Был сейчас свидетелем и участником душераздирающей сцены из академической жизни. На конфренции “СССР: жизнь после смерти” секция “Национально-культурное строительство в СССР и постсоветский мир”.
Два докладчика друг за другом, вполне респектабельные ученые мужи, докладывают:
Во-первых, русских людей обижают. Во-вторых, это результат национальной политики большевиков в 20-х годах. И в третьих, добавляет один из докладчиков, нам нужна Русская республика с “границами, выходящими за пределы Российской Федерации”.
Такая “наука” и такая “академическая деятельность” вызывает у меня глубочайшее изумление. Во-первых, мне не понятно, как всерьез можно говорить о том, что “русских людей обижают”. То есть в принципе – о чем это они? Возможно, в национальных республиках такое имеет место. Но кто-то встречался с дискриминацией русских в центральных регионах России, в Краснодаре, в Сибири на Дальнем Востоке? А может быть, есть соответствующая социология? Покажите ее мне. Да нет же, это какая-то фантомная боль лавочников и поддерживающих их доцентов, которым тоже нужно за что-нибудь “бороться”.
И вот, во-вторых, они ведут свою борьбу за “Русскую республику”. Я спрашиваю уважаемого докладчика: – Вы всерьез считаете, что на научной конференции стоит обсуждать перспективы подобного государственного образования с границами за пределами Российской Федерации?
- Ага, – радостно кивает докладчик. – А вам бы я рекомендовал больше читать труды современных русских националистов, а то вы некомпетенты во всех этих вопросах.
Боливар отдыхает, если коротко. Аргумент с той стороны: одна культура (русская) должна иметь одну политическую форму, т.е. единое государство. Ну давайте тогда воссоздадим халифат? Поищем на карте Византийскую империю, вместительницу единой православной культуры? И о какой русской культуре идет речь? Доцентской или “народной”? Культура читателей “Вопросов национализма” или культура телезрителей развлекательных шоу? О, мы радостно бросимся друг другу в объятия, особенно когда везде случатся победоносные национально-освободительные революции. История повернется вспять. Как же.
Эти люди предлагают нормативную “социологию”, которая относится к реальности не в режиме анализа и изучения каузальных связей, а в режиме Манилова. “А вот хорошо было бы заиметь нам Русскую республику”. И – “а вот русских людей-то плохо обижать!” Затем факты и теории классифицируются и собираются таким образом, чтобы из них можно было механически дедуцировать соответствующие прокламации. Перед подобным догматизмом отступает даже советский марксизм, который тоже должен был любой ценой доказать и неизбежность краха капитализма, и возможность построения коммунизма в одной отдельно взятой стране, но при этом все же имел в качестве своего первоисточника реальную социологическую традицию, а не политическую листовку.
И в результате националисты, приходящие с подобными тезисами и с подобной методологией в университет, еще жалуются, что их никто не читает и никто с ними не полемизирует. Имейте совесть, господа.
Источник |