В начале ушедшей недели российский интернет серьезно лихорадило. Сначала загадочные силы кибеправопорядка в лице Роскомнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций) приняли решение о блокировании легендарной "Лурки", сайта, который в формате народной энциклопедии агрегирует в себе основные мифы и мемы рунета. Сутки спустя появилась информация о том, что аналогичная участь может ждать "Либрусек" и - о ужас! - чуть ли не самую важную часть нашей повседневности, "Рутрекер".
Спустя несколько дней все эти замечательные проекты находятся в строю и работают. Власти и владельцы сайтов сошлись на том, что последние удалят "противоправный контент" - материалы, посвященные наркотическим веществам и суициду. Однако впечатления того, что сайтам и нашей свободе в интернете больше ничего не угрожает, почему-то не возникает. Роскомнадзор продемонстрировал, что новый закон о "черных списках" сайтов работает, причем именно так, как предполагали его критики: безобразно плохо. Только ленивый за последний месяц не упрекнул российских законодателей в безграмотности и непрофессионализме при попытках создать механизмы регулирования интернета.
Повторяться не имеет смысла, достаточно указать на два простейших факта. Во-первых, почти мгновенной блокировке без судебного решения сегодня подлежит абсолютно любой сетевой проект, в том числе и такой, вокруг которого завязаны деловые, творческие и личные интересы сотен тысяч людей. Юный министр связи Никифоров пару месяцев назад, в разгар скандала вокруг "Невиновности мусульман", не без гордости говорил о том, что при необходимости его ведомство может заблокировать для россиян даже Youtube.Никифоров, судя по всему, не понимал, в какое глупое положение он ставит себя этой готовностью ради административного "порядка" и торжества бюрократической идеи лишить миллионы граждан фундаментального для современной культуры канала распространения информации. Интересно, готов ли Никифоров с той же легостью отказаться, например, от письменности? Ведь письменность очень часто использовалась экстремистами.
Во-вторых, для настоящих "злоумышленников" или "интересующихся запрещенной информацией" никакой проблемы в обходе запрета Роскомнадзора нет и не будет. Российское государство может вынудить местных провайдеров заблокировать доступ к определенному IP-адресу (именно это случилось с "Луркоморьем"), но оно совершенно не в силах сделать этот адрес недоступным для всех других узлов сети, находящихся за пределами России, равно как и ограничить доступ к этим последним. На практике это означает, что "среднестатистический" (сейчас модно обсуждать разных "среднестатистических" личностей, с легкой руки единороса Костунова) пользователь интернета может примерно секунд за тридцать продемонстрировать свое отношение к мероприятиям родного государства, воспользовавшись одним из тысяч прокси-серверов. Более того, прокси в некоторых сервисах функционируют в автоматическом режиме, так что даже настраивать ничего будет не нужно. В браузере Opera, к примеру, для выхода из под юрисдикции Роскомнадзора достаточно активировать функцию Opera Turbo, сжимающую веб-трафик на серверах норвежской компании-разработчика. Кстати, самые продвинутые депутаты (опять же привет Костунову) догадались о таких антигосударственных особенностях интернета, и теперь предлагают запретить прокси-серверы, для чего - в силу технической реализации этой технологии - пришлось бы заодно отказаться от всех стандартных протоколов шифрования информации и забыть о почтовых услугах Google или покупках в интернет-магазинах при помощи банковской карты.
Однако, вне зависимости от того, какими идиотами выглядят чиновники в нынешней ситуации, "черные списки" представляют собой более глубокую проблему, чем может показаться на первый взгляд. Речь в данном случае идет не просто о технологиях или о даже о пресловутой политической цензуре, которую все так опасались и которая де-факто уже действует. По сути, перед нами скорее ценностный, культурный конфликт, который можно интерпретировать в терминах глубочайшего разлома, проходящего между оффлайновым, дряхлым и подслеповатым российским государством и цифровым поколением - молодыми гражданами страны, родившимися на исходе советской эпохи и в первые постсоветские годы.
