Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
"Двойной удар" по попсе был увесистым
 

В минувшее воскресенье в Московском дворце молодежи, а точнее в его подвале (где есть не только станция метро «Фрунзенская», а повыше, конечно, в клубе Tabula Rasa) состоялось весьма на фоне всеобщей культурной энтропии видное и знаменательное событие - презентация сразу двух дисков двух групп Рок-коммуны. Конечно, в последнее время все реже звучат упоминания о рок-коммунарах - ни в политических играх под названием «выборы в Думу», ни в прочих традиционных мероприятиях они не участвовали, и имели на то не только и не столько даже политические, идейные мотивы - они занимались куда более важным делом, записывали новые и досводили старые песни. И вот прошёл релиз сразу двух работ - Анклава и Разнузданных Волей.


В концерте-презентации приняли участие так же Вис Виталис (теперь так зовётся вся его группа), Солнце Лауры и Фронт радикального искусства. Весь музыкальный вечер прошёл как цельная манифестация неформатного искусства - которому нет места даже на таких, казалось бы, негосударственных телеканалах, как О-2 и «Озон». Открыли вечер «виновники торжества» - Анклав. Выступление было выстроено как сложный график, в нескольких местах пересекающий «ось Х» (первая, последняя песни, как старт и финиш нервического подрагивания графика) - альбом «Горло бредит бритвою». Подготовив не только музыкальные инструменты, но и видеоряд, Анклав сам временами становился зрителем - в этот момент свет на сцене гас, а затем песня подхватывала вызванные видеорядом эмоции зала...


Публика собралась у сцены при первых звуках - как потом, прослушав всем выданный альбом, поняли - технохаоса песни «Судный день». Вычурно механические удары, весьма в стиле королей депресняка Joy Division, и затем будто рёв Вия, которому приоткрыли глаза на действительность - перешли в живые гитарные риффы и живые барабанные рисунки. И раздался голос Николая Онли, многим напоминающий, конечно, «кобэйнов зов»... Кстати, такой «фирменно гранжовый» рык мало у кого можно услышать - разве что Tool этим балуется, а в России так вообще никто, мяукают что-то под опопсевшие риффы... Текст у песни очень короткий и простой, начинающийся как считалка «Ни в закрытое окно, ни в закрытые глаза не вернётся никогда...». В общем, о том состоянии общества поётся, в котором оно долго пребывает - социальная энтропия, безразличие. Николай это связывает с вопросом веры, хоть для верующего и довольно-таки смел образ лежащих в луже крови богов...
Гибель богов - да-да, продолжение темы. Начало ХХ-го и начало ХХI-го тут весьма сблизились. Когда у общества нет ни цели, ни ясного понимания прошлого (как движения к цели) - гибнет всё, включая и богов, как выдумку загнивающего общества. Песня отчётливо провозглашает перед слушателем главную тему альбома - я бы не связывал ее напрямую с декадансом, ведь «Горло бредит бритвою» это уже авангард... Тема эсхатологическая и соответственно риторическая, но и животрепещущая при определённом на неё взгляде. Это не «мир или война», не «свобода или плеть», а одна сплошная смерть, но в историческом контексте, что удаляет от метафизики. Для гранжа - тема титульная. При этом, зная Анклав, зная другие его песни - весьма популярные в среде левых, как, например, «Сломать систему» - мы понимаем, что данный альбом это своеобразная дань прошлому.
«Много крови, много песен»
Гранж без суицидальности - что праздник без тамады. Поэтому «Горло бредит бритвою» становится не столько заглавием или названием альбома, сколько рефреном, знаменателем, подтекстом. На концерте был показан очень выразительный, комментирующий видеоряд - под звуки вступления к песне «О смерти». Именно в силу того, что это «позднерождённый ранний альбом Анклава», мы узнали как, на самом деле, густо замешано творчество группообразующего дуэта Махоркин-Онли на «летовщине» и соответственно «нирванщине». Если говорить о «О смерти», то тут голос Махоркина определённо бьётся в летовских конвульсиях и припадках этакого «чёрного скомороха» - ну совсем в духе «Мясной избушки» и прочих известных хитов классика. Это старовато, хотя и интересно - поскольку сам Егор Летов удалился ныне в такой «астральный позитив», что и олдовое достоевское скоморошество покажется на этом фоне каким-то мессяджем. По звуку это, конечно, куда более тяжелое и современное «хождение дурачка» промеж трёх сосенок (две ритм-гитары и бас). Только вот идейная стезя - не шире летовской. В общем, «Идёт смерть по улице...».
