В предлагаемом Центром социальных технологий материале рассматривается количественная и качественная динамика, а также диагностика открытых форм социальной напряженности в обществе, проявившейся в виде активных акций протеста в 2007 году.
Сравнительный анализ количества акций протеста за год свидетельствует о том, что если в 2006 году их число составляло 88, то в 2007 году достигло 114. Увеличение на 26 актов гражданского неповиновения произошло за счет роста акций протеста с выдвижением социально-экономических требований. Число протестов с выдвижением политических требований составило 36. За год их количество уменьшилось на 4. На протяжении всего периода акции гражданского неповиновения сопровождались пикетами, забастовками и критикой в адрес властей.
Диагностика прошедших акций протеста и очагов социальной напряженности в Республике Казахстан в 2007 году свидетельствует о том, что 96% их имели несанкционированный характер. Если в 2006 году из общего числа акций протеста 16 носили санкционированный характер, то в 2007 разрешительные санкции со стороны местных исполнительных органов получили только 5 акций протеста. Наблюдается существенное ограничение возможности граждан использовать свое конституционное право на митинги со стороны органов власти.
Анализ линий противоречий при политических акциях протеста показал, что в 2007 году они складывались в большей мере между властью и оппозиционными партиями, движениями -25, далее между властью и населением – 7. Также в прошедшем году на территории Казахстана произошло два конфликта, в последствии переросшие в межнациональные.
В целом за 2007 год линии противоречий при социально – экономических конфликтах складывались следующим образом. На первом месте конфликты между властью аффилированной с субъектами крупного бизнеса и населением - 40 акций протеста. Вторые позиции занимают конфликты с противостоянием между работодателями и наемными рабочими – 15. На третьем месте по интенсивности конфликты между государством и социальными группами, находящимися на государственном обеспечении – 13.
Сравнительный анализ линий противоречий конфликтующих сторон при данных акциях протеста свидетельствует о том, что за год существенно возросло противостояние между властью аффилированной с субъектами крупного бизнеса и населения, общественными организациями (на 13), между работодателями и наемными рабочими (на 5), между государством и социальными группами, находящимися на гособеспечении (на 10).
Анализ показателей выполнения требований протестующих в 2007 году показал, что из 114 акций протеста только в 7 случаях были удовлетворены полностью требования протестующих, в 19 акциях требования разрешились частично и в 52 – требования не удовлетворены.
По политическим акциям протеста требования протестующих не были удовлетворены ни в одном случае.
Если в 2006 году полное удовлетворение требований протестующих произошло в 13,6% от общего числа акций протеста, то в 2007 году данное процентное соотношение уменьшилось в 2,2 раза.
Процент полного игнорирования требований протестующих с 73,9% в 2006 году в 2007 году увеличился до 77,2%.
В целом результативность прошедших как политических, так и социально-экономических акций протеста ограничивалась привлечением внимания международных и отечественных организаций, специализирующихся на защите прав и свобод граждан, создания должного резонанса в зарубежной и казахстанской общественной среде, формированием соответствующего общественного мнения, реакцией СМИ на прошедшие события.
В целом по итогам 2007 года совокупный анализ прошедших акций протеста в региональном разрезе с учетом их качественных характеристик, динамики протекания, последствий и состава участников позволил дифференцировать регионы по уровню социальной напряженности.
Регионами с критическим уровнем социальной напряженности являются южная и северная столицы, с высоким – Алматинская, Атырауская, Южно-Казахстанская, Западно-Казахстанская области. К регионам с уровнем социальной напряженности выше среднего отнесены Актюбинская, Жамбылская, Костанайская области. Оставшиеся области классифицируются как территории с низким уровнем социальной напряженности в 2007 году.
Наибольшее количество политических акций протеста в 2007 году было зафиксировано в г.Алматы. Открытое и публичное выражение своего протеста с выдвижением социально-экономических требований чаще всего проходило в Алматы и Астане.
В сравнении с 2006 годом увеличение числа акций протеста с выдвижением политических требований наблюдается в Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях и г.Алматы, с выдвижением социально-экономических требований в Алматинской, Атырауской, Западно-Казахстанской областях и гг.Астана и Алматы.
Диагностический анализ традиционно предпринимаемых мер со стороны органов власти по локализации реальных конфликтов и очагов социальной напряженности показал, что власть не желает вести цивилизованный переговорный процесс о конкретных механизмах разрешения проблемных зон с оппонирующей стороной, ограничиваясь обещаниями и затягиванием рассмотрения вопросов. Одновременно с этим власть в целях быстрейшего прекращения протестов продолжает использовать инструменты репрессивных мер.
Таким образом, эскалация социально-значимых проблем, бездействие, а порой и игнорирование со стороны власти злободневных вопросов населения, сопряженная с высоким уровнем нарушения прав и свобод граждан является показателем возрастания уровня социальной напряженности в обществе. Тенденция роста числа акций протеста населения, связанных с выдвижением социально-экономических требований продолжится.
В качестве прогнозной линии следует ожидать увеличение числа акций протеста населения связанных все так же с выдвижением социально-экономических требований. Мотивационной базой возникновения очагов социальной напряженности с последующим перерастанием в открытую фазу конфликта будут являться:
- производственные конфликты между работодателями и наемной рабочей силой в промышленных зонах Казахстана;
- конфликты в результате сноса домостроений, изъятии земель под государственные нужды и выплата заниженных компенсаций собственникам;
- повсеместное увеличение тарифов на коммунальные услуги, тепло, газ, воду и электроэнергию;
- рост цен на основные продукты питания;
- техногенные аварии и природные катаклизмы, которые не будут получать должной оценки и адекватных действий со стороны властных органов.
Высокий уровень социальной напряженности будет формироваться в городах с высоким уровнем урбанизации и их пригородах.
Если учесть, что значительная часть граждан республики сегодня имеет ипотечные обязательства перед банками, то при нынешней неспособности власти удержать инфляционные процессы, вероятность роста социальной напряженности из-за проблем в данном сегменте экономики может существенно возрасти.
Социальная база участников акций протеста в зависимости от характера выдвигаемых требований, региональной специфики, уровня актуальности проблемы среди населения, а также возможных как интегративных, так дезинтегрированных последствий при попытке разрешения (нейтрализации) очага социальной напряженности, будет строго дифференцирована.
"Зона" |