Вечером (по московскому времени) 28 июля 2005 года после двух с половиной лет перерыва наконец взлетел американский космический корабль многоразового использования (шаттл) «Дискавери». После 1 февраля 2003 года, когда погиб шаттл «Колумбия», полеты шаттлов были приостановлены. Потому что до «Колумбии» была еще катастрофа шаттла «Челленджер» в 1986 году. То есть одна треть от парка шаттлов закончила свои полеты катастрофами. Это был серьезный повод задуматься о безопасности и приостановить полеты. После этого США лишились своих средств запуска пилотируемых космических аппаратов, и монополистом в обслуживании МКС стала Россия со своими «Союзами». Вот тут-то самое время брать американцев за горло и диктовать им свои условия! Руководство Росавиакосмоса во главе с Коптевым, проводившее проамериканскую политику, понятно, это не хотело. Полеты шаттлов были отложены надолго – сначала до 2004 года. За это время, казалось нам, вполне можно совершить прогрессивные политические изменения[1], которые бы привели к появлению в стране вообще и в Роскосмосе в частности новой власти, которая бы выполнила эту прогрессивную программу – воспользоваться американскими трудностями для оказания на них давления и возвращения нашей стране позиций в космосе, утраченных при проамериканском Коптеве. Настал 2004 год. Расследование катастрофы «шаттлов» показывает, что дела с безопасностью там обстояли ужасно как – непонятно, как они вообще летали. Их запуски всё переносятся и переносятся. Сначала на октябрь 2004 года. Потом на март 2005. Потом на май 2005. Потом наконец заявили: 13 июля 2005 года – всё равно полетит. Экипаж занял свои места. И вдруг опс – опять отменили – неисправный датчик топлива! В Росавиакосмосе (который в ходе «административной реформы» избавился от корня «авиа» и стал Роскосмосом) тем временем проамериканский Коптев сменился на уроженца вятской земли Анатолия Перминова. Первые шаги нового руководства Роскосмоса давали надежу на лучшее: начали проявлять внимание и к перспективным проектам по дальнему космосу, стали более смело вести себя в отношениях с американцами и пресекать их наиболее уж наглые поползновения. Но в то же время в полной мере давала себя знать и коптевщина: странные заявления что «космос вне политики», проталкивание прихватизаторов в руководство космических предприятий, в перспективных межпланетных проектах – ориентация сугубо на «международное сотрудничество» и… полный отказ от использования выгодной ситуации с шаттлами в интересах России. В деятельности руководства Роскосмоса сегодня причудливо перемешиваются прогрессивные и реакционные начинания. Прогрессивные начинания диктуются в первую очередь общественным мнением отрасли и здравой позицией нового главы Роскосмоса, а реакционные тенденции – либеральной проамериканской политикой президента и правительства, а также глубоко пустившей корни коптевщиной (куратором космической отрасли в правительстве остается… тот же Коптев). В политической жизни страны за это время происходит немало громких событий, которые могли бы быть использованы для совершения этих самых прогрессивных политических изменений: в начале 2004 – «кировский вариант» бойкота выборов Путина[2], середина и конец 2004 года – нарастающие акции протеста против монетизации, и, наконец, революционынй взрыв 2005 года. Однако оппозицию это мало заинтересовало – некоторые уже сейчас начали готовиться к выборам 2007-2008 годов. Сохранится ли что-нибудь от российской космонавтики (да и от России вообще) к 2007-08 годам, если до того времени революции не произойдет – об этом наши «непримиримые, но очень ответственные» оппозиционеры предпочитают не думать. Тем временем, когда все сроки возобновления запуска шаттлов вышли, а дела с их безопасностью по-прежнему оставались хуже некуда, руководство Роскосмоса делает американцам неожиданный подарок: запрещает полеты «Союзов» после двойной катастрофы российских космических аппаратов 21 июня. Получается, что Россия добровольно отказывается от своей монополии на полеты, и американцы тут же воспользовались подарком и принимают решение: шаттл «Дискавери» все равно взлетит, несмотря на любые неисправности. И 26 июля «Дискавери» таки взлетел, хотя и с неисправностями. «Эхо Москвы» сообщает: «Проблемы возникли при запуске американского челнока "Дискавэри". Как сообщает американский сайт "Космические полеты сегодня", через две минуты после старта от шаттла отделился большой фрагмент. Это зафиксировала видеокамера, установленная на топливном баке. Пока не ясно, ударил ли отвалившийся кусок по борту космического корабля, или нет. В НАСА говорят, что пока не располагают информацией о какой-либо нештатной ситуации. но в ближайшее время проанализируют всю собранную видео- и фотоинформацию. Как передает "Интерфакс", экипажу сообщат о состоянии внешней поверхности шаттла через 5 дней. Напомним - катастрофа челнока "Колумбия" два с половиной года назад произошла как раз из-за того, что от космического корабля отвалился кусок обшивки и ударил по корпусу.». Менее проамериканский сайт «Правда.