Оно исторически возможно (не неизбежно, но возможно) но я до него доживу.
Возможность состоит в том, что мировая существующая социально-экономическая система дошла до своей предельной точки развития и усложнения. Дальше только сохранение существующего положения с неизбежной потерей устойчивости и падением в Темные века. И достаточно много людей это осознает сейчас и еще больше осознает завтра. С другой стороны уже существует тренд варваризации. В России он мне особенно заметен, отчасти от того, что читать на русском мне проще, чем на английском. Наиболее выпуклым считаю так называемое «религиозное возрождение» и прочие радости фундаментализма.
Кризис, короче говоря, экзистенциальный. Глобальная потеря смыслов.
Так вот этот кризис порождает «окно возможностей» в которое можно попытаться влезть, чтобы избежать (не для себя, а для будущих поколений) достаточно неприятной перспективы одичания и даже потери цивилизации вообще. Или еще чего похуже вроде глобального муравейника, где человеческое существование будет сведено к производственной функции с полной чипизацией и утилизацией.
Мне кажется, что выход будет состоять не столько в новых технологиях, сколько в смене самого принципа технологического развития. Речь идет об сознательном отказе от специализации, как основного средства повышения экономической эффективности технологической сферы. Дело в том, что как только специализация превосходит некоторое критическое значение, так управленческие издержки (необходимость координации и планирования процессов для больших масс людей) становится совершенно чудовищными, порождая организационных монстров в виде мегакорпораций и постиндустриальных империй добра.
В качестве желательного идеала мне представляется такая ситуация, когда небольшая группа людей должна иметь возможность автономного существования, причем не впроголодь и в обносках, дрожа от холода и потея от жары, а вполне комфортно, на уровне физиологического оптимума. Существовать и развиваться независимо от государства, корпораций и прочих любителей «организовывать процесс» и «контролировать товарно-денежные потоки».
Это сегодня технологически непредставимо, сразу возникают вопросы где брать железо, чем топить и что есть. Количество времени при ведении натурального хозяйства, которое необходимо потратить на самообеспечение на порядок больше, чем при индустриальных технологиях. А толку ? Исторические хроники говорят нам о том, что
в лютую эпоху натурального хозяйства, работник отдыхал до 1/3 дней в году, не считая воскресений. Сейчас он отдыхает примерно столько же, при том, что для самообеспечения при существующей производительности труда можно спокойно сокращать рабочее время в два раза.
Существующее сегодня генеральное направление технологического развития по прежнему находится на пути, который приводит к углублению специализации и повышает относительную степень эксплуатации наемного труда. Всякое повышение производительности за счет научно-технического прогресса, в первую очередь приводит только к повышению степени относительной эксплуатации.
И ведь что интересно, в сторону отказа от специализации, в сторону универсализма никто практически не думает. Не потому, что не могут, а потому, что не знают, что над этим надо думать.
Надо понимать, что всякие исследования в этом направлении ни одно государство и ни одна корпорация и вообще бизнес не поддержат. Технологии, основанные на принципе универсализации, являются смертельным ядом для существующей правящей элиты, потому, что они подрывают саму основу ее существования – необходимость управления большими массами людей. Они подрывают зависимость людей от собственников ресурсов. Становятся ненужными деньги, реклама, 1000 разновидностей сидений для унитаза, две мясорубки по цене одной и многое другое, что составляет основу экономического господства современного правящего класса.
Естественно, такие технологии появятся не завтра и не послезавтра. Это процесс будет скорее всего длительным, хотя и возможны варианты, начинающиеся со слова «внезапно». Опять же, естественно, такого рода попытки будут достаточно жестко пресекаться экономическими и государственными мерами. К этому тоже надо быть готовым, хотя я и не исключаю возникновения государства-отморозка, которое своей национальной идей сделает реализацию такой вот гадости планетарного масштаба для нынешнего истэблишмента.
Но самый первый шаг состоит в том, что надо выгнать из собственной головы демона экономической эффективности. Проникнуться самой идеей о желательности глобальной независимости от существующего порядка. «Мне от вас ничего не нужно». Тогда появятся новые целевые ориентиры для развития.
Процесс этот длительный, без гарантии на успех, но он возможен.
Источник