Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Коммунизм и гражданские свободы: другой взгляд

В номере 8  Профессор Ляпкин-Тяпкин опубликовал статью «Коммунизм и гражданские свободы», в которой дал довольно цельное выражение «неавторитарного» социализма.

Хотелось бы дать ответ на те пункты, которые кажутся мне спорными. Для начала, автор пишет:

На самом деле борьбе коммунистов за гражданские права имеется гораздо более простое, прямолинейное и фундаментальное обоснование. Коммунизм — это бесклассовое и, что не менее важно, — безгосударственное общество. Целью коммунистов является уничтожение классового господства — и уничтожение государства, орудия этого господства. Но любое гражданское право, если мы приглядимся внимательно — это как раз ограничение государства, изгнание государства из определенной сферы общественной жизни. Полное уничтожение государства потребует революции, но ничто не мешает нам уже сейчас требовать изгнания государства из отдельных областей общественной жизни. Революции это не сделает, но на этом конкретном кусочке уже можно будет учиться строить новые общественные отношения.

Коммунизм, безусловно, будет бесклассовым и безгосударственным обществом, но ему будет предшествовать как раз период диктатуры пролетариата – сильного, а не слабого, пролетарского государства. Только уничтожение не только капиталистических отношений, но и являющихся зародышем капитализма товарно-денежных отношений может привести к такому состоянию, когда необходимость в государстве отпадет – органы принуждения будут распущены, а государственные органы планирования экономики превратятся в общественные, сохранив, однако, централизованную структуру. Говорить в данном случае о государстве вообще, не проводя различий между буржуазным и пролетарским государством, мне кажется неправильным.

Кроме того, сомнителен и тезис «любое гражданское право, если мы приглядимся внимательно — это как раз ограничение государства, изгнание государства из определенной сферы общественной жизни» -  в таком случае право на бесплатные государственные образование и здравоохранение не являются гражданскими правами, т.е. мы приходим к праволиберальной трактовке этого понятия.

Со следующим абзацем, «Об изничтожении государства», я согласен, но, как мне кажется, там недостаточно ясно выражено, что всё это относится именно к коммунистическому, бесклассовому и бестоварному обществу. Между тем Ленин в своих работах (упомянутой автором «Государство и революции» и других – «Ренегате Каутском» и «Детской болезни левизны») показал, что в переход к социализму возможен только через период пролетарского государства.

Автор же, в параграфе «Гражданские свободы и диктатура пролетариата» пишет:

Конечно, если какая-то свобода полноценно существовала уже при буржуазном государстве, то она должна сохраняться и при переходном режиме.

Однако, как показали классики марксизма в борьбе против «теории насилия», эксплуатация  в капиталистическом обществе покоится как раз на добровольных отношениях – принуждение может ухудшить условия трудящихся, но, строго говоря, для эксплуатации оно не нужно. И при ранних стадиях капитализма, после конфискации собственности эксплуататоров, но до изживания ТДО (т.е. при сохранении собственности мелких самостоятельных производителей и различных форм групповой собственности), будут периодически возникать такие типы эксплуататоров, как ростовщик или спекулянт – разве социалистическое государство не должно ограничивать свободу заключить спекулятивную или ростовщическую сделку?!

Какие меры должен будет, по мнению автора, предпринимать пролетариат и его авангард – коммунистическая партия против возможного реванша буржуазии, тоже не совсем ясно.

Если мы требуем отмены пресловутой 282-й статьи, то это не потому что нам жалко осужденных по ней нацыков, а потому у чиновников вообще не должно быть возможности совать свой нос в чужие разговоры. С нацыками, если возникнет такая необходимость, мы разберемся сами, без лягавых. Кстати, и решать, кто нацык и чего он заслуживает, тоже будем сами, без посредничества «Центров Э» и всяких прочих «мемориалов».

Понятно, что коммунисты должны выступать против 282 статьи, поскольку сами могут быть репрессированы благодаря ей, но как коммунисты будут «разбираться» с нациками после прихода к власти? Разве не при помощи революционного суда, который будет также ограничивать свободу слова (=свобода организации, по Ленину) для подобных личностей?

Если мы поддерживаем борцов за «лигалайз» марихуаны ли, револьверов ли, то это не потому что мы надеемся с их помощью сделать революцию, а потому что начальство слишком много на себя берет, когда решает, что для нас будет полезно, а что вредно.