ру» высказывается еще безжалостнее: «Челнок "Дискавери" погибнет из-за птицы? Судьба запущенного вчера космического шаттла Дискавери снова под вопросом. От шаттла Дискавери при взлете отслоилась теплозащитная плитка. Плитка была сорвана с точки в районе дверцы, закрывающей отсек носового шасси шаттла. Если повреждения признают серьезными, то космонавтом в экстренном порядке эвакуируют на землю, а сам челнок превратится в кучу космического мусора. Напомним, что при аналогичных обстоятельствах погиб "челнок" Columbia. Также погибли 7 астронавтов. Инцидент с пленкой был не единственным при старте американского челнока. Вскоре после взлета Дискавери столкнулся с птицей.». Птичку жалко! Для России произошедшее невыгодно – монополия на пилотируемые полеты перешла от нас к американцам. Тем более непонятна бурная радость чиновников Роскосмоса по поводу состоявшегося запуска. «Возобновление полетов шаттлов ликвидирует неопределенность в развитии МКС и снимает с России нагрузку по обеспечению космической станции в одиночку, сообщает РИА "Новости". Такой прогноз озвучил сегодня после старта шаттла "Дискавери" начальник пилотируемых программ Роскосмоса Алексей Краснов. "Все прошло замечательно. Успешный старт, прежде всего, дает определенность в дальнейшем развитии программы МКС в целом. Помимо снятия с России бремени по обеспечению станции в одиночку, это позволит Роскосмосу вернуть с МКС на землю неисправные блоки системы обеспечения кислородного состава "Электрон", чтобы разобраться, что с ней происходит, а также комплекты системы сближения и стыковки "Курс", - сообщил он.» - сообщает нам Polit.ru. Нет, конечно, понятно, что государственный служащий должен быть дипломатом и не может публично сказать про американцев то, что сказал бы любой нормальный человек. Но и прыгать от радости его вообще-то тоже никто не заставлял. Впрочем, к вечеру 27 июля руководство российского ЦУП одумалось. Посмотрите, как изящно они рассказывают нам об имеющихся проблемах шаттлов: (цитируется по сообщению РИА «Новости»): «Во время старта от "Дискавери" отделилось два фрагмента - один от топливного бака, другой - от головной части самого шаттла. Об этом РИА "Новости" сообщил эксперт в российском Центре управления полетами (ЦУП). НАСА также подтвердило информацию об отделении от шаттла двух фрагментов. "Камера зафиксировала отделение фрагмента от топливного бака, а также отделение маленького фрагмента теплозащитной плитки со створок, закрывающих переднее шасси", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте НАСА. Эксперты уже проводят анализ полученных во время старта "Дискавери" изображений, говорится в сообщении. В нем также отмечается, что "отделение фрагмента от топливного бака не повредило поверхность шаттла".». Создается впечатление, что наши специально запретили запуски «Союзов» для того, чтобы вынудить американцев вылететь в космос на неисправном корабле и тем самым американскую пилотируемую космонавтику похоронить. Шутка. Тем не менее действительно видно, что руководство Роскосмоса хотело бы проводить прогрессивную политику по развитию российской космонавтики, но обстоятельства оказываются сильнее. В таком случае сотрудникам Роскосмоса следовало бы обратиться к левым политическим организациям за поддержкой с целью устранения этих самых мешающих обстоятельств (антинародного правительства, капиталистического строя и т.п.). Пойдут они на это или нет – и станет той лакмусовой бумажкой, которая проявит их позицию. [1] Напомню: «прогрессивные политические изменения» - это то же самое, что революция, и единственная разница между этими двумя понятиями состоит в том, что если я скажу: «в 2005 году должна произойти революция», то добропорядочный оппозиционер покрутит пальцем у виска, а если я скажу, что «в 2005 году должны произойти прогрессивные политические изменения», то добропорядочный оппозиционер пожмет плечами, скажет: «Да ради бога» и лениво проголосует «за». [2] Заметим, Путин заменил Коптева на Перминова 12 марта 2004 года, за два дня до своих выборов. Это была явно попытка задобрить общественное мнение – и наша кампания бойкота по крайней мере создала необходимость для таких шагов. |