Дмитрий Медведев подписал пять законов, регулирующих работу милиции, которые направлены на то, чтобы сделать ее более эффективным инструментом в руках власти. Подпись президента - финальный аккорд после принятия Госдумой. Сам Медведев назвал эти законы одним из шагов, направленных на реформу МВД и придание работе министерства большей ответственности перед гражданами.
На самом деле, конечно, все не так просто. С одной стороны законы призваны снять некоторые поводы для недовольства среди населения. Так, при приеме на работу в МВД соискатели будут проходить тесты на алкоголизм и наркоманию, а также психофизиологическое исследование. Запрещается принимать на работу людей, имевших судимость. То есть совсем уж психов, наркоманов и уголовников в милицию брать не будут. Разве что таковые получатся в результате профессиональной деформации. Кроме того, милиционеров станет проще увольнять за отсутствие на месте службы в течение 4 часов, за небрежное хранение оружия, приведшее к его утрате, за появление на службе в пьяном виде и за нарушение прав граждан.
С другой стороны, милиция становится более закрытой - теперь для трудоустройства туда требуются рекомендации других сотрудников милиции. Запрещается критика приказов, публичные заявления, обсуждение в СМИ всего, что касается государства. Медведев заявил: «Неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа является преступлением. Такой нормы раньше не было, хотя аналогичное правило действует в отношении сотрудников ФСБ и министерства обороны... Умышленное неисполнение приказа, который не противоречит законам, будет наказываться вплоть до уголовной ответственности». Несложно догадаться, какие это будут приказы, достаточно посмотреть на недавние события под Химками. Даже вопрос о судимости сформулирован таким образом, что вызывает лишь удивление. На работу в органах не могут претендовать не только те, кто был осужден по суду, но и те, кто был оправдан. То есть, достаточно возбудить дело, и, даже если оно развалится до суда, это все равно поставит крест на карьере человека в милиции. Если вспомнить, кто у нас заводит дела, то получается замыкающийся круг: произвол как "инициатива с мест" будет искореняться, а произвол, огранизованный по вертикали, всячески легитимизируется.
Разговоры об ответственности милиции перед населением - пустой звук, поскольку милиция делается более закрытым учреждением. Естественно, туда будут набирать новые кадры по принципу "рука руку моет". А запретом на выступления милиционеров в СМИ народу недвусмысленно дается понять: не ваше собачье дело, что в этом ведомстве происходит. Власть старается не допустить появления новых Дымовских. Напомним, когда майор выступил в интернете с критикой милиции и своего руководства, его попытались обвинить в разглашении государственной тайны и хищении денег, - теперь ничего изобретать не придется. Выступление является нарушением закона само по себе.
В декабре власти планируют провести через Госдуму новую редакцию закона "О милиции", ожидается, что закон будет полностью обновлен.
Тем временем ведомство продолжает отрабатывать свою дурную репутацию. В Петербурге были задержаны пять оперуполноченных из ОБЭП, которых обвиняют в похищениях людей, кражах, грабеже, вымогательстве. По данным следствия, в 2009 году милиционеры похитили трех человек из их квартир, привезли их в районный ОБЭП и стали пытать, пытаясь получить от них определенные документы.
Издание "Фонтанка.ру" приводит имена и звания задержанных. Это капитаны милиции Станислав Богоненко, Александр Густинович и Андрей Бушуев, а также старшие лейтенанты Игорь Кекшин и Олег Алексеев. Среди похищенных граждан оказался следователь УВД Невского района, которого коллеги задержанных милиционеров в свою очередь обвиняют в участии в квартирном мошенничестве. Лента.ру сообщает, что при обысках на рабочем месте милиционеров у одного из них среди канцелярских принадлежностей было найдено пять бриллиантов. Кроме того, в следственном управлении подчеркнули, что обвиняемые пользовались автомобилями Porsche Cayenne, BMW представительского класса и Mercedes бизнес-класса. |
Главное, что увольнять за пытки и убийства их по-прежнему не собираются. Бесполезный закон.