Горб и новое прозвище он получил после вилланской войны в герцогстве Убанском за два моря отсюда, когда после семи лет мора и засух четыреста тысяч живых скелетов вилами и оглоблями перебили дворян и осадили герцога Убанского в его резиденции; и герцог, слабый ум которого обострился от невыносимого ужаса, объявил подданным прощение, впятеро снизил цены на хмельные напитки и пообещал вольности; и Арата, видя, что все кончено, умолял, требовал, заклинал не поддаваться на обман, был взят атаманами, полагавшими, что от добра добра не ищут, избит железными палками и брошен умирать в выгребную яму...
А. и Б.Стругацкие. Трудно быть богом.
Вчерашняя "победа" над властью оказалась не совсем победой, а может быть и совсем не победой. Вырубка леса не прекращена, а просто Медведев, испугавшись международного скандала (а вдруг узнает Щварценеггер?) сделал туманное заявление о том, что вырубка приостановлена до разбирательства.
Кто будет разбираться тоже уже известно. Разбираться будет комиссия чиновников из "блока единороссов и беспартийных". Мы все знаем, синонимом чего является слово "комиссия". Надеяться на то, что в перерыве между актами хищения государственных средств комиссия займется еще и Химкинским лесом, было бы глупо.
Тем более, что химкинская администрация принудительно собирает у местных жителей подписи в поддержку старого варианта трассы. Следовательно, план власти - сбить протест, и, выждав некоторое время, продолжить вырубку. PROFIT.
Но я хочу написать не об этом, а о внезапно проявившейся проблеме российского протестного движения. Называется она - "Мы не должны протестовать ради протеста, да?".
Узнав о решении Медведева, Евгения Чирикова прореагировала несколько неожиданно. В частности, пообещала голосовать если на за ЕдРо, то за самого Медведева. Сегодня она дала развернутый комментарий, наполовину состоящий из отмазок типа "ну а что я?". Евгения не понимает, почему она должна кого-то выбирать, и чем недовольны радикалы, которым она говорит вежливое прохладное "спасибо".
Подобное поведение, безусловно, не заслуживало бы подробного описания, если бы не одно но... Евгения Чирикова это просто вершина айсберга. А его основанием является трещина, пролегшая в самом протестном движении.
Условно говоря, в движении есть люди двух типов - радикалы и умеренные. Радикалы - это те, для кого частные вопросы это всего лишь способ сказать о главном, то есть потребовать отставки правительства и изменения социально-экономической системы. А умеренные это те, кто действительно поглощен этими частными вопросами и которых, в общем, все остальное устраивает.
Те, кому просто надо сохранить Химкинский лес.
Те, кому просто надо постоять на Триумфальной.
Те, кому просто надо пронести российский флаг.
Да, пока наша малахольная власть пытается "тащить и не пущать", всей своей мощью обрушиваясь на самые скромные и безопасные проявления гражданского сознания, и это вынуждает умеренных искать поддержки у радикалов.
Но что будет, если "от невыносимого ужаса" у представителей власти включатся мозги?
Возьмем, к примеру, волонтеров-пожарников. Сейчас, когда их преследуют чиновники и травят нашистские шакалы, они держатся вместе. Но как только прессинг со стороны власти прекратится, они разделятся на два течения.
На тех, кто "не лезет в политику, а просто делает полезное дело" и тех, кто понимает, что если воробуржуи останутся на своих местах, тушить пожары придется каждый год.
Надо ли говорить, что такое "полезное дело" только на руку чиновникам. Собственно, они уже готовят закон "О добровольной пожарной охране", так что это даже не прогноз, а суровая реальность.
Проблема в том, что умеренные необходимы протесту не меньше радикалов. Обычный, рядовой гражданин пропускает мимо ушей ритуальные крики "банду Путина под суд", но с интересом слушает о конкретных проблемах. Лишившись умеренных, гражданское движение будет обречено на потерю связи с массами и геттоизацию.
С другой стороны, лишившись радикалов, это движение будет обречено возить на своей шее чиновников и делать за них разные "полезные дела". Чтобы обеспечить движению победу, радикалы и умеренные должны действовать вместе. Значит, надо найти то, что их объединяет. Сейчас это произвол и глупость власти, но все может измениться.
Подобная проблема уже была рассмотрена Троцким 80 лет назад и им же было предложено решение. Переходная программа. Программа, состоящая из конкретных требований, каждое из которых не является не только антикапиталистическим, и вообще сколько-нибудь радикальным, но по совокупности далеко выходящая за рамки, установленные правящим классом.
Подобная программа позволяет объединить разные частные вопросы вокруг основного и вести за собой умеренных даже тогда, когда власть пытается расколоть оппозицию.
Сейчас, сегодня, когда власть больше полагается на репрессивные органы и обман, она нам еще ненужна. Но завтра может оказаться слишком поздно ее составлять...
P.S. Возвращаясь к Чириковой - она все-таки предприниматель. То есть человек, зарабатывающий на жизнь, паразитируя на процессе обмена товарами. Вот и к союзниками по протесту у нее подход аналогичный... |