В чёрно-белом клипе тащат кого-то неживого в гриндерах вдоль шоссе. Затем, в другой серии (предварявшей финальную песню выступления, на альбоме предпоследнюю), сам Махоркин исцарапанными пальцами хоронит куколку рок-музыканта, такого Маленького принца, который вернулся домой - то есть в сырую землю, точнее, в сырой белый снег. Снято это очень красиво, крупно. Общая атмосфера, создаваемая смычковыми звуками, шумом ветра и близкой видимостью похорон Маленького принца на заснеженном Русском поле экспериментов - мгновенно передавала то отчаяние и безысходность, которые не пробуждают и реальные похороны. Ну, скажем, похороны домашних животных (сразу вспоминается, как «I don't wanna be burried in Pet Сemetery» поют весёлые Ramones). Что-то ранимо-детское в этом, предельно грустное. Белокурая (седая?) кукла, погребённая в снегу... Как первая любовь, что ли?.. Или «Последняя зима детства»? Запах дыма из избушек русских равнин, снег и смерть...
Но вернёмся от финала к началу. Как раз и в альбомных песнях, исполненных на концерте, и в новых - мелькает куда менее риторическое и безысходное. Мелькает вопрос - а боролся ли этот похороненный на Русском поле экспериментов Маленький принц за то, чтобы жить? И, на мой взгляд, самая зрелая и смелая, песня Егора же Махоркина даёт ответ на этот вопрос: «Но только ты (...) один на пороге своей мечты, но если ты сдашься (...) вместе с ней умрём и мы». Вот и формула прорыва из замкнутого круга, по которой ходит та, у кого блины на блюдце. Это песня не с альбома - она звучала в середине выступления, и я признался сидящему рядом Ивану Баранову, что считаю ее одной из самых лучших и содержательных у Анклава, часто ее про себя напеваю. В ней - снятие противоречий буржуазного общества, базисного капиталистического противоречия «индивидуум-социум».
И на альбоме есть песни из предыстории хоронимого в завершении его Маленького принца. Он боролся - в песне «Обрыв», например. Песня, кстати, посвящена тому самому Егору Летову. В ней - эстетика городского бунта, экспрессионистская, мазками... «Летают птицы, щебечут пули, в общем всё хорошо» - комментирует запев Егора Николай. И вывод делается очень важный и красноречивый:
«Мне нездесь»
Это как диагноз, как состояние. Ибо - в реальном, но прошлом были Марат Казей, были дети-борцы. А ныне - «дети гниют...». То есть, в альбом вплетена рефлексивной нитью тема сопротивления заранее известному сценарию, который венчают похороны в снегу. Не стать урожаем той, с блинами - дело крайне сложное, и главное - не субъективное, коллективное, революционное. На это наводят слова песни «Единственные и их собственность». Жизнь, понятая как собственность - увы, не бесконечность. Но жизнь ради бессмертия (для верующих - загробного, для коммунистов - реального) - вот это цель... Но об этом явно не сейчас.
Стиль альбома, его цельность подчёркивают две литературные композиции, очень продуманно «пропитанные» звуками всё того же слякотно-зимнего города, в котором в финале повесится Человек. Тот самый, из песни «О смерти». Ведь Маленький принц так и не стал Человеком - не стал, потому что не поборол Смерть. «Только б это был не я» - звучало предсказанием после третьей титульной песни. А потом - стих «Человек». Последовательность песен на альбоме - концептуальная, это видно даже при таком неглубоком анализе «контента». Самые по содержанию и звуку динамичные песни - «Последнее поколение», «Детоксикация», «Чума», ставшие известными, звучавшие на ради задолго до выхода альбома. Всё в российском роке происходит в соответствии со словами Летова - материал, придуманный года два назад, записывается только сейчас. И это он говорил в начале девяностых... Ситуация не изменилась. Будем надеяться, что этим альбомом Анклав подвёл черту под прошлым и весьма мрачным периодом - что, кстати, и было показано на концерте исполнением ряда новых песен, под которые отплясывали панки и леваки, специально пришедшие на концерт по анонсам на левых сайтах.
