Вчера, 10 февраля, забастовка сценаристов в Голливуде была официально завершена. На общем собрании членов Гильдии сценаристов Голливуда (WGA) было принято предложение Альянса, объединяющего 397 кино- и теле- продюсеров (АМРТР). Забастовка, длившаяся 14 недель и сорвавшая вручения кинонаград престижного «Золотого глобуса», закончилась победой сценаристов.
«Дороги, которые мы выбираем»Стачка стартовала после того, как длившиеся несколько месяцев переговоры между WGA и AMPTP завершилось полным провалом. 31 октября в полночь истек срок действия предыдущего трехлетнего договора между студиями и сценаристами. Еще в середине октября более 90% голосующих членов Гильдии сценаристов США во время специального опроса высказались за то, чтобы начать забастовку "в любой момент после 1 ноября". 5 ноября прошлого года гильдия сценаристов США объявила, что ее члены (а это 12 тысяч человек) перестают писать для кино- и телешоу. Они требовали долю доходов с продаж продукции, созданной с их участием, на DVD, Интернет-сайтах или при загрузке в мобильные телефоны.Предыдущая крупная забастовка американских сценаристов прошла почти 20 лет назад - в 1988 году. Тогда 22 недели простоя обошлись американской киноиндустрии в 500 миллионов долларов (870 миллионов долларов в ценах 2007 года).
Можно сказать, что профсоюзы деятелей культуры активны и очень сильны в США. Так, параллельно со сценаристамиа бастовали рабочие сцены. Из забастовка началась 10 ноября, через 2 дня после окончания переговоров. 26 из 35 шоу на Бродвее были закрыты. Забастовка продлилась 19 дней и завершилась компромиссным договором. Также можно вспомнить относительно недавнюю забастовку актеров Голливуда в октябре 2000 г, которая продлилась 175 дней. Каждый день забастовки обходился кино- и рекламным компаниям в 2 млн. долларов! Главная причина забастовки состояла в том, что актеры требовали не разовой оплаты за съемки в рекламных роликах, а отчислений от каждого показа ролика по ТВ. Забастовка также закончилась успешно. Собственно, сценаристы бастовали совместно с Гильдией режиссеров. Договор, заключенный 17 января между режиссерами и владельцами киностудий, стал одним из поворотных моментов в забастовке. Официально условия контракта не разглашались, хотя глава переговорного комитета Гильдии режиссеров Гилберт Кейтс назвал их «революционными». Цена вопросаРазвлекательная индустрия — третья по количеству рабочих мест отрасль в округе Лос-Анджелеса после торговли и туризма. В ней заняты 254 тысячи человек. Только Лос-Анджелесу она приносит 30 млрд долларов ежегодно. А из-за забастовки экономика Города Ангелов понесла убытков на сумму около одного миллиарда долларов.Но последствия стачки не только экономические. Из-за начавшейся 5 ноября забастовки были прекращены съемки новых эпизодов 7 сериалов, в том числе, популярных у нас в стране - "Отчаянных домохозяек". Десятки закрывшихся телешоу, прерванное производство сериалов и отсрочки съемок кинофильмов - таковы некоторые итоги забастовки сценаристов Голливуда. Американское телевидение было вынуждено крутить повторы ежедневных сериалов и ток-шоу, так как новые снимать не представлялось возможным. С момента окончания акции протеста, понадобится около четырех-шести недель для того, чтобы большинство сериалов вернулись на экраны. Впрочем, некоторые из них зрители увидят еще позже - только осенью. Забастовка не только привела к практически полному провалу телесезона, но и сорвала торжественную церемонию вручения «Золотых глобусов» и некоторых других престижных американских наград в области кино.
