Сообщение, облетевшее новостные ленты информационных агентств в Германии, шокировало многих немцев: финская Nokia закрывает свой сборочный завод мобильных телефонов в рейнвестфальском городе Бохум и переносит производство в Румынию и Венгрию. Там собирать мобильники гораздо дешевле. 2 тыс. 300 рабочих завода в Бохуме в один день потеряли работу.
«Акулы мирового капитализма», «бессовестные глобальные игроки» — эти и подобные этим эпитеты можно было услышать из уст работников бохумского завода компании Nokia, собравшихся на стихийный митинг у заводских ворот. Прозвучавшее накануне сообщение было кратким: Nokia уходит из Германии и переносит сборку телефонов в страны Восточной Европы – там процесс обходится, по словам шефа попечительского совета фирмы Вели Сюндбека, на треть дешевле.
На самом деле, Nokia — далеко не первая фирма, по тем или иным причинам закрывающая свое производство в ФРГ. Причем поступают так не только иностранные концерны. Немецкая компания AEG, производящая бытовую технику, начала этот процесс еще четыре года назад. Если внимательно присмотреться к выпускаемым этой компанией холодильникам и стиральным машинам, то можно заметить, что гордую марку Made in Germany на них сменила невразумительная строчка Made in EU. Если бы фирма была до конца честной с покупателями, она бы откровенно писала: Made in Slovakia. Однако та полуправда, которой AEG маркирует свою продукцию, официально позволена Еврокомиссией еще два года назад – «в целях уравнивания шансов», как было отмечено в соответствующем постановлении.
Вслед за AЕG «дранг нах Остен», а именно – в Словению, объявил знаменитый Opel. В целом же процесс ухода производств из Германии стал за последние годы обычным. Среди производителей мобильных телефонов «застрельщиком» стала компания BenQ. В 2006 году она, не успев купить производство мобильников у фирмы Siemens, заявила о банкротстве и закрыла завод в городе Камп-Линфорт. Впрочем, в данном случае компания вообще никуда не переносила производство. Она просто прекратила выпуск мобильников, успев, тем не менее, получить под него весьма солидных размеров государственный кредит, который был выделен специально ради того, чтобы бывшие работники Siemens не потеряли свои рабочие места после принятого руководством компании решения об отказе от этого сегмента производства. Сейчас правительство Германии безуспешно пытается отсудить назад свои деньги, однако вряд ли ему это удастся. Компания BenQ – банкрот, так что выданные ей кредиты, как писали братья Стругацкие, «то ли ухнули, то ли ахнули».
Убрала из Фленсбурга свое производство компания Motorola, причем даже не в Восточную Европу: 3 тыс. немецких рабочих мест «перелетными птицами» умчались в Китай.
Этот список можно продолжать, однако именно решение руководства Nokia о переносе сборочных цехов стало особенно обидным для немцев. Дело в том, что BenQ разорилась, Motorola терпела убытки, а вот финская фирма, наоборот, получала от немецкого производства вполне солидную прибыль. И тем не менее – решила уйти, чтобы получать прибыль еще большую. При этом всего три года назад руководитель компании Юха Экрес торжественно пообещал, что завод в Бохуме будет работать, как минимум, до 2038 года. «Делать деньги можно и в Германии» — заявил он и получил за это заявление от правительства федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия царский подарок: 17 млн евро инвестиций.
Теперь земельное руководство намерено потребовать свои деньги обратно. «Я задаюсь вопросом: понимают ли эти господа, что в производстве главное – не прибыль, а человек? – спросил по этому поводу оскорбленный в лучших чувствах рейнвестфальский премьер-министр Юрген Рюттгерс. — И мне интересно – неужели они полагают, что рабочие в Румынии лучше немецких?» Пока он ждет ответа на свои вопросы и в сердцах обзывает руководство Nokia саранчой, другие немецкие политики устроили своего рода демонстрацию: они в массовом порядке отказываются от использования мобильных телефонов Nokia и призывают делать то же самое всех немцев. Все равно больше ничего они сделать не в состоянии.
Немецкие политики и профсоюзные деятели, наперебой высказывающие свое возмущение действиями фирмы Nokia, тем не менее, не могут отрицать одного: Германия и в самом деле стала дорогой страной. Причем виной тому не столько высокие зарплаты, сколько непомерные налоги, которыми облагаются здесь производственные компании, плюс тяжелая, требующая реформы законодательная система. Что же касается зарплат, то сотрудники бохумского завода Nokia по сборке телефонов в один голос заявили, что готовы работать за те же деньги, которые фирма намерена платить рабочим в Венгрии и Румынии – лишь бы не потерять свои рабочие места. Тут уж, как говорится, не до жиру.
Специалисты утверждают, что из числа компаний, уводящих свое производство из Германии на Восток, около трети возвращаются обратно. Причина проста и незатейлива: немецкая сборка на поверку оказывается куда лучше и надежнее любой другой. Собранные в Германии телефоны, компьютеры, автомобили гораздо реже ломаются и не так подвержены вредоносному воздействию пыли, дождя и подобных неприятностей. Знак «сделано в Германии» по-прежнему стоит потраченных денег, и покупатели это отлично понимают. Так, фирмы, проводящие маркетинговые исследования по заказам многих концернов, в один голос утверждают, что среднестатистический покупатель, имея возможность выбрать из двух приборов, один из которых сделан в ФРГ, а другой несет на себе пресловутую маркировку «сделано в ЕС», выберет первый, даже если ему придется заплатить чуть дороже.
Тем не менее возвращается в Германию всего лишь треть фирм, а две трети ушедших — ушли из страны если и не навсегда, то надолго.
"Росбалт" |