Когда в июне мы говорили о том, что тема запрещенных книг в частности и цензуры вообще становится ключевой для нынешней политической повестки, многие расценивали это как очередные кухонные интеллигентские разговоры. Ну что, дескать, можно сделать с цензурой, когда есть интернет, где стоимость изготовления копии стремится к нулю: закроют один сайт, мы просто найдем книгу на другом, делов-то. На самом деле, все обстоит гораздо серьезнее.
Сегодня стало известно о новом потрясающем прецеденте: районный суд Комсомольска-на-Амуре по требованию прокуратуры обязал местного провайдера прекратить доступ к пяти сайтам в интернете, среди которых lib.rus.ec, zhurnal.ru, thelib.ru, web.archive.org, а также youtube.com (копия постановления суда). Основанием для этого стало наличие на первых четырех сайтах электронного текста книги Адольфа Гитлера "Моя борьба", которая несколько месяцев назад была признана в России экстремистской. Youtube.com заблокирован за единственный ролик Russia for Russians, также признанный экстремистским. Тенденция, таким образом, прослеживается очень четкая: если на любом сайте мы находим хотя бы один "экстремистский материал", то прокуратура требует закрыть доступ ко всему ресурсу целиком, а российский суд привычно это требование удовлетворяет.
Мы имеем идеальную машину для цензурирования интернета, которая в общем виде выглядит так. Местная прокуратура в одном из регионов России начинает испытывать острые подозрения: уж не разжигает ли данный текст или книга вражду или ненависть, не содержит ли в себе экстремизма. Текст направляется на "экспертизу" в местное же "научное учреждение", где "ученые", разумеется, вписывают в результаты своей экспертной оценки все, что попросят прокуроры. Дальше с этой бумагой прокуратура идет в суд, где и принимается решение о признании некой последовательности слов (именно так!) запрещенной в Российской Федерации. После того как текст внесен в соответствующий список экстремистских материалов наступает вторая часть пьесы. Прокуроры в каком-то, может быть, совсем другом регионе пристально изучают интернет на предмет наличия в нем текстов из списка, а затем, как это и случилось в Комсомольске-на-Амуре требуют от провайдеров в судебном порядке заблокировать доступ к сайтам.
Эта система позволяет быть крайне избирательной, но при этом уничтожать любой интернет-ресурс на совершенно законных, подтвержденных судом основаниями.
Теперь представьте себе, что завтра вы узнаете от своего провайдера, что доступа к торрент-трекерам, хранилищам онлайнового видео, социальным сетям, блогам, библиотекам у вас больше нет. Так постановил суд, ведь на каждом из этих ресурсов нет-нет, да и можно найти какой-нибудь экстремизм. Если вы считаете, что это фантастический сценарий, узнайте у жителей Комсомольска-на-Амуре, каково им там. Нет, конечно, у прокуроров и сотрудников милиции все в порядке, они книг не читают, а фильмы можно отбирать у лоточников. Однако несмотря на все усилия отечественной правоохранительной системы в России до сих пор остаются и другие категории граждан, для которых свобода информации представляет собой реальную ценность.
В этой ситуации, как мне представляется, была бы уместна контратака. Надеюсь, найдутся грамотные юристы, которые в эту историю войдут, и проверят решение районного суда Комсомольска-на-Амуре на соответствие Конституции РФ. В блогах и СМИ - это то, что можем сделать мы, - нужно эту ситуацию подсвечивать. И политически следует помнить, что все, кто сегодня выступает в России за ограничение свободы слова, руководствуясь религиозными, этическими и иными соображениями, выступает на стороне безграмотных прокуроров.
За ссылку на исходный материал спасибо Владимиру Харитонову. |