При этом аналитики все чаще говорят, что длительная забастовка изменила саму структуру американского кино и видеорынка. В конце минувшей недели американская исследовательская компания Nielsen подсчитала, что за время забастовки сценаристов телеканалы США потеряли почти четверть своей аудитории, которая ушла на развлекательные Интернет-ресурсы.Из-за чего же разгорелся весь «сыр-бор»? Дело в том, что в прошлом году голливудские сценаристы получали около 4% дохода от продаж DVD с ток-шоу и фильмами, снятыми по их сценариям. И они потребовали двукратного повышения авторских отчислений с продаж дисков. DVD не случайно оказались в центре конфликта. Благодаря продажам DVD киностудии возвращают себе от половины до двух третей затраченных на съемки средств. Кроме того, сценаристы требовали платить им авторские отчисления в размере 2,5% и за трансляцию продукции через интернет - сейчас авторы сценариев за это денег не получают, хотя рынок интернет-трансляций находится на подъеме. Забастовка – это не скучноДля защиты своих интересов, сценаристы организовали ряд пикетов перед студиями крупнейших компаний. Наибольший из них собрал 9 ноября 3 000- 4 000 работников пера и печатной машинки. На вторую неделю забастовок WGA организовала компанию «приведи с собой на пикет звезду», что подключило к их действиям значительно число известных актеров. WGA также применяли такие неортодоксальные методы борьбы как проведение перфоманса по изгнанию злых духов из Warner Bros, а также призывы к своим сторонником посылать карандаши медиамагнатам.Сценаристы выражали свой протест и в социальных сетях, таких как MySpace и Facebook. Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно против компании News Corp, являющейся владельцем MySpace, сценаристы в частности и протестуют. Одним из наиболее популярных видео является ролик The office is Closed ("Офис закрылся"). Ролик, размещенный на YouTube, просмотрели 730 тысяч раз. Забастовщики отмечают, что при помощи интернета им легче донести те требования, о которых не говорят по телевидению, так как каналами владеют те же компании, против которых выступает Гильдия.
Сценаристы также организовали в сети кампанию под названием Speechless ("Безмолвные"), в рамках которой было отснято 4 десятка роликов с участием известных актеров. Выбранное название четко указывает на последствия забастовки сценаристов: они не пишут слова, соответственно, актерам нечего произносить. Кино- и телекомпании тоже не сидели без дела. Производители были вынуждены обратиться к британским авторам, которые не входят в американскую гильдию сценаристов. Гильдия сценаристов Великобритании, со своей стороны, обратилась к своим членам с просьбой «не принимать участия в подавлении забастовки», пообещав передавать американской гильдии имена тех, кто не устоит перед соблазном. Однако для некоторых (в том числе очень известных) английских сценаристов соблазн работать или проявить себя в Голливуде оказался сильнее, чем опасность потерять работу сразу после окончания забастовки. «Этот день Победы, порохом пропах…» В борьбе за свои требования сценаристы были далеко не одиноки. Звезда "Отчаянных домохозяек" Ева Лонгория присоединилась к протестующим сценаристам, чтобы угостить их пиццей. "Мы все встанем на баррикады, чтобы поддержать вас. Из-за неразрешенности этого конфликта пострадает вся съемочная группа. Я очень сильно переживаю за людей, которые могут из-за этого лишиться дома. Я беспокоюсь о гримерах, которые еле-еле сводят концы с концами", - заявила она.К бастующим у студии Warner Bros. сценаристам присоединялись несколько актеров из сериала "Скорая помощь" - Джон Стамос, Маура Тирни и Меки Файфер. "Мы одна команда, поэтому хотим скорейшего разрешения конфликта", - заявил Стамос, отметив, что съемочная группа намерена собрать деньги для сценаристов, которым не будут платить во время забастовки. Солидарность проявляли и за океаном. Британские кино- и телесценаристы провели в Ноябре в Лондоне демонстрацию в поддержку своих бастующих коллег из США. Сценаристы собрались рядом со зданием Конгресса профсоюзов, держа в руках красно-черные таблички, надпись на которых гласила: "Мы поддерживаем Гильдию американских сценаристов". Однако, не все были готовы поддерживать сценаристов. В начале декабря 500 работников, из-за вынужденного простоя теряющие в зарплате устроили марш протеста против забастовки под лозунгом "Заключите сделку". Как выразились организаторы, он призван "показать лицо тысяч людей, на которых негативно сказалась забастовка". А по данным Международного союза рабочих сцены (IATSE), из-за забастовки сценаристов в Голливуде были уволены более 40 тысяч электриков, плотников, сварщиков, наладчиков. Причем, по мнению союза, выступившего против забастовки, большинство этих рабочих мест не будет восстановлено и после завершения стачки. Между тем согласно опросу, проведенному университетом Пеппердин (Pepperdine University), общественное мнение полностью на стороне сценаристов. Более 4/5 американцев к концу первой недели забастовки были осведомлены о ней. Из них 3/4 поддерживали сценаристов, чуть менее четверти колебалось и только 4% стояли на стороне медиакомпаний. К концe забастовки эти цифры изменилось не значительно.
"Вперед"
|