Работники компании «Хенкель-ПЕМОС» (г. Пермь) переиграли хозяев. Точнее – их российских наймитов-управленцев.
Как известно, завод моющих средств в Перми уже несколько лет находится во владении транснациональной компании «Хенкель». Всё это время нашенские директора землю роют на предмет: как бы покруче эксплуатнуть соотечественников, как бы выжать из них побольше неоплаченного труда, чтобы остались довольны забугорные хозяева.
И в этом они вполне преуспели. Заработная плата на «ПЕМОСе» - самая низкая среди пятнадцати аналогичных предприятий края. Зато производительность труда – самая высокая, аж 190 (сто девяносто) процентов. Не потому, что нормы выработки низкие, а потому, что штат сокращён до предела, и каждый рабочие там вкалывает за себя и за того парня (уволенного).
Однако хитро…умные пемосовские руководители не ограничились прямой и грубой формой выжимания пота и прибыли из наёмных работников. На заводе, как и на всех предприятиях «Хенкеля» отвоёвана приличная система добавочных социальных выплат. Работникам (постоянным) положены: тринадцатая зарплата, рождественская премия, материальная помощь родителям к началу учебного года, материальная помощь ветеранам ко Дню Победы, ежеквартальные бесплатные выдачи моющих средств, производимых на предприятии.
Выслуживаясь перед хозяевами, администрация «ПЕМОСа» лишила подавляющее большинство работников статуса «постоянных». Людей перевели работать в некие обслуживающие фирмы, которые теперь сдают слесарей, электриков, охранников и пр. и др. и так далее – В ЛИЗИНГ предприятию «Хенкель-ПЕМОС»! В далёком школьном детстве мы о таком читали в отличной книжке М. Э. Матье «День египетского мальчика». Во времена фараонов маленький герой книги сталкивается в родном дворе с женщиной-ткачихой, и ему объясняют, что эту рабыню госпожа имярек сдала в наём его матери, но плату за её труд отдадут хозяйке!
Нет, лизинговым рабочим дают чуть больше, чем египетской рабыне. Не одну похлёбку. Однако от социальных выплат им остались кусочки, да и то – после долгого и тяжёлого скандала. Скандалил профком завода – там здраво рассудили: позволим отобрать дополнительное вознаграждение у «лизинговых» - завтра всё отнимут и у нас, у тех, кто пока «постоянный». Но, всё же, дирекция завода могла «докладать» за рубеж об экономии хозяйских денег.
Картинку портит только безудержное воровство продукции и её компонентов, которое, как зараза, расползлось по «ПЕМОСу» после перехода на лизинг-персонал. Постоянным работникам это было ни к чему: для домашнего хозяйства они получали ежеквартальную порцию моющих средств на все случаи жизни. Да и тринадцатая зарплата, зависящая от финансовых результатов работы, стимулировала честность. Рабы, сдаваемые в наём третьим лицам – другое дело. Им на результаты работы наплевать, да и место у них – временное. Они с завода тащат сырым и варёным.
Войдя в раж сокращений, пемосовские «тот-топ менеджеры» усекли ещё и охрану. Теперь громадную территорию с авто-воротами и ж/д въездом караулят.. четверо мужичков! Диво ли, что перед Новым годом спёрли дорого заграничный сварочный автомат у польских монтажников, собирающих оборудование для нового производства!
Но это всё – присказка.
С такими вот управленцами столкнулись уцелевшие «постоянные» работники, когда потребовали увеличить заработную плату на пятьдесят процентов. И показали им, что наёмные работники кое-чему выучились за шестнадцать лет «развития капитализма в России»!
С рабочих мест не отпустили делегатов на профсоюзную конференцию по началу трудового спора.
- Делегаты махнули рукой на отдых после вечерней или ночной смены – и собрались в нерабочее время.
Делегатам предложили на тысячу рублей увеличить зарплату каждому, кто получает меньше 12 тысяч.
- Конференция с редким единодушием и возмущением отвергла эту подачку. Тем более, что уже были известны проекты приказов об отмене тринадцатой зарплаты, рождественской премии и выдачи моющих средств.
Делегатов начали по одному приглашать к директору для задушевной беседы на тему: «А подпиши-ка согласие на получение добавочной тысячи рублей, а то хуже будет!»
- Под ласковым взором начальства согласие подписали три женщины. После чего прямым ходом полетели к председателю профкома. Сергей Попов тут же посулил директору судебное преследование за давление на участников коллективного трудового спора.
Профкому пообещали выплатить и выдать всё, что положено постоянным работникам, добавить к их зарплате обещанную тысячу – но потом, а прямо сейчас – подписать примирительное соглашение.
Смысл ответа делегатов и профкома сводился к украинской присказке: «Нэма дурных»
Работодатель сдался. Частично.
Пятьдесят процентов добавки работники «ПЕМОСа» не выбили. Дело отложено до апреля 2008 года, когда зарплату увеличивают согласно Колдоговору.
Но своей стойкостью против подкупа и запугиваний они компенсировали себе инфляцию (хотя бы!), потому что средняя зарплата и рождественская премия уже выплачены, выдача продукции сохраняется, по тысяче ежемесячно им добавят.
Поэтому мы говорим о победе по очкам.
И призываем других наёмных работников учиться у пермяков.
Можно одолеть начальство, если действовать грамотно, упорно и солидарно. |