Магриб - территория Северной Африки, куда входят Туниса, Алжир, Марокко, Ливия и Мавритания. Революционные события, начавшись в Тунисе, перекинулись стремительно на Алжир. Теперь - Египет. В демонстрациях протеста в этой стране, в демонстрациях за отставку президента, приняло участие уже около 100 тысяч человек в разных городах. Они забрасывали камнями полицейских и здание парламента.
Как и жители Туниса, и Алжира, египтяне недовольны высокими ценами на продовольствие, нищетой, безработицей и не сменяемым правителем, который фальсифицирует выборы. Как и в Тунисе, несколько человек совершили демонстративные самосожжения в знак протеста против безработицы, коррупции. Как и везде в Магрибе, ударной силой протестов выступают представители социальных низов: безработная молодежь, рабочие. Как сообщают СМИ, и в Египте, подобно Тунису, протесты были организованы через сайт микроблогов Twitter и социальную сеть Facebook.
Мир постепенно превращается в единую информационную систему. Мир становится жидким - информационные потоки, подобно морским течениям, охватывают планету. Никто больше не способен их контролировать. Теперь само общество делает новости, а контроль центральных СМИ постепенно разрушается. Они всегда лгут и это теперь знают все.
Сеть, натянутая над материальной реальностью, изменяет ее. У протестующих нет руководителей, их не ведут за собой политические партии, вожди или духовенство, как было часто во время прежних революций, например во время иранской революции 1978-1980 гг. Массы сами координируют протесты с помощью интернета, прорывают информационные блокады, быстро узнают о событиях в соседних регионах или странах -не через цензурируемые центральные СМИ, а напрямую. Конечно, не только в Азии: недавняя всеобщая стачка испанских авиадиспетчеров была организована, вероятно, точно так же - без авторитарных руководителей и профбоссов.
Кто следующий? Иран, в котором в 2009-2010 гг полыхало огромное народное восстание против коррупционной авторитарной диктатуры Ахмадинежада, против массовой безработицы? Киргизия, взорвавшаяся в 2010-ом? Палестина? haspar_arnery отмечает : "Важнейшая международная новость – разоблачения Викиликс, связанные с политикой администрации Палестинской автономии на переговорах с Израилем. Вскрылось , что режим ООП был готов принять почти все требования империалистов – израильский контроль над Восточным Иерусалимом, сохранение поселений, отказ от возвращения беженцев. С высокой долей вероятности можно предположить, что документы Викиликс станут для Аббаса черной меткой. Коллаборационизм на Востоке имеет долгую историю, но есть определенные границы, которые пересекать не рекомендуется".
Может, революция начнется в Бангладеш, где недавно бунтовали сотни тысяч рабочих? Может, она придет в Таиланд, где в том же 2010 г., народные низы (краснорубашечники), объединенные бывшим премьер-министром Таксином Чинаватом боролись с армией? В Южную Корею, боевое рабочее движение которой, наконец-то, научится свободно дышать, выйдя из-под централизованного профсоюзного контроля? Что там с Францией, Италией и Грецией, которые зажигали весь прошлый год и где, в то же время, рабочие и студенты до сих пор контролируются встроенными в систему лояльными профсоюзами? 2010-й год стал очень боевым, 2011-й начался магрибским восстанием, что же будет дальше в 2011-ом? Или, страшно сказать, в 2012-ом?..
Мы не знаем, чем обернутся эти восстания. Может быть и плохое: в Египте сильны исламисты, в Киргизии они набирают силу. Не стоит забывать киргизско-узбекскую резню в Оше. Протесты можно раздавить, как это произошло в Иране; в Алжире и Египте правительства имеют огромный опыт подавления народных выступлений. Даже в лучшем случае, восстания сегодня вряд ли приведут к чему-либо иному, нежели смена правительств и некоторое смягчение режимов (хотя, нельзя исключать возможности переходов кое-где (на местах) политической и хозяйственной власти к территориальным или производственным народным собраниям и советам, как это было в Алжире и Аргентине в 2001-2002 гг. во время массовых бунтов) . Без полной смены социально-экономической и социально-политической систем, цены на продовольствие будут расти, безработица никуда не исчезнет, правительства будут, как и прежде, воровать.
Мы пока только в начале процесса. В самом-самом начале. Не надо обманывать себя ложными надеждами, но не стоит и впадать в панику, когда и если революции потерпят неудачу. Силы самоорганизации еще не настолько сильны, а сознание народных низов не настолько развито, чтобы полностью реорганизовать социальную реальность, упразднив классы, собственность, товарное производство и государство. Массам нужен опыт. К тому же, налицо и процессы деградации, разрушение в ряде стран науки, образования, промышленности (в особенности, это относится к России) - а это ведет к оглуплению масс. Неолиберальная рыночная конкурентно-ориентированная среда разлагает общества, разобщает людей, что тоже не на пользу самоорганизации. Поэтому будет еще много тяжелых опытов и поражений. До континентальных антиавторитарных социалистических революций, которые заменят капитализм федерацией самоуправляемых производственных и территориальных коллективов трудящихся - еще очень-очень далеко. Но сегодня это уже не кажется таким невозможным, как вчера.
Именно поэтому важна кристаллизация и дальнейшая радикализация антиавторитарной левой. Она должна полностью отделиться от враждебных ей политических сил и предложить собственную ясную альтернативу бурлящим изменяющим себя обществам, перед которыми бунт открывает новые горизонты.
Источник |