Стремление всем нравиться есть стремление невротическое. Невротическим его делает именно слово "всем". Нормальный (не невротизированный) человек стремится понравится только тем, кто важен для него самого. Человек, стремящийся нравиться всем, обречен на мучения.
Дело даже не только в том, что пытаясь понравиться всем, приходится тратить все своё время и силы на ненужные тебе действия, но и в том, что это принципиально невозможно, сколько бы у тебя не было времени и сил. Потому что в жизни иногда приходится совершать альтернативный выбор, и невозможно нравиться одновременно сторонникам всех альтернатив. Невозможно писать, например, тексты, за которые тебя будут хвалить фашисты и коммунисты одновременно. Таков путь вещей.
Теперь еще раз внимательно смотрим на картинку. В чем феминистки обвиняют патриархат? В данном случае они обвиняют патриархат в том, что в нем не существует "кнопки", идеальной модели поведения, придерживаясь которой можно нравиться всем.
То есть внутри феминистки сидит все та же "хорошая девочка", которая строго соблюдала то, что казалось ей общественными предписаниями (а на самом деле было ее собственной невротической установкой), и не получив результата, обвиняет патриархат в нечестной сделке. Митинг обманутых вкладчиков МММ.
Здоровое, не-невротическое решение состоит не в том, чтобы искать чугунную универсальную модель (то есть всегда соглашаться на секс, чтобы тебя не назвали стервой, или никогда не соглашаться, чтобы не назвали шлюхой) и не в войне против воображаемых врагов, а в том, чтобы преследовать свои интересы (то есть соглашаться на секс с тем, кем хочется, и не соглашаться - с кем не хочется). При этом, естественно, от половины и больше окружающих будут тобой недовольны. Собственно, абсолютное большинство людей так и живет. Фокус в том, что для авторов плаката и для его (плаката) целевой аудитории это открытие, причем открытие неприятное.
Вот, кстати, и ответ на вопрос, почему феминизм с трудом идет в массы. И почему так много невротизированных феминисток. Потому что данная листовка (как и другая феминистическая агитация) резонирует именно с невротической установкой. Она просто не зацепит женщину, у которой нет невротической потребности всем нравиться.
И за это ее феминистки назовут прислужницей патриархата, мужской рабыней и жертвой внутренней мизогинии, чем окончательно закрепят пропагандистский эффект.
|