Вот вы сколько лет слышите разговоры об объединении оппозиции? Думаю, столько же, сколько и я. Пресловутых вождей постоянно обвиняют, что они не могут между собой договориться - амбиции мешают. Предполагается, что, когда они всё же найдут общий язык, - объединённая оппозиция станет такой силой, что о-го-го.
А у меня вопрос: с чего бы?
Все наши оппозиционные партии, движения и организации - только наконечник копья. Без древка от него пользы немного. Вопрос в том, какая сила стоит за оппозицией - хоть объединённой, хоть разъединённой.
Когда такая сила появляется, объединение происходит само собой. Если на горизонте маячит силуэт настоящего дела, тут уж не до взаимной грызни и выяснения идеологических тонкостей.
Например, Левый фронт изначально был организацией весьма перспективной. И когда он впервые возник? В 2005 году, когда в массах началось шевеление, когда люди выступили против монетизации льгот. Тогда надежда была, и вполне реальная - и левые организации совершенно справедливо решили объединиться. А уже в следующем году опять восторжествовал застой - и пошли расколы, взаимные обвинения и кротиная охота.
Или, скажем, Национальная ассамблея в другой ситуации могла бы горы сдвинуть. Но в глухом 2008 году ей (нам) только и оставалось, что обвинять друг друга в различных грехах. Ребёнок умер, не родившись.
Породить настоящие перемены может либо движение в массах, либо раскол элиты. А из объединения как такового в любом случае не стоит делать фетиш. |