Обитатель постсоветского пространства не успел еще привыкнуть ко многим вещам.
Не успел он привыкнуть к сборищам неонацистов, убивающих людей посреди бела дня за темный цвет кожи. Не успел привыкнуть к экономическим кризисам и непредсказуемым колебаниям цен.
Не успел этот самый обитатель привыкнуть также и к тому, что в капиталистическом обществе существуют различные буржуазные группировки, сражающиеся между собой за политическую власть и доминирование на экономическом пространстве. И что в зависимости от того, какое положение в сложившейся иерархии буржуазная группировка занимает, она может становиться то свободолюбивой и революционной, а то репрессивной и фашистской.
Наглядное свидетельство тому – недавние события в Грузии, а именно разгон оппозиции 7 ноября сего года.
Грузины – народ энергичный. Митинговали шесть дней, размахивали флагами, скандировали, устраивали голодовку. Впрочем, аморфный гнев масс был опосредован пестрой кашей из консерваторов и либеральных бизнесменов, которых благо народа интересовало в самую последнюю очередь.
Тем не менее, люди боролись. Они, которые несколько лет назад приветствовали «революцию роз», похоже, действительно считали, что нынешняя власть поведет себя «демократично» и приведет в исполнение их требования.
Но на деле все вышло не так замечательно. Власть встретила грузинских мужчин и женщин не лепестками роз, а газовыми пулями.
7 ноября в 8 часов утра была начата операция по зачистке улиц столицы Грузии от демонстрантов.
Судя по немногочисленным фото и видеоматериалам, проникшим в российское медиа-пространство, действо носило характер массовой расправы.
Да, немногочисленные кадры с разгона оппозиции в Тбилиси, которые показывали 7 ноября по РТР, мягко говоря, впечатляют. Особенно "западает в душу" сцена, где непонятной родо-видой принадлежности клоны в военных масках выстраиваются коридором, и прогоняют сквозь ряд перепачканных грязью и кровью людей, осыпая их ударами дубинок.
Грузинская "оппозиция" - оппозиция мертворожденная, обреченная с самого начала. Требования выдвигались абсурдные, что-то вроде переноса президентских выборов на весну следующего года. Звучали или нет официальные требования отставки Саакашвили - неясно. Толпа кричала. "Лидеры" бормотали.
Потому что Георгия Хаиндраву можно назвать "лидером" только в кавычках. При одном взгляде на этого менеджера средней руки становится ясно, что подведя десятки тысяч человек под репрессии, он сольется в ближайший евро-город подрабатывать демократическими заметками на местной радиостанции.
А еще печальней то, какой окрас придадут грузинским событиям отечественные производители информации.
Российское политическое пространство следует оценивать по аналогии с Америкой эпохи Великой Депрессии. Властные клики структурированы здесь как мафиозные семьи, кланы. Итак:1) Клан Путина-Ельцина-Зубкова, представляющий интересы сырьевых монополий, враждебно настроенный к Саакашвили, без сомнения встанет на сторону оппозиции. И это печально. Снова, как это часто бывает у нас, мразь будет говорить от лица пострадавших людей.2) Клан Касьянова-Каспарова-Лимонова, представляющий интересы корпоративных боссов, сброшенных с коммерческого олимпа вышеупомянутыми монополиями, представят происходящее как "фашистский путч" и спланированный акт уничтожения "истинной демократии". Так, некоторые из русских оранжей, называют август 1993-го - нацистским переворотом с целью установления тоталитаризма, а действия Ельцина - законными и оправданными.3) Националисты эшелона ДПНИ и их друзья в Думе, представляющие интересы мелкой буржуазии, скорее всего, подмажутся к крупному капиталу, и будут вторить путинским идеологам.4) Некоторые "левые", представляющие интересы той же мелкой буржуазии, солидаризуются с другороссами. И обоснуют это необходимостью борьбы с путинским империализмом. Возможно, и в самом деле руководствуясь лучшими побуждениями.
Между тем, на кромке двух государств уже вспыхнула паранойя. В своем «обращении к нации» Саакашвили заявил, что разгон демонстрантов – ничто иное, как попытка помешать «внешнему врагу» хозяйничать в стране. На подпевках у правителя, разумеется, лица духовного звания: грузинское духовенство призвало народ сплотиться ввиду внешней угрозы и заслонить отечество от врага. В роли фантастического врага выступает, разумеется, Россия (не Россия Газпрома и чиновников, а рядовые трудящиеся – потенциальное пушечное мясо национальных конфликтов). И тысячи протестующих людей, которые вышли на улицы – это уже не демократическая оппозиция, а зомбированное быдло или даже предатели, обслуживающее иностранного оккупанта. А с оккупантами и предателями поступают известно как.
Российский политический мейнстрим в долгу не остается. В масс-медиа начинается истерика по поводу тотальной «оранжевой угрозы», на помощь призывается крайне правый антиамериканизм и пещерные инстинкты «жителя великой державы». В соответствии с этим идеологическим шаблоном, Грузия мыслиться как фрагмент Великого Врага (США), угрожающий миру и спокойствию честных патриотов. Вывод войск из Грузии – помимо всего прочего еще и телодвижение влюбленного в себя атлета, который поигрывает мускулами, дабы убедиться в собственной мощи и неотразимости.
Следует заметить, что в таких условиях практически любые акции солидарности с грузинской оппозицией оказываются в невероятно сложными в идеологическом плане: против Саакашвили? Стало быть, поддерживаешь Кремль.
Возможность реальной военной конфронтации относительно высока, хотя, скорее всего дело ограничиться привычными патриотическими ритуалами.
Что помимо этого? А помимо этого – сотни (и это по официальным данным!) искалеченных людей, трудящихся Грузии, заинтересованных в естественных материальных благах и гражданских свободах. А сколько отравившихся газом? Грузинская роза оказалась зубастым цветком.
«Истинная демократия» разродилась диктатурой. Люди творческие уже выдумывают словечки вроде «демократуры», чтобы как можно адекватней передать сложившуюся ситуацию.
Полное отсутствие организации внизу и сильная структура на верху обусловили быстрое подавление оппозиционных выступлений. Но, безусловно, группировка Саакашвили не пошла бы на такую крайнюю жестокость, не почувствуй она под собой раскачивающийся престол. Шестидневный вал митингующих – это вам не шутки. И нет сомнений, что столь же демократические украинские власти в подобной ситуации подавляли бы угрожающую им волну протестов с не меньшей свирепостью. Хотя, в конечно итоге все обусловлено конкретной расстановкой политических сил.
На чью сторону встать в это конфликте, что лучше – суверенный путинизм или «прогрессивный» либеральный режим Саакашвили? Вот они - тупики буржуазной демократии. Здесь будет уместно вспомнить старинную быль эпохи Великой Французской революции: у человека, осужденного на смерть, спросили, что он предпочитает – быть повешенным или гильотинированным? «Я предпочитаю вишневый компот» - ответил смертник.
Точно так же и в данном случае: единственный верный ответ – борьба против гегемонии капитала как таковой. Для марксистов аксиомой является истина, что подлинный носитель демократических преобразований в буржуазном обществе – это организованный рабочий класс. В классовом обществе требование демократии и свободы неотделимо от требования разрешения классового конфликта.
|