В середине 90-х мне приходилось гораздо чаще выбираться, как у нас говорят, «в город», чем сейчас – главным образом, на частные уроки. Маршруток тогда ещё было не так много, а автобусы делились на две категории: «коммерческие» частники (чаще всего, старенькие «пазики» и т.п.) и обычные, на которых и проезд был дешевле, и действовали льготы для пенсионеров и инвалидов. Обычные ходили редко, их приходилось долго ждать, и народу в них набивалось – битком. «Коммерческие» работали по принципу маршрутки, стоять в них приходилось разве что в «часы пик». От обязанности бесплатно возить «льготников» им приходилось постоянно отбиваться – но в целом, это им удавалось. Общественное мнение было близко к консенсусу: надо тебе быстрее – плати деньги «частнику», хочешь воспользоваться своей льготой – жди «государственный» автобус. Не все, конечно, были довольны, но правило действовало.
Однажды я стал свидетелем интересной сцены «непонимания» общего правила. Был у нас в то время некий дурачок – не то чтобы совсем полный дурак, но на голову явно больной – который частенько торговал газетами возле гостиницы «Московская». Полный такой, с крупными чертами лица… а выражение лица у него было очень хитрое и самодовольное. Как-то, проходя мимо, я видел, как он раскладывает свою жёлтую прессу на широком подоконнике здания (по-моему, как раз гостиницы) – человек явно радовался про себя своей оборотистости и думал, что никто этого не замечает. Вероятно, он считал себя самым хитрым в этом городе.
…И вот этот хитрец на остановке возле Сенного рынка стал ломиться в «коммерческий» автобус (в котором я ехал с одного урока на другой), на ходу выкрикивая что-то вроде: «Мне… мне… мне бесплатно! Мне бе… бе… бе… бесплатно!» То, что он на голову инвалид, было видно сразу; объяснять ему про то, что его право бесплатного проезда не распространяется на этот автобус, водитель не стал. Так и довёз – правда, ехать тому пришлось стоя у самой двери. Но он доехал – скорее всего, до своей «точки» - быстро и бесплатно. И выражение лица у него было, как обычно, самодовольное и крайне хитрое.
А у меня как раз в то время копился опыт невольных наблюдений за другим подобным существом, и в этот момент он как-то подытожился примерно в такой формуле: «А ведь стремление решать свои проблемы за счёт других – это базовое условие существования таких организмов; их сознание может обойтись без уймы других, более «высоких» функций и свойств, но паразитический эгоизм – это их хлеб насущный». И они в глубине души это знают, не могут не знать. Но их сознание, конечно, заслоняется от этой болезненной правды убеждением «как я хитро всех наебал»…
С тех пор мне в каждом «успешном» российском бандюке-бизнесмене-чиновнике видится тот наш саратовский дурачок, который был уверен, что хитро всех обманул, проехав на «коммерческом» автобусе «на халяву». И они в глубине души сознают свою ущербность – потому что стремление паразитировать на других особях своего вида неразрывно связано с этим осознанием. Человек – существо общественное, он – ничто без своего вида, без человечества, и индивидуум, который переворачивает с ног на голову вопрос: «а что полезного я могу сделать для общества?» - это опасно больное существо.
Поэтому я безусловно верю слухам, что многие «успешные россияне» оформляют себе налоговые льготы, записываясь в инвалиды и т. п. Так и должно быть.
Источник |