Он-то, господа либералы, рассуждал в точности как вы: вот моя голова, вот мои руки, вот моя Кистенёвка. Доблестный защитник царя и отечества не учёл одной тонкости: голова и руки у него от природы, а Кистенёвка - от общества. Общество даёт тебе право собственности на село - но это право мгновенно исчезает, если ты ничем не можешь его подтвердить. Дубровский-старший вот не смог. И получил он в суде эпик фейл, а село досталось Троекурову.
Puffinus. Дубровский и немного нервно.
В комментариях к посту уважаемого taki_net получился интересный и конструктивный диалог. Речь шла о либертарианцах, которых, как знают постоянные читатели моего дневника, я ненавижу лютой ненавистью. Постараюсь здесь полнее раскрыть мысль, на которую меня навел мой собеседник и которую я кратко обозначил в комментариях.
Собственность, также как и многие другие общественные явления (государство, нация, etc.) носит материальный и исторический характер.
Материальный характер собственности проявляется в том, что никакого подлинного (объективного) отношения, связывающего собственника и его собственность не существует. Чьей-то собственностью является то, что общество признает таковой.
Исторический характер собственности проявляется в том, что в разные исторические периоды человечество признавало разные виды собственности. При рабовладельческом строе (а также при некоторых рецедивах рабовладения - крепостное право, рабство в КША и.т.д) собственностью одного человека может являться другой человек. При феодализме собственностью одного человека или узкой группы лиц являлось государство - слово "суверенитет" изначально и означало эту самую собственность (например, когда в Китае произошла революция 1911 года, Монголия провозгласила свое отделение, мотивируя это тем, что суверенитет на Монголию принадлежит свергнутой Цинской династии, а никак не Китаю). При капитализме частной собственностью являются средства производства.
Легко заметить, что исторический прогресс представляет собой постепенное разрушение различных исторически сложившихся форм частной собственности. Концепция всеобщего равенства и прав человека неизбежно связана с отменой рабства. Демократия имеет своим непременным условием передачу суверенитета (собственности) над государством от частного лица всему обществу, это уже полноценная "национализация" (и даже более того - само понятие нации сформировалась именно в этом контексте). Передача обществу собственности на средства производства это уже, как вы понимаете, социализм.
Теперь рассмотрим либертарианцев. Их название образовано от слова liberty - свобода, и совершенно им не подходит. Логичнее им было бы назвать себя проприетарианцами (от латинского proprium - частная собственность). Либертарианцы рассматривают частную собственность как нечто идеальное и внеисторическое. Подобный иррациональный подход ставит целый ряд противоречий.
Во-первых, либертарианцы не признают за обществом права вмешиваться в отношения собственности - но при этом требуют от общества признания и защиты этих самых отношений. Здесь идея либертарианства вступает в конфликт с интересами общества, благодаря которому она вообще существует (потому что на необитаемом острове отношения собственности не имеют смысла).
Во-вторых, рассматривая частную собственность как универсальный рецепт, "ответ на все вопросы", не желая огрничивать ее средствами производства (что вполне нормально для умеренных буржуазных мыслителей), либертарианцы неизбежно вступают в конфликт с социальным и экономическим прогрессом. Они вполне открыто ставят право собственности выше права на жизнь, требуют полного дерегулирования экономики, которое лишило бы демократию какого-либо смысла вообще (потому что у политической власти просто нет других реальных сфер приложения, кроме экономики), предлагают практически откровенный возврат к феодализму (частные армии, частные суды, частная полиция, частные законы).
Единственное, к чему либертарианцы не призывают - это возврат в нашу общественную жизнь рабства, но дело здесь не в их теоретических концепциях, а в том, что выступать за возвращение рабства в нашем обществе опасно и неприлично. Однако сама теоретическая основа отрицания рабства ("человек принадлежит сам себе") выдает суть происходящего с головой. Собственно, контрактное право, являющееся одним из столпов либертарианства, позволяет восстановить рабство без особых усилий. Почему бы благородному дону не заключить пожизненный контракт на безвозмездное обслуживание урановых рудников? "Не вижу супротив показатиев".
Также подлинную идейную принадлежность либертарианцев выдают их симпатии к южанам в Гражданской войне в США. Здесь смешалось все - защита рабства, приоритет прав собственности и прав штатов над правами и свободами человека, историческая традиция противостояния прогрессивным силам. Риторика "свободолюбцев" не должна скрывать от нас истины - либертарианство это человеконенавистническая ультраправая идеология. Не просто радикальная апологетика капитализма, а его жесткая критика справа. Либертарианство правее и архаичнее любого неолиберализма.
Вот за что я так не люблю либертарианцев.
И вам советую.
Источник |