Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Церковь для консерваторов
У многих заявление Чаплина по поводу Моцарта вызывает недоумение.

Поскольку это не первое неадекватное заявление Чаплина, то недоумение от этого становится только больше.

Я считаю, что в данной ситуации Чаплин поступает совершенно логичным образом, как самый что ни на есть эффективный менеджер.

Церкви нужны активные (воцерковленные) прихожане. Нужны с любой точки зрения, хоть с экономической (потому что именно активные прихожане оплачивают требы, делают пожертвования, покупают свечки и прочие артефакты), хоть с возвышенно-мистической (потому что Спасение в православии осуществляется только через Причастие, ну и вспомогательную процедуру покаяния). В данном случае наблюдается полное тождество духовности и прагматизма.

У церкви есть две стратегии поведения - становится более либеральной или становится более консервативной.
Если церковь будет становится более либеральной, привлечет ли она новых прихожан? Правильный ответ - нет.
Среди либералов (либералов в американском смысле, "left-wing") критически много атеистов и агностиков, и даже верующие среди них это обычно "верующие в душе". Если церковь будет становиться более либеральной, они не привлечет их в свои стены - наоборот, такой поворот только увеличит количество верующих в душе, придаст этому варианту религиозности дополнительную легитимность. В то же время консервативно настроенных ("right-wing") прихожан либерализация церкви оттолкнет, и оттолкнет конкретно.

На примере США можно изучить, как прихожане активно покидают более прогрессивные церкви, перебираясь в более консервативные. Цитирую по книге Марка Дж. Пенна и Кинни Э. Залесна "Микротенденции", глава "Сокрушительницы витражных потолков", о женском духовенстве.

Женское духовенство чаще, чем их коллеги-мужчины, активно занимается политическими и общественными вопросами. Согласно исследованию, проведенному среди священнослужитель-ниц, прежде всего их безоговорочно волнует вопрос социального обеспечения, в том числе расширяющееся неравенство между богатыми и бедными. Заним идет толерантность и гражданские права, включая проблемы расизма, затем — общественный порядок и политкорректность и наконец права сексуальных меньшинств. В конце этого списка - оборона и внешняя политика. В отличие от мужского духовенства женщин-пастырей менее всего заботят «семейные ценности» и «духовная и моральная обеспокоенность тем, что страна отворачивается от Бога».

Вряд ли этот список может удивить, поскольку женское духовенство более либерально — иногда чрезмерно, — поэтому в большинстве своем поддерживает кандидатов от демократической партии. В прошлом поколении многие из них были бы учителями, работниками социальной сферы или гражданскими волонтерами, но сейчас они сочетают стремление к социальной справедливости с верой в Бога, поэтому поднимаются на кафедры проповедников или выполняют функции священнослужителей.

Видна логичная корреляция между женским священством и прогрессивностью церкви. А вот как реагируют на это прихожане:

За последние 50 лет численность почти всех религиозных групп, принимающих женскую службу, значительно снизилась. А все крупные религиозные группы, исключающие женщин-клириков, существенно увеличились. Как показано на приведенном ниже графике, снизилась численность основных протестантских групп, в которых роль пасторов могут исполнять женщины. Численность большинства других конфессий, исключающих женщин, увеличилась.

Католики в Америке, чья численность слишком велика, чтобы поместиться в эту диаграмму, исключают женщин-священнослужительниц, их количество за последние 50 лет выросло с 42 до 67 миллионов. Американские мусульмане, также не вошедшие в эту диаграмму по причине слишком небольшого их числа и также запрещающие женщинам служить, выросли с 527 тысяч в 1990 году до 1,1 миллиона в 2001 году согласно Исследованию изучения религий в Америке. (Это количество к настоящему времени могло значительно возрасти.) Иммигранты, безусловно, играют свою роль, но общая ситуация не меняется.

Невольно покажется, что присутствие женщин в определенных конфессиях заставляет паству разбегаться. Кому нужны слова святого Павла «Я запрещаю женщине проповедовать и иметь силу над мужчиной», когда жизненный опыт доказывает, что если нужно укрепить религию, то следует запретить в ней женское духовенство.

Но скорее всего дело в том, что допуск в религию священ-нослужительниц является частью крупной тенденции либерализации, которая сама по себе становится непопулярной среди верующих. Женщины-клирики, чье число увеличилось с нарастанием феминистского движения, представляют собой интеграцию прогрессивного гражданского общества в религию. Но все больше и больше людей убеждаются: либерализация — это не то, что нужно им утром в воскресенье. Больше 77 процентов тех, кто регулярно посещает церковь, говорят, что ходят на службы, ибо так им велит душа, и только 23 процента руководствуются разумом. Для политических дискуссий, дружеских встреч и обмена взглядами можно отправиться в клуб «Сьерра»*. В церковь идут, чтобы проникнуться озарением, страхом и убежденностью. Поэтому женщины-клирики ищут и вырабатывают свой стиль, который одушевляет религию, а это нечто совершенно новое для старых прихожан.

Обратите внимание - численность паствы консервативных конфессий растет. По тем же самым причинам, о которых я написал выше. Консервативная церковь не может оттолкнуть от себя прогрессистов - их просто некуда отталкивать. Для церкви они, даже если числятся в ней, являются "мёртвыми душами". Зато она может привлечь к себе реакционеров. Чем, собственно, и занимается.

Заявления Чаплина - против Моцарта, о православном дресс-коде, об экстремизме в трудах большевиков, о том, что богохульство хуже убийства - направлены именно на привлечение радикальных реакционеров, находящихся, в общем, ВНЕ культурного поля цивилизованного общества. Эти слова для них - драгоценный сигнал о том, что церковь "еще жива", что она с ними. Эти люди - реальный электоральный ресурс церкви. Те же, кто слушает Моцарта и читает труды большевиков, в церковь все равно не кинутся, даже если сделать десять шагов в их направлении.

Напоследок хотелось бы отметить такую вещь. Есть мнение, что в церкви существует какое-то либеральное крыло, представленное, в частности, Кураевым. Я считаю это заблуждением.

Кураев никакой не прогрессист и не либерал, я прочитал в свое время большую часть его книг, и знаю, что говорю.
Кураев нам кажется прогрессистом на фоне той звероподобной дикости, которой отличаются прочие идеологи церкви. Но он такой же либерал, как Обама социалист.

Он вполне пещерный антикоммунист, антисемит, у него в книгах есть главы типа "крушение мифа о прогрессе", "о мудрости консерватизма", он самый настоящий консерватор - просто он сохраняет человеческий облик. Но его работа - не окормлять либеральное крыло церкви, поддерживая его настроения, а постепенно вести людей от цивилизованного общества к средневековой дикости. От Александра Меня к Всеволоду Чаплину. На то он и миссионер.

Поэтому у него в блоге и писали про Pussy Riot "я узнавал христианство по вашим книгам, а теперь вам самому нужна духовная помощь". Вот это как раз функция Кураева. Наркотический шлюз.

Источник

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Уничтожение дармоедов и возвеличение труда - вот постоянная тенденция истории
Добролюбов
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.