Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Как не надо искать союзников, или СД «Вперед» и анархисты

В прошлом году перед 1 мая редакция сайта одной из известных российских троцкистских организаций – СД «Вперед» - написала статью, призывающую объединить силы с анархистами. Однако эта статья, вместо демонстрации платформы, на которой марксисты действительно могут сотрудничать с анархистами, показала скорее слабости самих троцкистов и наличие у них полуанархического уклона. Текст ее, пожалуй, следует привести целиком:

 

Когда черные и красные борются вместе

 

Сегодня черные и красные, анархисты и социалисты, привыкли недоверять друг другу. Красные и черные любят вспоминать. Черные – преимущественно Испанию и Кронштадт, красные – «мелкобуржуазность, вывернутую наизнанку».

Доведенная до автоматизма индустрия претензий вновь и вновь заставляет примеривать друг на друга исторические костюмы, повторять самые нелепые обвинения, воспроизводить самые странные представления.Люди одного поколения,самостоятельно пришедшие к идеям анархизма или революционного марксизма, искренне рассматривают друг друга как диковинного Другого, ненавидящего свободу и мечтающего об установлении кровавого тоталитаризма.

Торжественно провозглашая окончательный разрыв, мы, тем не менее, встречаемся снова и снова. В кампании против политических репрессий и в пикетах против уплотнительной застройки, в очагах самоорганизации рабочих и в антифашистском движении. Продолжая повторять заученные мантры, мы не пытаемся понять: почему мы все-таки боремся вместе?

Наши разногласия известны, повторены тысячи раз – и они существуют на самом деле.Более того, эти разногласия не только принадлежат истории, но постоянно напоминают о себе в каждом важном политическом вопросе – будь то представление о природе современного государства, отношения к профсоюзам, или программе требований социальных движений.Однако важно помнить, что наши разногласия – не данное свыше откровение, не догмы, верные всегда и во все времена, но постоянно меняющиеся очертания разного опыта, разных организационных и политических культур.

Эти различия подвижны, связаны с развитием живого движения, моментами подъема и апатии. Столь любимая нами история левого движения на самом деле никогда не исчерпывалась противостоянием красного и черного, но в каждый решающий момент наполнялась множеством полутонов. В революционной Испании, в объятой гражданской войной России, в антифашистском сопротивлении в годы Второй мировой, в парижском «Красном мае» анархисты то и дело «краснели», а марксисты видели в анархистах своих единомышленников и товарищей по борьбе против сталинистов, тоже вроде бы «красных».

Ведь главная линия фронта – как тогда, так и теперь – разделяла нелюбителей разных цветов, а проходила между трудом и капиталом, угнетенными и угнетателями,какими бы масками эти последние не прикрывались.

И сегодня анархисты и социалисты, не отказываясь от своих убеждений, начинают диалог, основой которого является то, что нас объединяет здесь и сейчас.

Красные и черные выходят 1 мая 2010 года в Москве на демонстрацию общей колонной, красно-черным (или черно-красным) блоком, чтобы выступить

* против вакханалии полицейского государства,

* против всевластия рынка, лишающего рабочих мест, будущего и собственного достоинства миллионы людей труда

* против превращения школ и университетов в машины по выжиманию денег из учащихся

* против наступления корпораций, ежедневно разрушающих ради прибыли городские пространства и окружающую среду

* против нацистской сволочи, шавок государства и собственников, атакующих рабочих на наших улицах

* против Власти и Капитала!

 

Итак, что же мы видим?

Для начала, мы видим отсутствие указаний на классовую природу идеологию анархизма (кроме фразы о том, что «красные» «любят вспоминать» про «вывернутую наизнанку мелкобуржуазность»1 – но нельзя понять, согласны ли авторы статьи с этим или нет).

Между тем давно доказано, что анархизм есть идеология мелкобуржуазная – об этом надо было заявить прямо.

 

Разумеется, в условиях господства крупного капитала пролетариат и его политические организации должны по ряду вопросов сотрудничать с мелкой буржуазией (а тем более с анархистами – самыми радикальными из ее политических представителей). Но надо и указывать, что это сотрудничество – сотрудничество сил, опирающихся на разные классы. У впередовцев же все разногласия между марксизмом и анархизмом сводятся к различию «разного опыта, разных организационных и политических культур» - т.е. анархистов они считают одной из «политических культур» рабочего класса. Ясно, что это – худшее, что можно сделать при сотрудничестве с «немарксистскими революционными направлениями» – теоретическая уступка представлениям немарксистских союзников вместо продолжения идейной борьбы с ними, по опыту большевиков:

