Мы начинаем публикацию материалов, посвященных начавшемуся брожению на Пермском заводе моющих средств – “Хенкель-ПЕМОС”. Наёмные работники предприятия начинают медленно, но верно осознавать свои элементарные человеческие права. Мы не можем сказать, как ситуация будет развиваться дальше, но положительный опыт борьбы – он всегда пригодиться. Поэтому мы будем информировать читателей сайта по мере поступления новых сообщений с предприятия.
Николай Эрлиб
Этой фразой обессмертила себя мадам Гадецкая, директор по персоналу Пермского завода моющих средств (ныне – «ПЕМОС», компания “Хенкель” в России). Этим вполне холуйским заявлением мадам объясняла профсоюзу, почему к 9 мая не была выделена ежегодная материальная помощь ветеранам войны. Тогда ссылка на волшебное слово “политкорректность” Гадецкой не помогла: профсоюзники, со скандалом, выкрутили из мадам всё, что положено по Колдоговору.
Однако желание выслужится перед хозяевами мучает Гадецкую, словно чесотка. И мадам снова пошла в атаку – на Трудовой кодекс РФ. В октябре 2007 года работники “Хенкель-ПЕМОСа” с некоторым изумлением узнали, что с января 2006 года на заводе, оказывается, действует особый порядок предоставления отпусков.
Пункт 2 «Правил» гласит: «Сотрудники должны разбивать очередной оплачиваемый отпуск на несколько частей, одна из которых должна состоять из 14 (четырнадцати) календарных дней подряд, включая две субботы и два воскресенья».
Пункт 3. «Остальные 14 календарных дней отпуска сотрудники могут брать в любом количестве дней по необходимости».
Пункт 7. «Оставшиеся дни отпуска переходят на следующий календарный год и оплачиваются только при увольнении сотрудника». Поскольку “ПЕМОС” – это химия, вредных условий труда там и больше. Поэтому Гадецкая не обошла вниманием и дополнительный отпуск.
Вот Пункт 3 соответствующего раздела «Правил»: «Дни дополнительного отпуска оплачиваются в соответствии с Коллективным договором, либо, при его отсутствии, как рабочие дни, исходя из стоимости одного рабочего дня того месяца, в течение которого был предоставлен дополнительный отпуск».
Конечно, действующий Трудовой кодекс и в подмётки не годиться советскому КЗоТ. ТК РФ с трогательной заботой опекает интересы собственника и лишь во вторую очередь вспоминает о правах наёмного работника.
Однако в отношении отпусков ТК достаточно твёрд. Относительно разделения ежёгодного оплачиваемого отпуска на части Кодекс содержит отдельную статью, цитируем её для справки:
Ст.125: «По соглашению между работником и работодателем ежёгодный оплачиваемый отпуск может быть раздёлён на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть менее 14 календарных дней. Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия…».
Почувствовали разницу? Трудовой кодекс разрешает, по желанию работника, разделить отпуск на части. Правила Гадецкой обязывают сотрудников “Хенкеля” пользоваться отпуском “в нарезку”.
То же самое – по оплате дополнительных отпусков.
1. Ст.139 Трудового кодекса в последней редакции определяет: «средний дневной заработок для оплаты отпусков… исчисляется за последние 12 календарных месяцев путём деления суммы начисленной заработной платы на 12 и 29,4 (среднемесячное число календарных дней)».
Не разрешает Трудовой кодекс переносить оплату неиспользованных в текущем году дней отпуска аж к моменту увольнения. Наоборот, разрешает Трудовой кодекс присоединить эти дни к отпуску будущего года.
Вопрос: что возьмёт верх в нынешней России: Трудовой кодекс или неукротимое желание Гадецкой “сделать красиво” для хозяев “Хенкеля”?
Ответ: это зависит исключительно от упорства рабочего сопротивления гадецким придумкам.
И тут мадам не повезло. Профсоюз “ПЕМОСа” хоть и относиться к ФНПР, но полностью под хозяевами не лежит. Были уже схватки боевые, довольно успешные. Так что, вероятно, через Трудовой кодекс Гадецкая не перескочит.
А у вас чем кончится подобная попытка работодателя?
|