Все мы неоднократно слышали рассуждения об "исчезновении пролетариата", "постиндустриальном" или "постдефицитном обществе" и т.д. - притом не только от открыто буржуазных идеологов, но и от разнообразных "новых левых" от анархиста Букчина до нашего Тарасова (добавим к этому еще и низовой, обывательский уровень идеологии - наше мещанство очень любит задавть риторический вопрос "Где это вы видели пролетариат в современном обществе?"). Сторонники этой концепции обычно считают "постиндустриальное общество" детищем второй половины XX века, и исходя из этого и говорят об "устаревании Маркса" к этому времени.
На деле же, схожие мысли высказывались задолго до Маркса, и он в "Теориях прибавочной стоимости" упоминает о них как об историческом курьезе, не зная, что век спустя они приобретут такую популярность. Вот что писал Шарль Ганиль (Charles Ganilh), французский буржуазный экономист начала XIX века:
.... совершенно очевидно, что когда все отрасли труда располагают нужным для них капиталом и необходимыми рабочими, всякое дальнейшее усовершенствование, всякие новые машины, сокращающие труд, неизбежно уменьшают трудящееся население; а так как его уменьшение отнюдь не сокращает производства, то та часть продукта, которая в результате этого остается в распоряжении общества (какое милое употребление слова "общество" в значении "праздные классы", в другом месте Маркс указывает на эту особенность писаний г-на Ганиля - О.С.), увеличивает собой либо прибыли с капиталов, либо ренту с земли; поэтому введение машин имеет своим естественным и необходимым последствием уменьшение численности наемных людей, которые живут за счет валового продукта (т.е. пролетариев - О.С.), и увеличение численности тех классов, которые живут за счет чистого продукта (т.е. праздных классов и их прислуги - О.С.). ... Изменение состава населения страны, неизбежно вызываемое прогрессом промышленности, является истинной причиной процветания, силы и цивилизации современных народов. Чем больше уменьшаются в числе низшие классы общества, тем меньше приходится обществу тревожиться из-за опасностей, которым его постоянно подвергают нужда, невежество, легковерие и суеверие этих злополучных классов (отношение к трудящимся в точности как у одного либерала, в комментах у ув. blau_kraehe утверждавшего, что социалистические преобразования приводят к "паразитизму низов" - О.С.); чем многочисленнее становятся высшие классы, тем значительнее число тех подданных, которыми может располагать государство, тем сильнее и могущественнее государство, тем больше просвещения, разума и цивилизации распространено во всем населении".
(Ganilh, Ch. Des systèmes d'économie politique. Second édition. Tome I. Paris, 1821, стр. 212, 213, цит. по: К. Маркс и Фр. Энгельс, Сочинения, 2 издание, М., 1962, том 26, ч.1., стр. 208)
Господам постиндустриалистам не мешало бы подумать о том, что и нематериальное производство капитализм умеет подчинять себе. О том, что часть учителей частных школ стала наемными работниками, производящими прибавочную стоимость, т.е. пролетариями, писал уже сам Маркс (там же, стр. 421) - отмечая, что капиталистическое нематериальное производство в тот момент могло быть оставлено без внимания как малозначительное - но "прогресс" в этой области очевиден, и процесс коммерциализации образования в нашей стране еще даст этому много подтверждений. А марксистам - стоило задуматься бы о подробном исследовании проникновения капитализма в нематериальное производство, дабы победить апологетические теории и здесь. |