 

Русские революционные социал-демократы до падения царизма неоднократно пользовались услугами буржуазных либералов, т.-е. заключали с ними массу практических компромиссов, а в 1901-2 годах, еще до возникновения большевизма, старая редакция «Искры» (в эту редакцию входили Плеханов, Аксельрод, Засулич, Мартов, Потресов и я) заключила (правда, не надолго) формальный политический союз со Струве, политическим вождем буржуазного либерализма, умея в то же время вести, не прекращая, самую беспощадную идейную и политическую борьбу против буржуазного либерализма и против малейших проявлений его влияния изнутри рабочего движения. Большевики продолжали всегда ту же политику. С 1905 года они систематически отстаивали союз рабочего класса с крестьянством против либеральной буржуазии и царизма, никогда не отказываясь в то же время от поддержки буржуазии против царизма (напр., на 2-ой стадии выборов или на перебаллотировках) и не прекращая самой непримиримой идейной и политической борьбы против буржуазно революционной крестьянской партии, «социалистов-революционеров», разоблачая их, как мелкобуржуазных демократов, фальшиво причисляющих себя к социалистам. В 1907 году большевики заключили, на короткое время, формальный политический блок на выборах в Думу с «соц.-революционерами». С меньшевиками мы в 1903-1912 годах бывали по нескольку лет формально в единой с.-д. партии, никогда не превращая идейной и политической борьбы с ними, как с проводниками буржуазного влияния на пролетариат и оппортунистами. Во время войны мы заключали некоторый компромисс с «каутскианцами», левыми меньшевиками (Мартов) и частью «соц.-революционеров» (Чернов, Натансон), заседая вместе с ними в Циммервальде и Кинтале и выпуская общие манифеста, но мы не прекращали и не ослабляли никогда идейно-политической борьбы с «каутскианцами», Мартовым и Черновым.

(http://www.marxists.org/russkij/lenin/1920/leftwing/09.htm)

 

И последствия такой уступки в листовке обнаруживаются незамедлительно:

 

главная линия фронта – как тогда, так и теперь – разделяла нелюбителей разных цветов, а проходила между трудом и капиталом, угнетенными и угнетателями,какими бы масками эти последние не прикрывались

Итак, разница между марксизмом и анархизмом, по мнению СД «Вперед», в том, что они марксисты и анархисты «любят разные цвета», а сходство – в том, что и те и другие представляют интересы «труда», противопоставленного «капиталу». Но ведь это и есть мелкобуржуазные представления! Согласно марксистской теории, классу капиталистов может последовательно противостоять только класс не просто «трудящихся» и «угнетенных», а пролетариев. Под словами же СД «Вперед» с радостью подписались бы все теоретики мелкобуржуазного социализма – ведь мелкий буржуа тоже трудится и угнетен, и – в капиталистическом обществе – угнетен он именно капиталом в той или иной форме. Может ли всерьез называть себя марксистской организация, считающая, что «линия фронта» проходит между трудящимися и эксплуататорами вообще, и не видящая границу между рабочим классом и мелкой буржуазией?

 

Еще более показательно написанное о «сталинизме» – в «лучших» традициях троцкистов ругать Сталина и/или «сталинистов» в любой работе, по какому поводу она бы ни была написана:

 

марксисты видели в анархистах своих единомышленников и товарищей по борьбе против сталинистов, тоже вроде бы «красных»

Не буду комментировать отождествление троцкистов с марксистами вообще, но выбор анархистов в союзники не только против крупного капитала, но и против «сталинистов» - весьма показателен. Троцкистам много раз указывали на то, что их «критика сталинизма» имеет явные мелкобуржуазные черты – и вот они сами заявляют, что анархисты - их «единомышленники». Но ведь антисталинизм анархистов есть при этом и антиленинизм (обвинения, которые либертарии предъявляют Сталину и Ленину, почти идентичны) – как это согласуется с борьбой троцкистов за право именоваться действительными идейными преемниками большевиков? Сам Троцкий анархизм и в свой «оппозиционный»период критиковал2 – впередовцы же решили пойти куда дальше его.

 

Лучшего доказательства мелкобуржуазной природы троцкистских ошибок и желать было нельзя.

 

Примечания.

1)В оригинале ленинской работы «Партийная организация и партийная литература» было сказано «как миросозерцание, анархизм есть вывернутая наизнанку буржуазность», а не «мелкобуржуазность»

2)См.: Л. Троцкий, «Шумиха вокруг Кронштадта», http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotm434.htm

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве
Герцен
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2025 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.