Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
"Мать"
 
Роман Горького «Мать» — эпопея революционного гуманизма, гуманизма пролетарской революции.Подчеркиванье именно этой стороны революционного рабочего движения ставит «Мать» на совершенно исключительное место во всей мировой литературе.В буржуазной литературе очень рано возникает традиция изображения революционного пролетарского движения, как разгула грубых, животных инстинктов. Первоисточником этой традиции является тот страх, который испытали даже выдающиеся представители буржуазного гуманизма перед плебейскими чертами Французской буржуазной революции.Страшный призрак плебейской революции, созданный Шиллером, проходит почти через всю буржуазную литературу XIX пека. Эта концепция ясно чувствуется даже в романе Анатоля Франса о французской революции — «Боги жаждут».Даже те из буржуазных писателей, которые искренне стремились сохранить объективное отношение к рабочему движению, не могли освободиться от этой концепции революции — «Жерминаль» Золя, «Ткачи» Гауптмана. В обоих случаях восстание рабочих изображается с симпатией и сочувствием как необходимый результат бесчеловечных условий их существования. Но, вместе с тем и у Золя и у Гауптмана восстание показано, как вспышка животных инстинктов отчаявшихся людей. Эти писатели изображают дело так: угнетение и эксплуатация вызывают в людях инстинктивное озверение отчаяния; восстание будит в них эти животные инстинкты. Вспомним хотя бы о том, как растерзывают купца в «Жерминале». Очень характерно, что единственный персонаж в «Ткачах» Гауптмана, в котором воплощены гуманистические воззрения, это — отсталый, реакционный проповедник христианского «миролюбия» и «всепрощения».Само собою разумеется, что эта точка зрения исчезает в произведениях, принадлежащих перу пролетарски-революционных писателей. Но в Западной Европе сдвиг в этом отношении произошел далеко не полный, не радикальный. Очень значительный и стоящий на высоком художественном уровне (особенна в первой своей части) роман Андерсена Нексе «Пелле завоеватель» уже ставит, подобно Горькому, проблему пролетарского гуманизма. Он показывает, как рабочее движение делает настоящими людьми тех, кого согнули и изуродовали капиталистическое угнетение и эксплуатация.Никоим образом нельзя поэтому недооценивать большое литературное значение романа Нексе, который, пожалуй, впервые на Западе поставил и разрешил в высоко художественной форме эту проблему. Однако, нельзя в то же время недооценивать и то влияние, которое оказало на постановку этого вопроса у Нексе общее развитие западно-европейского рабочего движения. Для Нексе существует только одна дилемма: реформизм или анархизм. Поэтому гуманистическое развитие его персонажей приводит их или к реформистскому утопизму или к хаотическому анархистскому бунтарству, причем автор без колебаний признает положительное значение за реформистским утопизмом. Эта ограниченность горизонта писателя (которую он сумел значительно преодолеть в своих более поздних вещах) делает ограниченным и гуманизм Нексе, мешает ему осознать во всем ее величии и действительно полно показать освободительную роль рабочего движения, воспитывающего, создающего настоящих людей.Специфичность романа Горького заключается как раз в том, что у него революционное движение, революционная мысль становятся носителями гуманизма, пробуждают в людях человечность.В этом заключается большевистский характер творчества Горького. Роман Горького изображает борьбу отдельных направлений в рядах русского рабочего движения, но его общая концепция революционного рабочего движения сводится к поэтическому прославлению глубоких и основных черт большевизма.Это выявляется прежде всего в народности рабочего движения в изображении Горького. Революционный пролетариат — вождь всех восстаний против царизма, против азиатского капитализма царской эпохи. Рабочие Горького тесно связаны с деревней, понимают необходимость союза между рабочим классом и крестьянством, и в то же время понимают необходимость руководящей роли пролетариата в атом союзе.