А после победы революции – разве коммунисты не должны будут отобрать револьверы у эксплуататоров, не дожидаясь, когда они пустят их в ход?

На мой взгляд, концепция отношения коммунистов к гражданским правам должна быть такой:

1)    коммунисты при капитализме борются за гражданские права, поскольку они жизненно необходимы для нормального функционирования его экономических (профсоюзы) и политических (коммунистическая партия) организаций;

2)    в период диктатуры пролетариата ограничение гражданских прав буржуазии не только допустимо, но и необходимо; кроме того, передовая часть пролетариата может быть вынуждена применить силу против отсталых слоев мелких собственников  даже отсталых рабочих;

3)    после устранения капитализма и ТДО, уйдут в прошлое антагонистические противоречия между классами, и необходимость в государстве отпадет;

4)   говоря о государстве, коммунисты всегда должны уточнять, о каком именно государстве идет речь – к буржуазному государству коммунисты относятся отрицательно, поскольку оно является инструментом господства буржуазии над пролетариатом, пролетарское же будет их собственным орудием против буржуазии, которое и позволит устранить классовое деление вообще.

Комментарии
#1 | valkeala 06 2010 17:41:32
к буржуазному государству коммунисты относятся отрицательно, поскольку оно является инструментом господства буржуазии над пролетариатом

Все-таки - не только. У государства есть и общесоциальные, нейтральные функции - при этом в любом государстве. Скажем, в III рейхе собес, выплачивающий пенсию старушке.

в период диктатуры пролетариата ограничение гражданских прав буржуазии не только допустимо, но и необходимо; кроме того, передовая часть пролетариата может быть вынуждена применить силу против отсталых слоев мелких собственников даже отсталых рабочих

Однако необходимо
а) минимизировать это применение силы
б) все время искать пути несилового решения,
в) по мере укрепления диктатуры пролетариата / социализма ослаблять использование силовых рычагов.

Иначе говоря: ограничение свобод и прав может быть оправдано в конкретных ситуациях, и должно применяться тогда, когда это надо, но без всякой фетишизации и трезво сознавая, что само по себе это зло.
#2 | Vader 06 2010 21:48:41
Если мы требуем отмены пресловутой 282-й статьи, то это не потому что нам жалко осужденных по ней нацыков, а потому у чиновников вообще не должно быть возможности совать свой нос в чужие разговоры. С нацыками, если возникнет такая необходимость, мы разберемся сами, без лягавых. Кстати, и решать, кто нацык и чего он заслуживает, тоже будем сами, без посредничества «Центров Э» и всяких прочих «мемориалов».

Понятно, что коммунисты должны выступать против 282 статьи, поскольку сами могут быть репрессированы благодаря ей, но как коммунисты будут «разбираться» с нациками после прихода к власти? Разве не при помощи революционного суда, который будет также ограничивать свободу слова (=свобода организации, по Ленину) для подобных личностей?


Выступать надо не против 282 статьи как таковой, а против расширенных формулировок и трактовок (типа термина «социальная рознь»), позволяющих ее произвольно применять. 282 статья в своем исходном виде совершенно оправдана и, вообще, клон соотв. по смыслу статьи советского УК.
Одно дело общественный/политический активист закрытый за «экстремизм и разжигание соц. розни» — политический мотив; совсем др. дело нацист, подстрекавший своих более тупоголовых собратьев к тяжким уголовным преступлениям на серийной основе — чистая уголовщина.

Про «с нациками сами разберемся» — даже говорить смешно. Разберется он, ага. С оторванными (от капитала и гос-ва) нациками в вакууме и то, наверно, когда револьвер разрешат дома в сейфе хранить.

Если мы поддерживаем борцов за «лигалайз» марихуаны ли, револьверов ли, то это не потому что мы надеемся с их помощью сделать революцию, а потому что начальство слишком много на себя берет, когда решает, что для нас будет полезно, а что вредно.

А после победы революции – разве коммунисты не должны будут отобрать револьверы у эксплуататоров, не дожидаясь, когда они пустят их в ход?


А нахрена нам/обществу/всем марихуана? Нахрена нам это поддерживать? Чтобы население быстрее сторчалось и загнанные в быдло оставались быдлом?

