаивает, что «независимость церкви – понятие совсем иного рода, чем независимость государства» (С.54), противопоставляя эту позицию требованию раскольников и националистов в Украине: «в едином государстве – единая церковь» (С.56).
На самом деле понять суть этого межцерковного конфликта и выработать действительно коммунистическую позицию в его отношении можно лишь при условии марксистского историко-материалистического анализа этой сути.
По большому, счету межцерковные отношения всегда были продуктом государственной политики и лежащих в ее основе отношений собственности.
Это относится и к действительным причинам раскола христианства почти тысячу лет назад на православие и католицизм, которые состояли не столько в теологических расхождениях, сколько  в разной степени формирования институтов государства в Византии в отличие от государств Западной Европы, что, в свою очередь, зависело от степени развитости отношений собственности на землю.
Это также относится и к межцерковным конфликтам, порожденным поражением социализма и реставрацией капиталистических отношений на территории СССР и Восточной Европы. Понять суть межцерковных конфликтов без раскрытия их связи с контрреволюционной реставрацией капитализма в нашей стране и появления так называемых «независимых государств» - в принципе невозможно. Можно лишь запутать суть дела, что и получается у П.Симоненко, и сбить партию и широкие пролетарские слои  нашего общества на ложные позиции.
Во-первых, следует отметить, что в противостоянии труда и капитала, которое в ХХ веке превратилось в противостояние двух мировых систем – социализма и капитализма, церковь, в подавляющем большинстве случаев, была на стороне капитала, зависела от политики капиталистических государств, была их инструментом в борьбе против социализма и мирового революционного и рабочего движения. Сам П.Симоненко прекрасно иллюстрирует это на примере борьбы Ватикана против СССР и его поддержки антисоциалистического движения (С.47). Аналогичную работу на территории СССР вели различные протестантские церкви.
Но отсюда совсем не следует, что УПЦ МП была защитницей СССР и социализма, как это пытается представить П.Симоненко. Как раз наоборот. Православие выступило не меньшим врагом коммунизма и коммунистической партии, активно поддержало все мероприятия по «демократизации» социализма, которые закончились тем, что общенародная собственность, в следствие приватизации, оказалась в руках новой буржуазии. Хотя, и о  «возврате» своей собственности УПЦ  МП тоже позаботилась.
Конечно, та часть православия, которая встроилась в систему СССР, занимала до поры, до времени лояльную позицию, в отличие от всех ее заграничных осколков, – прямо поддерживавших все антисоветские мероприятия своих заморских хозяев. Но теперь эти обе части активно объединяются.
Ситуация в УССР была примерно такой же. Официальное православие какое-то время занимало лояльные позиции. Вытесненные же за границу церкви, в первую очередь УГКЦ, были открыто враждебны социализму. Сегодня уже мало кто помнит, как руховцы называли Филарета - тогдашнего Киевского митрополита – агентом КГБ и скрытым коммунистом. Но все это было очень недолго. Филарет очень быстро "исправился" и перескочил в стан "демократов".
Действительной причиной межцерковного конфликта были социально-экономические интересы зарождавшейся в недрах СССР буржуазии в отношении не только легализации своих аппетитов на общенародную собственность, но и в закреплении за собой во властной форме права руководить процессами приватизации. То есть, сначала – интересы борьбы за капиталы, потом – борьбы за «независимость» и государственную власть, и, только вслед за этим, борьба за «духовную» монополию в виде украинской «поместной» церкви, которая должна освятить и первую и вторую цель. Со стороны же церковных чиновников во главе с Филаретом существовал свой встречный интерес – получить монопольное право на территории «независимого» государства торговать «вечной жизнью», что в условиях развала и нищеты, порожденной контрреволюционным восстановлением господства капиталистов,  имеет значительный спрос и дает немалую прибыль.
Вполне очевидны и причины сопротивления со стороны руководства Московского патриархата этим сепаратистским устремлениям, что вполне соответствует интересам российского капитала, который заинтересован распространить свое господство не только на территорию России, но и в соседних государствах, которые он рассматривает как сферы своего влияния и контроля, а также в разрезе будущего «собирания земель».
