Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Венесуэла: образование и революция
 

От редакции. Этот материал написан в ходе полемики вокруг заявления Уго Чавеса. Президент Боливарианской Венесуэлы предложил национализировать частные школы Венесуэлы в случае их отказа от новой учебной программы, включившей в себя ряд марксистских работ. Постсоветским левым трудно представить себе социально-исторический контекст, в котором разворачивается сегодня образовательная политика Чавеса. Венесуэла – это страна, где еще семь лет назад две трети взрослого населения оставались полностью или частично безграмотными людьми. Причем, сверхбогатое «нефтяное» меньшинство совершенно сознательно культивировало эту всеобщую полуграмотность. Венесуэла - это страна, где в некоторых провинциях обучение детей вплоть до начала нового века несло в себе архаические, едва ли не средневековые черты. Это страна, где крайне реакционная по своим позициям церковь все еще владеет почти половиной частых колледжей, а учащиеся там "школьники" заучивают биографии конкистадоров и пронафталиненных испанских королей, верят в небесную твердь и учатся проклинать безбожных масонов Миранду, Боливара, Родригеса, Замору и Чавеса. Нам рассказывала об этом вице-министр культуры Венесуэлы, а кое-что мы видели собственными глазами – в тех же местных церквях.


Выпускник иезуитского колледжа Кастро (при помощи бывшего студента-медика Гевары) в свое время беспощадно сломал хребет этой клерикальной колониалистской системе недообразования. Благодаря этому Куба имеет сегодня лучшую на всем Западном полушарии школу, и в прямом смысле слова учит большую часть Третьего мира.  Главной предпосылкой этих успехов стала полная национализация образовательной системы. Такова нынешняя картина – однако "Вскрытые вены Латинской Америки", классическая работа Эдуардо Галеано, показывает  что представляла собой докастровская система образования. Не будь этих решительных мер, и кубинские рыбаки и сегодня умели бы считать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы сосчитать улов марлинов во время путины. Опираясь на опыт Кубы, Чавес совершил настоящую революцию в области образования, практически ликвидировав общую безграмотность. Причем, сделал это в самые сжатые, кратчайшие сроки. Я посещал эти народные школы в трущобах Каракаса и немного о них писал, так что замечу лишь то, как массово вовлечены в этот процесс простые венесуэльцы. Кроме того, Чавес открыл для бедноты путь в Высшую школу, которая ранее была здесь жестко сегрегирована - наряду с системой здравоохранения. Все эти успехи убеждают нас в том, что Чавес знает, что делает; и он поступает верно, выдвигая лозунг национализации частных школ, не желающих отказываться  от реакционной учебной программы, дополнив ее критическим взглядом марксистской идеологии. Нужно заметить, что Чавес не говорит о запрете на изучение другой, альтернативной и даже враждебной марксизму идеологии - а значит, здесь даже соблюдены базовые принципы формального буржуазного демократизма. Пускай под контролем у "боррегос эскуалидос" остаются ведущие СМИ, которые дискредитировали себя в глазах большинства населения страны, но оставлять у них школу никак нельзя - ведь речь здесь идет о борьбе за будущее поколение венесуэльской революции. Конечно, было бы хорошо, если бы церковь и прочие владельцы частных колледжей Венесуэлы добровольно включили в свою программу работы, предложенные им Чавесом. Однако, они никогда не пойдут на это по своей воле. Империализм, опираясь на свои колоссальные экономические, политические, медийные ресурсы, агрессивно продвигает в стране свою идеологию. Тогда как Чавес пытается преодолеть идеологический контроль буржуазии над студентами частных школ, сломать односторонний подход к их образованию, подкрепленный реакционной литературой и специальными "гуманитарными" программами от североамериканских миссий.


Увы, но часть постсоветской левой сразу же усмотрела в этом проявление тоталитарного диктата по "советским шаблонам". Это подсознательное, классовое предубеждение к массовому боливарианскому движению весьма типично для либертарной среды Первого мира и его восточно-европейских задворок. Многие из ее представителей скорее предпочли бы видеть венесуэльцев неграмотными, чем ознакомленными с азами марксизма.


Между тем, национализация образования остается единственным, полностью обоснованным способом для создания новой, прогрессивной учебной системы. Которая познакомила бы студентов с табуизированным прежде марксизмом, выработав  упомянутое у Чавеса «критическое мышление», необходимое для становления нового общества, нового человека и успешного развития революции. В конце концов, здесь нет ничего нового – Боливару в Великой Колумбии и Хуаресу в Мексике зачастую приходилось посылать солдат для того, чтобы вырвать у клерикалов хотя бы часть учебных заведений, превратив их в светские школы.Как правильно отмечает Чавес, подобное регулирование образования "происходит во многих других странах мира". Никто не спрашивает меня, хочу ли я, чтобы мои дети читали в учебниках панегирики в адрес коллаборантов-оуновцев, и находили там целые океаны озлобленной антикоммунистической пропаганды. Никто не дает им альтернативы этому, откровенно классовому взгляду на нашу историю. Никто не дает украинским школьникам возможность изучать пьесы Галана, повести Тудора и Козланюка, стихи Элана-Блакитного и молодого Сосюры (кроме кастрированных выжимок из этих поэзий). Однако, либертарные активисты не протестуют по  поводу этого идеологического диктата – потому что теория гегемонии Антонио Грамши прекрасно работает в нынешней Украине, и наша интеллигенция глубоко восприняла стандартные идеологемы режима украинской буржуазии.Это – идейная борьба, и у Чавеса нет никакого другого выхода. Если он свернет образовательную революцию – важнейшую составную часть всего боливарианского процесса – этот откат неизбежно приведет к конечному поражению движения.  Важность этого момента хорошо показывает  массовая поддержка подобным инициативам – ведь борьба за образование в Венесуэле, это по настоящему классовая борьба.


http://kermanich.livejournal.com/44984.html


Основная дискуссия: http://kermanich.livejournal.com/44652.html 

var de;
if (document.createElement && document.body.insertBefore && !(xMac && xIE4Up)) {
document.write("");
de = document.createElement("div");
if (de) {
de.id = "qrdiv";
de.innerHTML = "

From:
kermanich
Picture to use:n
(default)
n
pic#53359898
n
pic#54764519
n
pic#65320739
n
pic#65320766
n


Subject:

Message:

 
   Check spelling and preview


";
var bodye = document.getElementsByTagName("body");
if (bodye[0])
bodye[0].insertBefore(de, bodye[0].firstChild);
de.style.display = 'none';
}
}

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Я предпочитаю бичевать свою родину, только бы ее не обманывать
Чаадаев
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.