Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Заметки на полях 33 Московского Международного Кинофестиваля

Конкурсная картина маститого польского режиссера Феликса Фалька "Иоанна" получила высокие баллы в номинации на приз зрительских симпатий и высокую оценку Федерации киноклубов (мнения зрителей и кинокритиков совпадают крайне редко), получив шанс претендовать на высшие награды. Некоторые региональные киноклубы выставили фильму максимально возможный балл - 10 из 10. Мне же фильм показался отнюдь небесспорным концептуально - невзирая на негласное табу на критику по отношению к восточноевропейским картинам о Холокосте, легко понять тех, кто видит в "Иоанне" весьма сомнительные по отношению к польскому национальному достоинству эпизоды и интонации.

Сюжет - спасение еврейского ребенка польской семьей - можно было бы назвать не просто хрестоматийным, а слегка избитым: Иоанна подбирает девочку, мать которой сгинула во время одной из облав. После такого зачина настраиваешься на благостное духоподъемное кино, составленное из штампов. Тем не менее традиционный набор сюжетных клише, присущих историям о еврейской Катастрофе, отсутствует, эта линия совершенно побочная. Ангелоподобная Иоанна (сыгранная на крупных планах Урсулой Грабовской), внешне чистое олицетворение библейского мученичества (режиссер умышленно выстраивает кадр так, чтобы с экрана смотрела истая богоматерь с младенцем) - виктимная игрушка обстоятельств, которые всегда сильнее неё - сначала спит с немецким офицером, принимает от него помощь и подношения, затем из теплой офицерской постели попадает в лапы настоящих мучителей - бойцов польского Сопротивления, которые вместо того, чтобы похвалить героиню за острый инстинкт самосохранения, почему-то не воздают ей почестей, а объявляют предателем и выстригают клоками волосы, как-то совсем не тянет на мадонну. Видимо, со штампами решено расстаться до такой степени, что гитлеровский офицер - душка, дарит подарочки, старательно не замечает еврейского ребенка в квартире и вообще жалко, что не смог составить счастие героини, а польские партизаны - нетолерантные темные монстры, развернувшие охоту на полек, отличающихся повышенной толерантностью. Бедную еврейскую девочку, которую, на время того как героиня безуспешно пытается наладить личную жизнь, помириться с проклявшими её родителями и найти работу, просто забыли за шкафом, но которая успела на свою беду прикипеть к новой маме, в итоге сдают в католический приют - точно как котенка, с которым новый безответственный хозяин, наигравшись, не смог справиться, отвозят на то место, откуда взяли (маленькую Ружичку нашли спрятавшейся в костеле). В общем, если Фальк хотел выкрутить собственной нации кукиш в кармане, то у него получилось.

Можно, конечно, пойти дальше и порассуждать, почему такие кукиши в кармане с завидной регулярностью появляются именно в культуре бывших социалистических государств, и почему с таким энтузиазмом зрительская элита готова аплодировать любому акту национального самоуничижения, но уж больно подобные вопросы смахивают на риторические. Не удивлюсь, если "Иоанна" в итоге выиграет конкурс - политический мазохизм нынче в моде, и кинематографический тоже.

Совершенно другое впечатление оставляет тонкий, добрый, ироничный, весь состоящий из горьковатого юмора фильм Густаво Бальсы "Страждущие" - два полукарикатурных доходяги, старик - отставной военный, балагур дон Валериано, и чахоточный неудачник Каньете, слоняются по городу, будучи вышвырнутыми из католического приюта. На первый взгляд - чистой воды бомжевание вычеркнутых из жизни людей, к которым с каждым новым кадром проникаешься симпатией. В отличие от польского фильма, воспроизводящего атмосферу страха, подозрительности, недоверия, стукачества, разобщенности польского общества, одиночества отдельного человека перед общей бедой (лейтмотив картины - героиня прячется в квартире, запирая дверь на ключ, и с ужасом прислушивается к стукам, шорохам, шепотам), маленький городок в фашистской Испании - уютное обиталище людей, к которым всегда можно постучаться на ночлег, попросить хлеба, дружеского участия и веселой компании. Любой булочник, любая проститутка, любая домохозяйка приютит, спрячет от фалангистов, нальет стаканчик вина и займется твоими проблемами. Дон Валериано, всю первую половину фильма отпускающий веселые хохмы и подтрунивающий над своим спутником, озабочен покупкой оружия - скоро в их городок приедет Франко, которого старикан поклялся застрелить. Весь фильм - слегка сумасшедшее путешествие по городским улицам двух чудаковатых людей "в ожидании каудильо". При этом вполне реально и нарваться на облаву, и лишиться и без того редких зубов в неравном бою с фашистской фалангой, и загреметь со своей старомодной базукой во франкистский застенок... Дон Валериано, по ходу пьесы представляющийся то монархистом, то фалангистом, то чертом лысым, просто "такую неприязнь к каудильо испытывает, что кушать не может" (с), а его чахоточный спутник оказывается отцом знаменитого коммуниста Каньете, которого ищет франкистская охранка... Фильм обрывается на полуслове, видимо, чтобы зритель не расстраивался отсутствием хэппи-энда - с учетом того, что Каньете уже к концу фильма выплёвывал лёгкие, а каудильо, по моему скромному разумению, благополучно протянул ещё с четверть века, рискну предположить, что кончилось всё не очень хорошо.

Позже выяснила, что режиссер Густаво Бальса - венесуэльского происхождения, большую часть жизни прожил на Кубе, и лишь последние 10 лет живет в Испании. Это, как говорится, многое объясняет;). Можно лишь поздравить Бальсу с большой удачей и порекомендовать посмотреть его картину, 70% успеха которой - благодаря сочному, образному, изобилующему вкусными тонкостями испанскому языку. "Страждущие" - из тех фильмов, что лучше смотреть в оригинале, ибо значительную долю прелести съедает перевод.

Источник

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Человек мало отличается от животного, если он использует свой разум лишь в тех же целях, в каких животное использует свои инстинкты
Кант
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.