1. Необходимо преодолеть глубоко ошибочные, пагубные иллюзии о происхождении сталинизма и командно-административной системы из революционности и радикализма российского коммунистического движения начала ХХ в. Данные иллюзии разделяются как противниками, так и многими сторонниками коммунизма. Скорее он был порожден недостаточной зрелостью российского коммунистического движения.
Не являясь стратегическим, этот тезис представляет собой ключ к пониманию большинства других тезисов, по этому и стоит в начале данной работы.
2. Процесс восстановления классического, частнопредпринимательского капитализма (по крайней мере, по ряду существенейших пунктов) начался, как это не парадоксально звучит, не позднее 30-х годов и не мог в тех исторических условиях не принять форму ультрареволюционного курса, как бы продолжающего "дело Октября".
Главной "заслугой" режима тех лет был решительный поворот во внутренней политике к взращиванию государственно-бюрократического "псевдо-класса". Последний, с течением времени, неизбежно должен был стать обычным классом буржуазии, при условии дальнейшего отступления от теории и практики марксизма. Именно с 30-х годов ( а не с 50-х или 80-х ) осуществлялся окончательный поворот от советской системы государства т.е. особой формы диктатуры пролетариата к буржуазно-парламентской системе.
Во внешней политике происходило разложение международного коммунистического движения.
Что касается репрессий 30-50х годов, то это наиболее «грубая часть работы» по восстановлению дореволюционных порядков, завершившаяся перестройкой уже в наше время.
Коммунисты и пролетариат не несут за них никакой ответственности, т.к. сами являлись объектом данных репрессий.
3. Пройдя через ряд этапов, наше общество окончательно вернулось к "классическому" капитализму в начале 90-х годов. Между всеми этими этапами есть глубинная логическая связь. Каждый следующий этап "закономерно" вытекал из предыдущего, внешне выглядело как его отрицание. Каждому этапу соответствовал и особый уровень вызревания эксплуататорских классов. Каждому этапу соответствовала также и особая общественно-политическая концепция, якобы опирающаяся на достижения марксизма, а на самом деле все более уводящая от его основных положений.
Легкость, с которой "перестройка" разбила существовавшую социально-политическую систему, объясняется длительным периодом ее расшатывания, который начинался не с 1985 и даже не с 1953 года.
4. Общество, в котором мы жили 70 лет - было ничем иным как прерванным переходным к социализму периодом. Этот период, согласно взглядам основоположников научного коммунизма, мог быть только периодом диктатуры пролетариата.
Отказ от нее, сначала фактический в 30-е годы, а затем и официальный в 60-е 70-е годы ( Концепция Общенародного государства, Развитого социализма ) привел к реставрации капитализма.
Таким образом, можно сделать вывод, что смысл "перестройки" состоял объективно ( т.е. вне желания конкретных людей ) не в торжестве "общечеловеческих ценностей", не в "очищении общества", а в модернизации форм экономического принуждения, в превращении государственной собственности в частнокапиталистическую, в превращении верхушки общества из негласных распорядителей в открытых собственников всего созданного за годы советской власти.
5. Перестройка - это акт предпринятый не "здоровыми силами общества" ( как об этом говорили одно время ) против "партгосноменклатуры". Это акт предпринятый самой "партгосноменклатурой", так как ей стало тесно ходить в "коротких штанишках" коммунистической доктрины. Подобный исход реформ стал возможен только после того, как верхушка общества политически ( в 30-е - 50-е годы ), а затем экономически ( в 60-е - 70-е годы ) дозрела до идеи взятия власти.
Как подлинные инициаторы репрессий 30-50х годов, периода застоя, так и авторы и заказчики перестройки – это одна и та же социально-политическая сила. Но находящаяся на разных этапах своего вызревания и поэтому применяющая для укрепления своего господства разные методы – от террора до демократии.
Именно в 80-е годы официальная коммунистическая доктрина, игравшая роль идеологического прикрытия, под которым как в теплице вырос класс новой буржуазии, стала помехой и была отброшена в сторону.
В этом кроется секрет удивительной эволюции политических лидеров КПСС и лозунгов, которые они используют для манипулирования массами.
6. Основой эксплуатации является не просто частная собственность, а разделение труда, специализация труда и связанное с ним отчуждение производителя от продукта труда. До тех пор, пока будут в наличии эти экономические основы существования классов ( всех, а не только эксплуататорских ), необходимо существование периода переходного от капитализма к низшей фазе коммунизма - т.е. диктатура пролетариата.
Анализируя работы К. Маркса ( конспект книги Бакунина "Государство и анархия" - т.18, с.616-618; "Критика готской программы" т.19, с.27; "Гражданская война во Франции" т.17, с.342 ), Ф. Энгельса ( "Развитие социализма от утопии к науке" т.19, с.227 ), В.И. Ленина ("Аграрный вопрос в России к концу Х1Х века" т. 17, с.127, "Государство и революция" т.33 стр.93, "Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата" т.29 стр.276-278, "Великий почин" т.39, с.12 - 15 ), можно прийти к выводу, что с точки зрения их авторов в переходный период к социализму ( в период диктатуры пролетариата ) в комплексе решаются такие задачи как:
А) ликвидация эксплуататорских классов;
Б) превышение развитых капиталистических стран по объему производства на душу населения и уровню производительности труда;
В) ликвидация экономических условий для существования классов вообще ( т.е. противоречий между промышленным и сельскохоз. трудом);
Г) свертывание товарно-денежных отношений.