Государство, даже в лице его наиболее передовых агентов вроде министра Никифорова, судя по всему, искренне не понимает, что оно проспало, проморгало появление нового культурного слоя, активно развивающегося, богатого, в котором есть свои герои и свои правила. Что культура, выстроенная вокруг того же "Луркоморья", при всей ее одиозности, в действительности представляет собой реальную ценность - и для участников проекта, и для десятков тысяч читателей, и даже для ученых и исследователей современного общества. Чиновники живут в иллюзорной реальности, в мирах Салтыкова-Щедрина. Здесь они единственные полноправные хозяева ситуации, любые, даже самые фантастические правила, придуманные ими, исполняются и проч. Для российской бюрократии интернет представляет собой агломерацию не граждан, наделенных правами, но своеобразных киберхолопов, которым по ленности барина сперва предоставили излишнюю свободу. Настала пора этот Юрьев день отменить - решили чиновники. В ходе этого введения единомыслия государство своей громоздкой тушей пытается опереться на некоторые непререкаемые нравственные ценности, чтобы его действия не выглядели совсем уж варварскими. Сегодня такие ценности выстраиваются вокруг защиты прав детей и борьбы общества с фигурой педофила. Думаю, нет смысла в очередной раз указывать на то, что именно эта борьба гипостазирует угрозу.
Для поколения, выросшего в интернет-культуре, для которого сеть представляет родной дом, нынешнее явление кибержандарма является чем-то неслыханным. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что в течение больше десяти лет интернет прекрасно обходился без государственного сапога и портянки, и что он может обходиться без их ароматов и впредь. Однако государство даже не считает нас достойными диалога, оно не снизошло для того, чтобы попытаться понять, что в течение этого десятилетия проходило у него под носом. Государство сегодня требует от нас безоговорочной капитуляции: нам предлагается просто отказаться от привычной культуры и привычных прав, подчинившись нелепым и архаическим цензурным ограничение. Так очередное российское вставание с колен оборачивается введением цифрового крепостного права. С моральной точки зрения каждому из нас теперь предлагается ответить на вопрос: что важнее, порядок в "империи" или личная свобода? Всепоглощающая власть бюрократов или стихийные, анархические культурные образования? Вслед за этим выбором наступит время действий. Думаю, что интернет-культура склонится в пользу элементарного саботажа российской государственности. Что, в свою очередь, приведет к еще большей делегитимации последней.
Дальше - возникают темы для отдельного разговора, но все-таки наметим их. Россия в течение несколько лет декларировала модернизацию, но случай с "черными списками" показывает, что государство фактически даже не в состоянии сформулировать вопрос о том, что следует модернизировать, что оно вместо обновления потворствует архаическим и примитивным формам идеологического контроля в стиле 70-ых годов прошлого века.
Из-за общей безалаберности наших властей мы долгое время были, своего рода, пионерами в области авторского права и свободного обращения цифрового контента (особую роль тут занимал как раз Рутрекер). В то время как "развитый мир" продолжает торговать файлами как пирожками - поштучно, мы бесплатно (и нелегально) знакомимся с передовыми достижениями культуры, начиная от джазовой музыки и заканчивая профессиональными программными комплексами. Сейчас все идет к тому, что когда мир откажется от идеи поштучной торговли цифровыми пирожками, предложив какую-то более разумную форму сотрудничества между правообладателями и пользователям, министр Никифоров и его коллеги будут упорно добиваться именно строгого выполнения действующих ГК и УК, согласно которым все активное население страны, пользующееся интернетом, является закоренелыми преступниками.
Фактическая свобода цифрового контента была в последние годы одним из значимых преимуществ жизни в России и хотя бы отчасти компенсировала отсутствие другой инфраструктуры, судов, официального образования и дорог. Но "черные списки" ставят на этом крест или, по крайней мере, создают обстановку нервозности, сводящей на "нет" все прежние плюсы.
И, наконец, многих интересует вопрос, будет ли революция, если власти запретят интернет. Я думаю, что революции не будет, поскольку у власти не хватит интеллекта и профессиональной компетенции, чтобы запретить его грамотно и всерьез. Но при этом нервы мы, киберхолопы и кибержандармы, друг другу потреплем сильно.
источник