In your eyes we are the worst,
We Working Class, we come out first!
The Prowlers
1. Angels with dirty faces.
Скинхеды – единственная молодёжная субкультура, которая определяет себя в качестве культуры рабочего класса, противопоставленного классу богатых. Никакая другая субкультура не уделяла и не уделяет такого внимания своей классовой позиции и протесту против культуры богатых, против всего современного общественного устройства. Политические убеждения первых английских скинхедов шестидесятых и семидесятых годов были теми же, что и у всего английского рабочего класса в целом, они были детьми этого класса - не больше и не меньше. Среди них были лейбористы, социалисты, анархисты, коммунисты, левые националисты (например, североирландские IRA-скины начала 70-х, национал-социалисты; были и левые, и правые скины, также как среди их отцов были левые и были правые. В то время их музыкой были регги, ска, рокстеди, музыка, доставшаяся им «в наследство» от rude boys, культуры чёрных ямайских эмигрантов, которых скинхеды считали своими предками и друзьями. Одежда подчёркивала принадлежность к рабочему классу – высокие докерские ботинки (а не армейская кирза, которую носят нынешние русские бонхеды), подтяжки, джинсы, клетчатые рубашки…
В самом начале 80-х начинается «вторая волна» скинхед-движения и у неё появляется свой новый музыкальный стиль Oi! – произошедший от панк-рока, он был ещё быстрее, ещё жёстче, ещё грубее своего «родителя», он как нельзя лучше подходил для выражения тех чувств и мыслей, которые возникали в голове рабочего парня времён экономического кризиса. Тексты песен Ой!-групп того времени, ставших классикой скинхед-культуры, чуть ли не через одну, а то и чаще, о ненависти к богатым, классовой солидарности, социальных проблемах, забастовках, произволе властей и критике государства. Достаточно пройтись по названиям групп и заголовкам песен тех времён – группы: “the Oppressed” («угнетённые»), “Cockney Rejects” («отбросы Восточного Лондона»), “the Last Resort” («последнее прибежище»), “Infa Riot” (“In for a Riot”), песни: “One law for them” (4-Skins), “Solidarity” (Angelic Upstarts), “Suburban Rebels” (the Business), “Hey, little rich boy” (Sham 69), “Working class kids” (the Last Resort), “Last night another soldier” (Angelic Upstarts), “Riot! Riot!” (Infa Riot), “If the kids are united, then we'll never be divided” (Sham 69), “Victims of Society” (the Oppressed), “Revolution now” (the Press), “Guilty!” (Oi Polloi), “Working class power” (Guttersnipe), “A.C.A.B.” (“All Cops Are Bastards”, 4-Skins). и так далее.
Тогда же на культуру скинхедов обращают своё внимание ультраправые, которые начинают активную работу, материально и идейно поддерживая нацистские элементы среди скинов. Там, где раньше были разве что “Screwdriver”, теперь появляются десятки нацистских и расистских Oi!-групп. Организованность и поддержка со стороны ультраправых, а также политика жадной до сенсаций прессы привела к тому, что очень скоро общественное сознание, не разбирающееся в вопросе, стало считать слова «скин» и «нацист» синонимами. Постоянные вопли газет и телевидения о акциях бонхедов были лучшей рекламой движению наци-скинов, а рекламировались они как никакая другая уличная культура. Благодаря этому ряды наци быстро росли.
Во второй половине 80-х антифа-скинхеды наконец-то спохватились и начали противопоставлять бонхедам свою организацию, - появляются движения редскинс и S.H.A.R.P. (SkinHeads Against Racial Prejudice). Позже появляется движение R.A.S.H. (Red and Anarchist SkinHeads). Война между нацистами-бонхедами и скинами-антифашистами шла и идёт по-разному. Наиболее жестокой она была в США конца 80-х, активно шла во Франции и в других европейских странах. В общем и в целом, эта война, за исключением отдельных успехов, пока что нами далеко не выиграна. Но не совсем и безнадёжна.
2. Class Pride World Wide!
«Когда ты становишься редскином, ты прибиваешь себя к своим убеждениям, ты немедленно становишься самым непопулярным ублюдком на всей планете, у тебя повсюду появляются враги. Люди говорят, что ты неправ, что ты ошибаешься, но тебе это похеру, потому что ты сердцем чувствуешь свою правоту. Вот что значит быть скином.»
(Гровер, Цинцинатти RASH)
Как уже сказано, основа социальной позиции скинхед-движения – точка зрения интересов рабочего класса. На этом сходятся все скины, гордость за свою классовую принадлежность, class pride, и объединяет всех скинхедов, позволяет им всем называться этим словом. Даже правые скины, если только они скины, выступают за интересы рабочего класса (так, как они их понимают), гордятся своим рабочим происхождением и ненавидят богатых. Если всего этого нет – то скином такой человек называется непонятно почему, и не имеет никакого права на название «скинхед».
Поддержка рабочего класса, объективно интернационалистичного, порождает у идейных НС-скинов даже этакий расистский интернационализм (русская наци-скин группа «Коловрат»: «Много наций, единая раса/Вместе покончим с кровавым пиром…»), которого нет, например, у ультраправых государственников, не поддерживающих национал-социалистических идей и не признающих классового разделения нации. Правые, которые понимают суть движения, пусть и извращённого ими, выступают, как они считают, за интересы белого рабочего класса своей страны против капитала, за национал-социалистическую революцию. Утого же «Коловрата»: «По всей стране идут забастовки,/Рабочий класс берет винтовки./Уничтожает власть капитала,/И добавляет тем, кому мало», правда после «Заводы и фабрики отныне свободны…» уже идёт: «…Они принадлежат власти Белого Народа.», «… Педерасты по тюрьмам, наркоманы в больницах,/И везде только Белые Лица.» и так далее.
И скины аполитичные, если они скины, разделяют идеи working class pride, противостояния капиталу и классовой солидарности. И они стоят за интересы рабочих, но видят эти интересы в том, чтобы стоять подальше от политики. Кроме того, среди шарпов, рашей и редскинов очень распространены идеи революционного анархизма и синдикализма, сравнительно много троцкистов и социалистов, есть коммунисты.
Идеология левых скинхедов – это стихийная идеология рабочей молодёжи, «живое творчество масс» и этим она интересна и привлекательна. Никто ими, к сожалению, не занимался на том же уровне, что и скинами правыми. В этом их слабость, но в этом и их самобытность и естественность. Если у левых скинов есть будущее, то в практике они, конечно, постепенно начнут отсеивать сначала откровенно ошибочные внутренние течения, со временем идейной пестроты поубавится, а движение станет более организованным. Но я очень надеюсь, что это не убьёт в шарпах, рашах и редскинс духа стихийности, естественности и свободы. |