Если быть точным, все четыре пункта – по существу одна и та же задача, только по разному сформулированная. Каждая формулировка высвечивает одну из сторон единого процесса. Поэтому все задачи решаются одновроменно.
Сам же социализм - есть ничто иное, как низшая фаза коммунизма с уже преодоленными классовыми различиями ( т.е. когда названные задачи ( А,Б,В,Г,) уже будут решены ). Отличие социализма от высшей стадии коммунизма в том, что общество еще не стало социально однородным, т.к. еще не преодолены различия в умственном и физическом труде, существует развитая система нормирования труда и вознаграждения по труду. На том уровне соц.-экономического развития, какой был в СССР в лучшие годы его существования, лозунг "от каждого по способностям, каждому по труду" - просто не мог быть выполнен из-за не возможности правильного нормирования труда, слишком разного по своим условиям в разных отраслях; в сельском хозяйстве и промышленности.
С точки зрения марксизма, было бы абсурдом, да и грубейшей ошибкой выносить решение пунктов Б), В), Г) за рамки переходного к коммунизму ( социализму ) периода, т.е. за рамки диктатуры пролетариата.
Только при таком подходе теряет расплывчатость и противоречивость мысль Маркса из "Критики готской программы" : "Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе.
Этому периоду соответствует и политический переходный период. И государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата". ( т. 19, с. 27 )
7. Итак, не социализм является переходным этапом от капитализма к коммунизму ( как это утверждали сторонники "Официального марксизма" ), а диктатура пролетариата. В ее рамках допустимо длительное существование частной собственности, классов, эксплуатации. Переход к социализму требует гораздо больше времени, сил общества, чем об этом принято думать, зато делает ненужным провозглашение бесконечного количества этапов и "подэтапов" строительства коммунизма.
Такой подход к проблеме показывает логическую связь между всеми 4-мя решаемыми задачами социалистического строительства. Делает объяснимыми более реалистическое отношение коммунистов к частной собственности, эксплуатации. При этом коммунисты не превращаются в социал-реформистов, т.к. их политика становится более классово выдержанной, последовательной, уменьшает вероятность резких колебаний курса. Именно таким путем шли большевики в 20-е годы ( НЭП ). Как ни парадоксально это звучит, но именно преждевременное сворачивание НЭПа и было одним из проявлений ликвидации диктатуры пролетариата.
8. Следует четко представлять, что если мы будем констатировать поражение социализма в ряде стран, после того как он был полностью построен, мы тем самым ставим крест на диалектико-материалистическом понимании исторического процесса, на его экономической обусловленности, на неизбежности победы коммунизма. К сожалению, не все коммунисты видят эту опасность.
Очевидно, что нигде в мире социалистическая стадия не была реализована в полной мере, в соответствии с марксистской теорией.
Но весь мир в той или иной степени продвигается к социализму, достижение которого возможно только через свершение социалистической революции в большинстве регионов земли.
Выводы:
I. Социализм в СССР как низшая фаза коммунистического общества не был построен. При достижении социалистической стадии развития попятное историческое движение (без "внешних" - т.е. природных, техногенных и т. п. катастрофических причин) - невозможно!
II. Классовая природа так называемого советского общества в разные периоды его существования была различной.
1. 1917г. - начало 30хгодов - диктатура пролетариата в союзе с беднейшим крестьянством. В этом союзе пролетариат все более уступал ведущую роль полупролетарским мелкобуржуазным массам города и деревни.
2. 30е - 1991г. период "термидора" и медленного возвращения в систему частнопредпринимательского капитализма.
а) 30е - 50е годы диктатура мелкой буржуазии, люмпенизированных слоев города и деревни (принявшей государствено-бюрократическую форму). Идеологически эту стадию обслуживала теория "Обострения классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму". Это период превращения власти в привилегии.
б)50е - 80е годы - диктатура государственной буржуазии с элементами государственно-монополистического характера, идеологически эту стадию обслуживала теория "Общенародного государства, развитого социализма". Это период превращения привилегий в богатства.
в) 80-е – 1991 г.г. Переход от диктатуры государственной буржуазии к диктатуре крупной монополистической, олигархической буржуазии. Идеологически этот период обслуживался Концепцией «Правового государства», «Демократического социализма».
Это период превращения богатства в капитал
III. Пройдя период быстрой капиталистической модернизации 20-70-х г.г. СССР – Россия –СНГ вступает (уже вступил) на путь магистрального социально-экономического развития мирового капитализма, со всеми присущими ему противоречиями и потрясениями.
Более того, сам факт разрушения псевдосоциалистической системы во главе с СССР ускорит вызревание глобальных противоречий капитализма. Преодолеть их возможно только революционным путем. |