Скорее всего, героическая забастовка рабочих завода «Форд» во Всеволожске, будет приостановлена. В понедельник бастующие рабочие выйдут на свои рабочие места. Единственное, что может помешать этому — патологическая жадность или упрямство администрации завода. Если рабочие действительно получат на руки до Нового Года лишь 60% аванса за оставшуюся неделю (примерно по 3000 рублей), за забастовка может возобновиться, организованно, или стихийно. В момент написания этой заметки переговоры лидера профсоюза Алексея Этманова с администрацией еще продолжаются.
Время для детального анализа хода забастовки еще не пришло. То, что написано ниже, главным образом, мои личные наблюдения и субъективные оценки. Первое, что бросалось в глаза, люди стоявшие в пикете были настроены, большей частью, по боевому. Это же можно сказать и про часть профсоюзного актива, твердо намеренную держаться до конца.
С другой стороны, Этманов и в четверг, на заседании Комитета Солидарных Действий, и сегодня утром на пикете около территории завода прямо выразил сомнения в целесообразности продолжения забастовки. Какие именно?
Во-первых, администрация добилась положительной динамики производства в условиях забастовки. Собрав, сперва, одну смешанную смену из штрейкбрехеров разного рода (кадровых рабочих, начальников участков–супервайзеров, вновь нанятых рабочих) она постепенно довела выпуск автомобилей этой сменой до проектного значения. Затем, она разбила эту смену на две (первую и третью), и хотя суммарный объем производства сразу же упал примерно на 25%, у менеджмента появилась возможность привлекать бастующих на многочисленные вакантные места. Таким образом численность бастующих рабочих сократилось за неделю примерно с 700 до 600 человек, соответственно количество выпускаемых за сутки машин медленно, но неуклонно поползло вверх. Прорыв рабочих на территорию предприятия, при всей свой успешности, формально привел лишь к возбуждению уголовного дела против Алексея Этманова. Все-таки, бюллетени и талоны учебных отпусков рабочие, наверное с большими или меньшими мытарствами получили бы в конце-концов.
Во-вторых, подвел Международный Союз Металлистов. От него ожидали, но так и не дождались, существенной финансовой поддержки. Деньги застряли где-то в его бюрократических коридорах. И хотя десятки профсоюзов и политических организаций, сотни отдельных граждан (вплоть до всеволожских пенсионеров) оказали бастующим рабочим финансовую поддержку, денег не хватало. Как сказал Этманов на митинге — денег чтобы платить следующее пособие пока нет. Может быть появятся, а может нет.
Я не берусь судить сейчас правильное решение приняло руководство профсоюза или нет. Дальнейший ход событий покажет это. Очень важно, что это было публичное и гласное решение. Что же касается голосования по актуальнейшему вопросу прекращения забастовки, то это был бардак. Голосовать можно было анонимно и количество выданных бюллетеней никто не считал. Так получилось, что в самом начале пикета мы раздавали листовку и раздали, в итоге, порядка 120 экземпляров, хотя рабочие брали ее очень охотно. Конечно, потом подъезжали еще рабочие на автомашинах и автобусах (электричек уже не было). Но я думаю, что оценка — 300 участников пикета, близка к истине. Всего же было посчитано 578 бюллетеней (406 за продолжение забастовки, 170 — против, 2 — недействительны), то есть проголосовали почти все участники забастовки. Очевидно, что многие голосовали по телефону или по поручительству своих более пассивных товарищей. С другой стороны, в условиях плохой освещенности, оценить точно количество участников пикета совсем не просто. Возможно я просто ошибся в подсчетах.
Было заметно, что многие рабочие выглядели подавленными. Отступление всегда дается тяжело. Теперь перед профсоюзом стоит очень серьезная задача — избежать деморализации рабочих, и, особенно, профсоюзного актива. По плану администрации переговоры должны завершиться к 1 февраля, и профсоюз получит время для того чтобы возобновить забастовку до 1 марта, когда новые тарифы должны будут вступить в силу, уже зная итоговые предложения администрации.
14/XII 2007 11:20
1917.com |