Впрочем, что мы так часто и негативно говорим о «летовщине»? Он оказал влияние своим стилем на целое поколение (второе) музыкантов, примерно как Боб Дилан на американский рок начала 1970-х со всеми его мэтрами - чему же удивляться в плане копирования интонаций. Егор Махоркин вот даже «гуманизм» поёт как Летов - «гуманизАм». И стишок «Весёлая карусель под названием жизнь» - напоминает начитки Летова годов 87-88, те самые, которые казались примитивными, но очень сильно воздействовали на первую рок-аудиторию. На нас. А мы тогда ещё ходили в школе на уроках труда как раз в таких же чёрных халатах, в каких выступал Анклав и снимался в альбомной фотосессии.
Особенно любимая мной песенка - «Возвращение (за горизонт)». За мелодичность, за отключенный на этот раз гранжевый драйв. При этом - гармония именно гранжевая. Такие песни запоминаются легко. Впрочем, и «О смерти» въедается весьма. Но тут мелодия всё же легче и жзнерадостнее. Вернуться-то хочется.
Ребята очень основательно поработали над звуковым оформлением альбома, над клавишными дополнениями к исконно-струнному драйву. И появление в группе и на сцене во время презентации Мары Разгоновой - знаменательно. Она в Анклаве значительно шире, чем до этого в РВ, раскрыла не только свой клавишный потенциал, но и вокальный. Славная традиция Рок-коммуны меняться музыкантами (как это делали Анклав и Эшелон в отношении Барабанщика с большой буквы Алексея Петухова и гитаристов) и играть вместе - продолжилась.  Я бы советовал Анклаву больше использовать её вокал - так как поёт Мара не только в классическом «женском» диапазоне, но и ниже, довольно жёстко, вполне в стиле группы, и песни её могли бы вписаться... Третий бэк-вокал на многих припевах весьма бы украсил песни и добавил бы чёткости, об отсутствии которой в акустике зала мы как коллеги перешёптывались с вокалистом Эшелона Ваней Барановым.
Витальный Вис
После выступления Анклава окончательно сгустили сумерки поэты из Фронта радикального искусства (радикальный от слова radix (корень), заметим) - чукотские народные инструменты вперемежку с декадансингом... Впрочем, вокалист веселейшей панк-группы «Палец Жизни», тоже рок-коммунар, что специально приехал из Электростали посмотреть на презентацию коллег - что-то там всё же понял, так что не всё безнадёжно.
И уж после разогнал все сгустившиеся тучи Вис. Не знаю, как он отнесётся к моей оценке, но мне показалось, что это выступление было значительно лучше того, которое проходило на этой же сцене в рамках презентации своего сингла «Прекрасное далёко». Как-то слаженнее, чётче всё звучало. Объединял с предыдущими видеоряд в декадентском и сюрреалистическом духе, где напудренные тела сменяли тела окровавленные. Признаюсь, не всегда это ладилось с содержанием, хотя иногда ударяло в точку - что неоднократно замечал вокалист уже исторической группы «28 гвардейцев панфиловцев» Слава Горбулин, а все мы сидели рядом. Но я думаю, что собственный густословный ряд и порождаемые им образы 1980-х, 1990-х явно конфликтовали с визуалкой, закольцованной и повторяющейся к месту и нет.
Но вопреки видеофону «Остров Питера Пэна» никогда не звучал так отчётливо, откровенно. И «В Белом Гетто» - так живо. Изначально позиционировавший себя как рэппер, Вис на сцене смотрится всё более рОково, может, повисшая на нём гитара тому способствует. С гитарой у него свои отношения, не всегда звуковые, мне казалось даже порой что она мешает - но тут уж сам Вис себе режиссёр. В целом группа развивается и "качает", а это главное.