С этой точки зрения Горький изображает первые признаки революционного пробуждения в деревне. Он изображает их с большим историческим тактом и в то же время с настоящим большевистским пафосом. Он показывает, с одной стороны, ужасающую отсталость и темноту деревни, невероятные внутренние и внешние трудности, встающие на пути укрепления революционных идеи в деревне. С другой стороны, он изображает чрезвычайное мужество и геройство авангарда революционного движения в деревне. Образ Рыбина потому столь величественен, полон такого монументального героизма, что в нем с законченным художественным мастерством слиты черты крестьянской отсталости с начатками революционного просвещения. В Рыбине воплощается типический образ одного из тех крестьян, у которых, благодаря связи с рабочим движением, вырабатывается революционная сознательность. Тогда они приступают к революционизированию деревни.Основной элемент романа Горького — изображение контраста между социализмом и варварством и темнотой царской России. Интернационализм рабочего движения играет в этом контрасте исключительно важную роль. Чрезвычайно характерно, однако, для большевистской концепции Горького, что показанный им контраст между сознательно-революционным международным рабочим движением и царской Россией не имеет ничего общего с меньшевистским прославлением «цивилизованного Запада».Горький противопоставляет капиталистическому Западу не средневековую, феодальную Россию. Его Россия — страна азиатского капитализма. Углубленные описания дореволюционной России в других произведениях Горького всегда подчеркивают этот момент. Не следует при этом думать только о «Фоме Гордееве» или «Деле Артамоновых». На всем протяжении своего творчества, начиная с ранних рассказов в которых встречается немало таких капиталистов-азиатов, и кончая позднейшими драмами — «Егор Булычев» и «Достигаев», — рисует Горький целую галерею этих капиталистов-азиатов. Изображая в этих же рассказах пролетарскую, полупролетарскую или люмпен-пролетарскую жизнь, Горький дает исчерпывающую картину азиатских и в то же время капиталистических методов эксплуатации рабочего класса. Горький на больших полотнах показывает, как неизбежно и органично вырастают как раз эти капиталистические формы из жизни крестьянской России. Он понимает, что эту социальную систему должна ниспровергнуть буржуазно-демократическая революция. Но он видит в то же время необходимость перерастания такой революции в пролетарскую. Благодаря такому мировоззрению, пролетарские герои Горького не имеют меньшевистских иллюзий относительно капиталистической цивилизации. Пролетарский гуманизм Горького повсюду выявляется в том, что для его героев капиталистическая система сама по себе является ненавистной, варварской системой; они понимают, что эпоха подлинно человеческих отношений человека к человеку может возникнуть только на базе низвержения всяческой эксплуатации.Но основное ударение делается в романе, конечно, на изображении борьбы против бесчеловечности специфически-русской формы капитализма. Своеобразие творческой манеры Горького заключается как раз в том, что она обращает основное внимание на превращение рабочим движением людей, богато одаренных, но искалеченных, заблудившихся в русской жизни, - в настоящих людей.«Мать» и в этом отношении следует рассматривать в связи со всем творческим путем Горького. Одна из основных идей всего творчества Горького — показать, как калечит, как сбивает людей с пути дореволюционная Россия. Он показывает, как тонко чувствующие люди, с прекрасными задатками могут быть до того угнетены, до того забиты в прямом и переносном смысле слова, что совершенно теряют способность членораздельно высказать, выразить свою чуткость, свою доброту. Он показывает, как в такой жизненной обстановке великая энергия людей, которой в русском народе непочатый край, тратится впустую, как эти люди опускаются до уровня люмпен-пролетариев, расходуют свою энергию на пьянство, на бессмысленную жестокость, даже на преступления.