Вчера на родительском собрании в школе учительница рассказывала, как дети травят девочку Динару.
Она училась с ними с первого класса, играла с ними в одном дворе, ходила в такой же форме, получала те же двойки. Но дети как-то незаметно выросли. Теперь они смотрят телевизор, читают интернет и, подслушивая тихие разговоры предков на кухне, отслеживают не только информацию о новогодних подарках. Видимо, на прошлой неделе некоторые из них подслушали что-то не то. И одноклассница Динара стала для них чуркой. Её мама всхлипывает на задней парте: - Она каждый день приходит из школы и плачет! Она не может понять – за что?! А как я ей объясню?! Чей-то папа запальчиво возражает: - А мы-то тут при чём?! Это государство такое вытворяет, нечего удивляться… Я ору на него: - Речь не о государстве идёт, а о наших детях! Вы что, государство родили?! Тогда дайте ему ремня и вернитесь к конкретной проблеме! В зале смех, учительница благодарно кивает в мою сторону. Папа скисает и вяло оправдывается: - А мой-то тут при чём? Он, может, вообще не участвовал. Явственно понимаю: его – точно участвовал. Учительница подтверждает: - Участвовал. С замиранием сердца спрашиваю: - И моя?.. - Вроде нет. Вроде… А вдруг – да? И если даже нет – стояла в сторонке и молчала?
Вернулась домой, допрашиваю. - Мам, да это только несколько мальчишек вытворяют, а мы с Динарой дружим, она девчонка-то хорошая. - Так что ж вы смотрите на это спокойно?! Вас же – целый класс, а их всего несколько! - Да они придурки, чего мне, бить их, что ли? Ты ж сама меня за драки ругаешь! Точно, ругаю. - Поддержи её. Ей сейчас очень трудно. - Да я поддерживаю, не переживай. И вообще, хватит о фигне, пошли фильм смотреть, я клёвый скачала. - Постой, ты разве не понимаешь, как это важно?! - Ну всё, началось… Значит, фильм смотреть не будем? Всё-таки, наверное, будем. Чуть позже. «Иди и смотри». Пусть уж лучше психотравму получит.
Я понимаю, что эти разборки уже не остановить. Если б дело было в простом конфликте фашистов с уголовниками, то они давно бы аннигилировали. Эти идеи не заткнуть - по мере прибавления убитых и раненых они с обеих сторон будут только крепче и гаже.
Я не про конфликт цивилизаций, нет. Я про обычную, простую, бытовую подлость. Потому что мучить ни в чём не повинного человека ради любой идеи – подло. И эту подлость можно оправдывать чем угодно, а оправдать нельзя. Сколько бы словес о социальной справедливости, целесообразности и священной войне ни наворачивали поверх, - всё впустую, потому что хрен её замажешь – подлость.
И взрослые, и дети – наши, блин, дети! – оказались перед очень недетским выбором. Этот выбор не глобальный, не государственный – был бы он таким, решение пришло бы проще пареной репы. Этот выбор глубоко личный. Принять идею и пренебречь ради неё нормальной человеческой порядочностью – накинуться толпой на одного, напакостить исподтишка. Или наступить на глотку всей мировой справедливости и сберечь конкретного, живого человека – соседа, одноклассника, прохожего – вопреки идее, потому что идея не живая, а он живой.
Граница между своими и чужими проходит не по идее, а по живым людям – по их крови, костям, душам. Проходит как асфальтовый каток – чугунно и тупо. Тем, по кому он уже проехался, ничего не объяснишь. Ненависть, обоснованную кровью, костями и душой, победить невозможно. Мертвецы останутся на поле боя до конца. Но если удастся сберечь хоть одного живого, значит, чугунная дура уязвима и дело не безнадёжно. Этот каток нельзя остановить глобально, потому что в глобальном пространстве его просто нет. Он здесь, в конкретном, маленьком пространстве каждого из нас, и здесь его остановить можно - помирить дерущихся детей, отговорить друга от участия в погромах, прекратить уличную склоку. Чтобы меньше было битых и задавленных, которым ничего не объяснишь.
Источник |