Группа «Солнце Лауры» играла очень профессионально - фанково и даже глэмово, на фоне чего странновато выглядели всё те же летовские рукодвижения вокалиста пару раз. Впочем, вспомним - влияние великого и могучего простирается даже на фанк. Прозвучала песня-посвящение Анклаву, специально подготовленная для концерта.
А вот Разнузданные Волей, завершавшие концерт - что называется, продули своим новым мощным саундом всю уже загустевшую, прокуренную аудиторию. Новый клавишник Алексей Данилов вместе с лидером группы Алексеем Кольчугиным «проапгрейдили» саунд настолько, что руки к презентованному синглу потянулись с удвоенной охотой. До этого были только внешние, природные "Ветви и молнии", а теперь ветер завёлся внутри, в голове... Тут я услышал уже совершенно новых Разнузданных. На концерте Кольчугин вышел в «казаках» чтобы подчеркнуть олдовость и «дипурплизм». А я заметил эту тенденцию вообще в масштабе всех выступавших. Только если обращение к истокам для Анклава - это ГО, Нирвана, то для РВ и Виса - это уже Deep Purple. Да-да, именно у Виса в одной из песен я услышал рифф, почти точно процитированный хоть и не в две гитары, но с последних альбомов Дип Пёрпл.
«Ветер в голове» - песня достаточно старая в репертуаре РВ. Но как ее сделали теперь! Это необходимо слушать. И еще одно открытие, которое было бы не мыслимо без нового «широкоформатного» клавишника - баллада «Без тебя». Название достаточно банально. Но не содержание. Это песня утратившего и ищущего любовь поэта. Здесь РВ поднимаются уже на уровень арт-рокеров. И соло бессменного (почти) гитариста РВ Жаркова выглядит уже на новом «постаменте» клавишных куда более величаво, а в одном месте вообще кажется (и на концерте казалось) пением женского голоса. Вот это - завоевания, вот это широкий шаг вперёд. В балладе этой я узнал и мотивы «Лодки» с альбома «Шабаш» Алисы, Кинчев сильно повлиял на стиль Кольчугина, но он не остановился на подражании и пошёл дальше. И в обрамлении нового многоуровневого саунда поэтические устремления Алексея выглядят значительно интереснее, увлекательнее. Это работа над аранжировками. В прежнем мелкострунном звучании Кольчугину явно не хватало воздуха, пространства, чтобы взлететь - и оно появилось в новых клавишных.
Так что «казаки» были к месту. Другое дело, что придётся в них нарядить ещё неуверенно в "не той" обуви двигающихся по сцене (и вне её) гитариста и бас-гитариста. И вообще поработать над движением по сцене, одними «крыльями» Кольчугина ведь всех не прикроешь...
В целом весь концерт вышел очень запоминающимся, стал событием. Рок-коммунары и их товарищи сильно повзрослели и достойны большой сцены - только где она? Всё занято попснёй. Я знаю, что в Ленинграде есть творческая группа «Поп-революция». Тоже андеграунд, успешно отвоёвывающий культурное пространство у попсы. Им в этом помогают и известные деятели - Шевчук, например. После концерта в МДМ я задумался о том, чтобы объединить усилия Рок-коммуны и Поп-революции. Ведь задачи одни и те же - культурная революция. Пока политическая заставляет себя ждать, надо тем самым свежим ветром в голове, как поёт Кольчугин, вести за собою народы. Питер вообще отзывчив и креативен - и рок-коммунары выступали там на Антисаммите, например. Но не умеем мы еще координировать усилия.
Вот, например, альбом Анклава выпустил питерский лейбл. А будет ли питерская презентация? И почему бы не провести совместный концерт? У нас или в Ленинграде. На Авроре или здесь как Секс Пистолз на речном трамвайчике? Слышит ли поэт Суслов поэта Чёрного?
Правда.инфо
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Правительство, которое не хочет кормить свой народ, будет кормить чужой.
morky
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.