А до победы революции от легализации револьверов какой толк? Хотим чтоб был Дикий запад, Средневековье или Дартаньян-и-три-мушкетера? Против вооруженных бандитов у обычного обывателя не будет никаких шансов. Против ментов — тем более (пропорционально ужесточатся меры подавления с соотв. послаблениями ответственности). Восстание с револьверами делать собрались? Ну-ну… Это, как минимум, характеризует. Желающие получить легальный огнестрел могут это сделать уже сегодня. Это даст счастливым обладателям оного ложное чувство защищенности, наводку для бандитов, желающих разжиться огнестрелом под дело, и ментам право без санкции входить в ваш дом. «Вперед, пидарасы!»

Про «права пидарасов» я вообще молчу. Какие еще «права пидарасов»?

Я ту статью целиком не читал: дошел до «прав пидарасов», нациков и револьверов и бросил. Здравая, по сути, идея поддерживать борьбу за гражданские права нафарширована «примерами» левацкой идиотии из серии «вырви глаз». Как будто бы это сделано умышленно, чтобы дискредитировать положительную тему.

У коммунистов, по-хорошему, не должно быть противоречий в требованиях между сейчас и потом. И этого вполне можно добиться, если нормально подумать над вопросом. Иначе получается либо двуличие, либо борьба за «права пидарасов».
#3 | merkader 06 2010 22:41:13
Коммунизм, безусловно, будет бесклассовым и безгосударственным обществом, но ему будет предшествовать как раз период диктатуры пролетариата – сильного, а не слабого, пролетарского государства-а ведь существовало сильное пролетарское государство под названием СССР до 1977 г. и с принятием "Брежневской Конституции" перестало быть пролетарским. Именно оттуда и проросла чертополохом "перестройка" и сегодняшний российский либерализм.
#4 | tsiapin 14 2010 20:18:14
С автором согласен. Но хотелось бы усилить один из моментов о сильном государстве - диктатуре пролетариата.

Любое классовое государство в своем развитии неизбежно достигает точки, когда государство становится враждебным не только подчиненному классу, но и правящему (верхи не могут..). В последние годы Римской империи даже рабовладельцы вынуждены были продавать себя в рабство, только бы избавиться от государственного рэкета. Та же картина была и на закате феодализма.

Причина проста, и ее объяснял Энгельс: в конце любой формации подчиненный класс присущий ему способ распределения жизненных средств воспринимает все более несправедливым, поэтому резко возрастает потребность в принуждении и в затратах на содержание репрессивного аппарата. В результате государство вынуждено буквально "раздевать" собственников с помощью налогов. Естественно, правящий класс пытается переложить тяготы на подчиненный класс, провоцируя еще большее сопротивление. Государство отрывается от своего класса, теряет его поддержку, превращается из классовой диктатуры в откровенную диктатуру чиновников.
Если нарисовать схему развития буржуазного государства в зависимости от необходимой ему для существования степени принуждения, то на завершающем этапе на этой схеме появится явно выраженный пик, символизирующий диктатуру чиновников. ТДО на этом этане уже не действуют и не могут действовать. Но государство еще пытается их реанимировать.
В результате социалистической революции возникает принципиально новый тип государства - диктатура пролетариата. Оно полностью уничтожает распределение по капиталу, устанавливая для всех одно-единственное распределение по труду, которое УЖЕ воспринимается пролетариатом несправедливым. Поэтому диктатура пролетариата по степени принуждения равна диктатуре буржуазной бюрократии. На схеме это бы отразилось вторым пиком государственности, равновеликим пику при диктатуре буржуазных чиновников.
Так что, чтобы не говорили классики, не стоит обольщаться: и пролетариат, и чиновники, и интеллигенция, то есть все общество будет против такого государства. Поэтому надежды на подлинную демократию при социализме - это явная утопия. Диктатура пролетариата - это второй пик двуглавой вершины всякой государственности. Лишь после завершения социализма государство начнет действительно отмирать.
Этот вывод подтверждается тем, что сегодня, при УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕМ уровне производительных сил, социализм сохраняет популярность лишь в отсталых странах, но не в промышленно развитых. Поражение социализма в СССР, по уровню производительных сил вплотную приблизившегося к передовым капстранам, - еще одно подтверждение этого вывода.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 25% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 50% [2 Голоса]
Хорошо Хорошо 25% [1 Голос]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Когда чиновники воруют быстрее, чем народ производит, они говорят, что народ не умеет работать
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.