Во-первых, это школы, как правило, небольшие по количеству учащихся, обеспеченные высококвалифицированными педагогами. Это насущная необходимость: потребность в знаниях у учащихся таких школ чрезвычайно высока, стандартное образование удовлетворить ее не может. Нормативное же финансирование означает отказ от оригинальных спецкурсов, индивидуальных учебных планов, самостоятельных научных исследований, возможности лабораторной и экспедиционной работы. Все это невозможно в рамках массовой школы. Нас уже много лет убеждают, что учеников в школе должно быть много, а учителей мало. Этот идеал уже успешно реализуется: его результат - переполненные классы, примитивизация программ и сокращение учебных часов, ЕГЭ как единственный итог школьного обучения.
Недавно с помощью нормативно-подушевого финансирования массово закрывали сельские школы, теперь рассматривается вопрос о школах для детей с особыми образовательными потребностями.
Во-вторых, невозможно «оптимизировать» такие школы, не изменив их суть. Объединение нескольких близких по духу маленьких школ не поможет решить финансовые проблемы, а механическое слияние создаст массу организационных, педагогических, психологических проблем для всех участников образовательного процесса. Ведь речь идет не просто об объединении зданий и потоков финансирования — объединять придется живые коллективы с разными педагогическими подходами и традициями.
Теперь, с окончательным введением в действие Федерального закона №83, государство предлагает школам решать финансовые проблемы с помощью системы «платных образовательных услуг». Но мы — общество — не можем себе этого позволить: способности ребенка не зависят от благосостояния родителей. В школах для детей с повышенной учебной мотивацией есть ученики, принадлежащие к самым разным социальным слоям, и если бесплатным останется только обеспеченный госстандартами минимум, многие таланты будут погублены.
Принятый недавно в первом чтении проект закона «Об образовании» фактически подписывает таким школам смертный приговор, так как ни лицеев, ни гимназий, ни школ с углубленным изучением отдельных предметов там просто не предусмотрено. В одобренном депутатами законопроекте есть глава «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся». В ней декларируется (без какой-либо конкретики!) поддержка государством детей с ограниченными физическими возможностями и выдающихся спортсменов и музыкантов, будущих военных и сотрудников правоохранительных органов, летчиков и моряков. Детям с повышенной учебной мотивацией (ст. 82) обещано бесплатное участие в олимпиадах и индивидуальные денежные поощрения за выдающиеся успехи.
Нет даже упоминания о государственном обеспечении повышенных образовательных потребностей этих детей! (Юридически выверенная поправка о включении в Закон лицеев и гимназий предлагалась на общественных слушаниях ОПРФ, но до сих пор не принята.) Зато такая поддержка будет оказана школам для детей дипломатов (ст. 92): «Нормативные затраты оказания государственных услуг в сфере образования загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации … должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся…».
Мы чрезвычайно обеспокоены нынешними и грядущими переменами в системе образования. Мы вправе ожидать от власти, что она уделит детям с особыми образовательными потребностями достойное внимание, учитывая необходимость развития России не как сырьевой страны третьего мира, а как высокоразвитой в технологическом и нравственном отношении державы.
Мы требуем принять следующие первоочередные меры:
1. Закрепить законодательно статус образовательных учреждений для учеников с особыми образовательными потребностями.
2. Разработать систему государственного финансирования, которая позволит эффективно функционировать малокомплектным школам, а также образовательным учреждениям, специализирующимся на обучении и воспитании отдельных категорий учащихся: сельским школам, школам для детей с ограниченными физическими возможностями и для детей с девиантным поведением, авторским школам и школам для детей с повышенной учебной мотивацией.
3. Признать политику «оптимизации» образовательных учреждений экспериментом, результаты которого не очевидны и неоднозначно оцениваются педагогическим и родительским сообществом. Прекратить процесс слияния школ до проведения независимого мониторинга эксперимента и широкого обсуждения его результатов.