Рецензия на книгу: John Fund, Hans von Spakovsky «Who’s Counting? How Fraudsters and Bureauctates Put Your Vote at Risk», Encouter Books, 2012 и Richard L. Hasen «The Votings Wars. From Florida 2000 to the Next Election Meltdown», Yale University Press, 2012.
Российскому наблюдателю американская демократия представляется образцовой и почти идеальной.
В США регулярно проводятся выборы с непредсказуемым итогом, демократы занимают места республиканцев и наоборот, существует реальная политическая конкуренция. Президент, чьи полномочия закончились, не пытается до последнего бороться за свои права, изменять под себя Конституцию или назначать «преемника».
Впрочем, не становится он и врагом нации или изгнанником. Итоги электоральных кампаний за редчайшим исключением не оспаривают манифестанты. Напротив, выборы признаются всеми участниками игры, и побежденные в обязательном порядке жмут победителю руку перед телекамерами.
В русле теории демократии, созданной Йозефом Шумпетером и затем развитой многими авторитетными политологами XX века, именно эта возможность отзыва и ротации элит избирателями является гарантией существования в США демократических институтов.
В самой Америке в последние годы, однако, распространяется более критическое отношение к собственной политсистеме. Знаменитый скандал 2000 года, когда в результате перевеса в несколько сотен голосов избирателей во Флориде кандидат в президенты США Джордж Буш получил всех выборщиков штата и выиграл кампанию в целом, стал своеобразной точкой отсчета для подобных дискуссий. В актуальной критике «демократии в Америке» участвует сейчас даже Голливуд.
Достаточно вспомнить комедию The Campaign о провинциальных выборах, вышедшую на экраны несколько месяцев назад. Не отстают, разумеется, журналисты и блогеры. Историк Нейл Фергюсон в одной из своих колонок в Newsweek некоторое время назад предложил задуматься о том, почему срок президентского правления составляет четыре года, как было и в конце XVIII столетия, во времена создания американской Конституции – средний срок жизни людей-то с тех пор вырос более чем в полтора раза.
С подобной аргументацией мы сталкиваемся довольно часто. Демократические институты, возникшие более 200 лет назад, доказали свою жизнеспособность, но все-таки они не были рассчитаны на современный мир, в котором люди, товары и информация с гигантской скоростью перемещаются между штатами и государствами. Важно тут вот что: большая часть критики избирательной системы в США все-таки совсем не преследует своей целью ее демонтаж. Скорее, задача критиков состоит в том, чтобы выявить проблемы и предложить задуматься над поисками их решения. Критики американской демократии – не революционеры, но патриоты.
Текст рецензии на Terra America. |