 Просто на первом этапе капиталистической контрреволюции в СССР установление господства новой буржуазии вынуждало к шагам по раздроблению общегосударственной собственности, - слишком уж крупной она была для присваивания, что неизбежно выливалось в политическую суверенизацию. Знаменитое ельцинское: «Берите суверенитета столько, сколько сможете» - наглядный тому пример. «Пирог» мог быть съеден только по частям, потому буржуазия мучительно боролась между двумя взаимоисключающими стремлениями: прибрать к рукам хочется все, но не по зубам.
Таким образом, точно также, как государство является для крупного капитала инструментом осуществления и защиты своих классовых интересов (и внутри страны, и за рубежом) – религиозные конфессии в руках государства являются «духовным» (хотя, скорее религиозно-полицейским) инструментом для проведения государственной политики в интересах того же господствующего класса капиталистов. Вполне понятно, что выполнять эту функцию удобнее унифицированным инструментом, потому и присуще стремление государства к образованию «своей», «поместной» церкви – причем как для внутренних, так и для внешних вопросов.
Поэтому укорененность УПЦ КП, которая и сама претендует на эту роль, в качестве «консолидирующей» нацию церкви, существует в той же мере, в какой укоренена в Украине  «независимая» государственная власть класса буржуазии. И в той мере, в какой этот класс раздирают внутренние противоречия, усугубляемые тем, что современный капитализм перешел в стадию империализма и внутренние интересы капиталистов могут быть реализованы лишь при их совпадении с интересом империалистических группировок, - в этой мере и реализуется «вероисповедальная политика» украинского государства в отношении своей «поместной» православной церкви. Чем сильнее влияние империализма США, тем больше разговоров о ее создании. Но, вслед за усилением этого влияния активизируется деятельность протестантизма – религии метрополии, что также ставит под сомнение вопрос о единой государственной церкви. Если же усиливается влияние российского капитала, то эти разговоры и устремления уходят на задний план, но не исчезают. Убогая государственность украинской буржуазии порождает и убогие потуги в сфере закрепления монополии этого государства на «духовное» господство.
В любом случае, церковь является инструментом господствующего класса буржуазии и действует в интересах этого класса. Поэтому все церковные «социальные доктрины» оказываются не более, чем фиговым листком, прикрывающим эту инструментальную роль церкви. Трудящиеся классы, все более пролетаризирующиеся в ходе нарастающей концентрации капитала, являются в этих условиях лишь объектом идеологических манипуляций, которые руками церкви проводятся более успешно, чем напрямую государством, или массовыми покупателями «вечной жизни», на котором создается материальное благополучие попов.
Следовательно, привязывание Компартии Украины к защите интересов одной из церквей – УПЦ МП, есть на самом деле подчинение действий коммунистов задачам одной из группировок буржуазии, и, тем самым, предательство интересов трудящихся.
Последствием такой позиции КПУ в межцерковном конфликте может быть лишь углубление разобщенности угнетенных классов по религиозному признаку, подчинение пролетарских интересов интересам и задачам одной из группировок буржуазии, что неизбежно обрекает трудящихся на новые поражения и безысходность. Поэтому позиция коммунистов в межцерковном конфликте должна состоять не только в разоблачении классовой сути этого конфликта, но и в последовательном проведении принципа свободы совести для трудящихся классов и «принципа» отделения церкви от партии как условия восстановления пролетарской сути последней и прекращения обслуживания интересов одной из капиталистических группировок под видом «защиты духовности».
Но, может быть эта группировка буржуазии, которая тесно связана с интересами российского капитала, выполняет прогрессивную роль в борьбе против империалистического господства мирового капитала во главе с США и, следовательно, православие в лице РПЦ также является форпостом в борьбе против мирового империализма и в этом смысле прогрессивно? С этим вопросом нужно разобраться подробнее.
Продолжение следует.
 
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Правительство, которое не хочет кормить свой народ, будет кормить чужой.
morky
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.