Сидя в кафе за чашкой чая и наблюдая за окном поток лапши, которую вешают киевлянам «сильный», «честный», «умный», «новый» и прочие мэры, я подумал: вместо того, чтобы участвовать в псевдодемократическом балагане, неплохо бы в день выборов пойти и сжечь к чертовой матери избирательный участок. Эти противозаконные мысли пришли мне в голову 17 мая, в годовщину восстания партизанского движения «Сендеро Луминосо» в Перу. 17 мая сендеристы подожгли избирательные урны в Чусчи, заявив таким образом о начале «народной войны», которая продолжается и до сих пор.
«Вооруженные до зубов головорезы»
Если забить в поисковик слово «Перу», то от трети до половины сообщений будут о боевых действиях «Сендеро Луминосо» против правительственной армии. Сообщения примерно такие: «8 мая 2008 года вооруженные силы начали сильное наступление против наибольшей из до сих пор существующих колонн партизанской маоистской группировки «Sendero Luminosо», которая действует в джунглях речных долин Эне и Апуримак в юго-восточном Перу. По приказу объединенного командования вооруженных сил, 5000 военнослужащих, принадлежащих ко 2-й и 31-й пехотным бригадам, 200 спецназовцев морской пехоты и еще 200 бойцов спецназа ВДВ прочесывают местность. Им помогают 3 боевых вертолета, самолеты-разведчики и два патрульных бронекатера. По оценке военных, силы маоистов в этом регионе – 200 вооруженных до зубов боевиков».
Насчет «вооруженных до зубов» можно с уверенностью сказать, что это преувеличение военных, которые стараются оправдать свои неудачи в борьбе с партизанами, опирающимися на серьезную поддержку местного населения. Вот как описывает отряд сендеристов перуанский писатель Варгас Льоса: «В основном отряд состоял из мужчин и юношей, но были среди них и женщины, и дети до двенадцати лет. Те, кто постарше, были вооружены автоматами, карабинами, револьверами, остальные – старыми охотничьими ружьями, дубинками, мачете, ножами, пращами. Некоторые, как шахтеры-подрывники, были опоясаны патронташами с динамитными патронами».
Льоса придерживается правых взглядов и его трудно заподозрить в симпатиях к сендеристам, которых он, вслед за Госдепартаментом США называет не повстанцами, а «террористами». Тем не менее, Льоса рисует картину народного ополчения, а не вооруженных до зубов наемников, которыми любят пугать обывателя спецслужбы и прикормленные правительством журналисты.
«Убийство 10 человек оправдано, если среди них один связан с «террористами»
Вооруженные до зубов головорезы сражаются в Перу на стороне правительства. Кроме полиции, начиная с 1982 года, в антиповстанческих операциях были задействованы регулярная армия, ВВС и морская пехота. Военным дали «карт-бланш», и те просто-напросто убивали крестьян, подозреваемых в симпатии к «террористам». Только в городе Аякучо с июля по октябрь 1983 армия уничтожила около 800 человек. А согласно изданию El Diario International, к 1994 году военные и полиция убили 35 тысяч человек, еще 10 тысяч исчезли без следа. Трудно поддается подсчетам количество политзаключенных, которые и сегодня находятся в тюрьме по подозрению в причастности к СЛ. Часто это не «опасные террористы», а просто студенты или преподаватели левых взглядов.
Почему сендеристы воюют против правительства?
Перу состоит как бы из двух разных миров – один, узкая прибрежная полоска, где расположена столица Лима и крупные города. Там живут потомки испанских завоевателей, составляющие экономическую и политическую элиту страны. Эти 10% населения концентрируют в своих руках до девяти десятых всех богатств страны. В то время как жители перуанского «другого мира» - в основном индейского происхождения - живут в нищете.
Если кого-то такое положение вещей и устраивало, то только не Мануэля Рубэна Абимаэля Гусмана Рейносо, больше известного под псевдонимом председатель Гонсало. Гусман, философ из университета Сан Кристобаль де Уаманга в городе Аякучо, в тридцать лет защитил докторскую диссертацию на тему «Теория пространства у Канта». Однако затем, следуя лозунгу Карла Маркса о том, что философы должны не «объяснять» мир, а «изменять» его - с головой ушел в политическую деятельность. После поездки в Китай в 1965 году Гусман становится приверженцем маоизма – наиболее революционного течения мирового коммунизма. Именно он создает Коммунистическую партию Перу, которая больше известна под названием «Сендеро Луминосо» (это название происходит от популярного лозунга КПП «Еl Marxismo-Leninismo abrira el sendero luminoso hacia la revolucion!» — «Марксизм-ленинизм откроет сияющий путь к революции!»).
Сендеристы на подконтрольной им территории делят между крестьянами землю крупных собственников, открывают «народные школы», уничтожают долговые расписки, превращающие бедных крестьян в настоящих рабов банков и ростовщиков. Так что «народная война» сендеристов – это война 90% против 10%, война за более справедливое распределение богатств.
«Разрушение городов и торговля наркотиками»
Сендеристы не раз становились жертвами клеветы. Например, из недавно опубликованного в сети: «Конечная цель [Sendero Luminoso] - удушение городов, ставка на натуральное хозяйство, разрушение техники и зданий» - Марина Латышева, журналист российского «антитеррористического» сайта Агентура.ру. – «Считается, что наркотики - основной источник дохода террористов». То есть, сендеристы – это такие чертики с рогами, которые хотят уничтожить все и вся, вернуть чуть ли не каменный век, к тому же еще и наркоторговцы.
На деле все не так. Конечная цель СЛ – не уничтожение городов, а уничтожения противоречия между городом и деревней. Конечная цель СЛ – вырвать индейское большинство населения из нищеты и бесправия. Об этом можно прочитать в программных документах и заявлениях СЛ. Для реализации своих целей СЛ предполагает вовсе не возврат к натуральному хозяйству, а наоборот – национализацию крупной собственности и создание народных предприятий в городах и крупных механизированных кооперативов в деревне. Что же касается наркоторговцев, то их СЛ расстреливает, как только они попадают на территории, контролируемые партизанами. Именно поэтому наркоторговцы спонсируют частные «антитеррористические» армии – рондас, которые помимо борьбы с «красной заразой» отличились на поприще грабежей и изнасилований.
12 сентября 1992 года спецслужбам удалось поймать лидера революции – председателя Гонсало, сейчас он отбывает пожизненное заключение. Движение потопили в крови, и где-то около десяти лет сендеристы вынуждены были скрываться в отдаленных районах страны и избегать прямых столкновений с армией и полицией. Однако, за последние несколько лет сообщения об акциях партизан встречаются все чаще и чаще, что позволяет говорить о возрождении СЛ.
Восстание сендеристов было ответом перуанской элите, совершенно не заботившейся об интересах подавляющего большинства населения. Интересно, какой вариант ответа украинской элите, мало отличающейся от перуанской в смысле заботы о народе, выберут простые украинцы? |