Пробуждение революционного сознания — вот выход, на который указывает Горький. В этом заключается пролетарски-гуманистический характер его творчества. Конечно, он неоднократно показывает практическое, общественное и политическое значение этого пробуждения революционной сознательности. Но основное внимание он, как писатель, обращает на то, что происходит вследствие этого пробуждения с отдельными людьми, участниками революционного рабочего движения, и с их непосредственным окружением. Он рисует рост каждого отдельного человека, как личности, в рядах рабочего движения и благодаря ему. Он показывает, как отдельные люди становятся здесь настоящими личностями, как просыпаются они от бессловесного, чисто инстинктивного бытия, как у них возникают при этом пробуждении свои особые слова, свои особые мысли и чувства. Стоит вспомнить хотя бы образ озлобленного, хаотического Весовщикова в «Матери», превращающегося в ясного, внутренне-гармоничного человека.Но величайший, бессмертный образ, показывающий это гуманизирующее влияние рабочего движения, это — главная героиня романа, Ниловна. В ней Горький шире всего изображает величие общечеловеческого развития, которое несет с собой революционное рабочее движение. Из забитой, безграмотной крестьянки, которая уже забыла свое собственное прошлое, которая уже привыкла считать зверское угнетение свое и в обществе и в семье чем-то само собой разумеющимся и естественным, вырастает на наших глазах сознательная революционерка с богатой внутренней жизнью, с большим мужеством, с значительным жизненным умом, инстинктивно-правильной тактичностью в своих поступках, в обращении с людьми, признающая правоту социализма.Такое изображение развития людей окрашивает роман Горького в светлый основной тон, придает ему, в основном, оптимистическую установку. Горький показывает все трудности революционного движения. Он изображает все гнусности аппарата насилия царизма. Революционеры идут в тюрьму и в ссылку, многие из них теряют там здоровье; порываются любовные и дружеские связи. Революционерам приходится приносить величайшие жертвы, причем как раз в области своих общечеловеческих, жизненных потребностей, своего личного развития и личного счастья.Но все это не омрачает основной светлый тон всего романа. И не только потому, что Горький с большим искусством дает почувствовать глубочайшую жизненность, неискоренимость рабочего движения, заставляет нас понять, что все эти жертвы не напрасны, что это героическое самопожертвование закладывает фундамент, на котором возникает освобожденное человечество будущего, — но и потому, что Горький рисует личную жизнь отдельных участников революционного движения яркими, поэтическими красками.В этом сказывается великая гуманистическая черта искусства Горького. Для него революционная борьба — вовсе не аскетическое самоумерщвление личности во имя светлого будущего. Напротив, он показывает, что принесение жертвы в пользу революционного движения сейчас же, немедленно приводит к возвышению, обогащению человеческой личности.Исходной точкой пролетарского гуманизма Горького является рабочее движение. Из этого движения, из боев этого движения возникает социализм: в рядах этого движения рождается и воспитывается новый человек.Этот гуманизм определяет и реалистический стиль «Матери» Горького. Это — реализм исключительных образов. Горький выбирает в рабочем движении такие ситуации, при которых яснее всего выявляется исключительность, героика. И персонажей своего романа он также выбирает так, чтобы иметь возможность с особенной силой выявить в них эту исключительность. Вспомним снова путь развития Ниловны. Муж ее умирает сравнительно рано. У нее всего один сын, и этот сын живет только своей революционной работой. Это создает благоприятные условия для исключительного развития Ниловны.Но как раз в этой исключительности заложена великая историческая истина, великое, истинно-реалистическое искусство. Горький изображает героическую борьбу авангарда революционного пролетариата с властью тьмы царизма. Он изображает ее, выбирая из рядов этого авангарда такие образы и такой путь развития этих образов, которые способны ярче всего выявить героический характер этого движения. Конечно, Ниловна или Рыбин — исключительные образы. Но в то же время это — образы, полные глубокой и великой человеческой истины: они указывают путь, по которому впоследствии, вдохновленные их примером, пошли многомиллионные массы трудящихся. Горький не только неподражаемо изобразил дореволюционное рабочее движение, он изобразил в нем в то же время рождение нового человека.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Я так люблю свою страну и ненавижу государство.
гр. Lumen
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.