В первобытном обществе не было искусства, как и религии, и науки. Миф для первобытного человека - это его настоящая жизнь. Это не то, что происходит с кем-то другим, это то, что происходит с ним самим каждый день. Поэтому миф не рассказывают (рассказывают легенды) – в мифе живут. Первоначальной формой мифа является танец. Изначально миф не рассказывают, а танцуют, и это не просто танец – это жизнь. Перед охотой танцуют, рассказывая, как они будут ловить зверя, после охоты танцуют: танец – отчет об охоте, этот танец приобщает все племя к тому, что делали охотники. Он объединяет племя, он есть настоящая жизнь племени. Это одновременно и философия, и религия, и искусство - нерасчлененные, переплетенные как сам танец и жизнь, которую он отражает, иллюстрирует. В мифе участвует все племя.
Но первобытное время прошло, наступает эпоха цивилизации. Рабовладельчество. Миф уже не отражает единую общественную жизнь. Племя распадается на отдельных людей, миф умирает. Рабы, женщины, иностранцы – т.е. большая часть общества лишается возможности участвовать в общественной жизни. Это могут себе позволить только свободные люди, у которых есть время - общественная жизнь становится жизнью только свободных граждан. Они заняты политикой, искусством, наукой. Поэтому политика отражает только их интересы, философия – только их мысли, а искусство – только их чувства и мироощущение. Для всех остальных – это образ чужой жизни, то есть искусственный образ. Это миф для отдельного класса, группы людей. Они в нем – главные герои.
Чтобы понять историю, необходимо знать ее главного героя. Надо найти тот общественный класс, который занимает ведущее положение на том или ином ее этапе, а значит – диктует моду этого «сезона». Найти его очень просто – это экономически господствующий класс. Он может не иметь политической власти и бороться за нее – тогда искусство революционно (эпоха Возрождения, зарождающийся капитализм борется с феодализмом). Пока интересы этого класса совпадают с объективным ходом истории – рождается реализм в искусстве. В эпохи застоя и поражения – мистика и пошлость.
Жизнь и творчество класса, его идеалы красоты, справедливости, добра воплощались в камне и на бумаге потому, что этот класс еще не мог воплотить их в общественной жизни. Когда класс начинает борьбу за политическую власть, тогда поэты становятся революционерами, революционные стихи пишутся выстрелами, а декларации революции - стихами.
Борьба за политическую власть в глазах искусства превращается в стремление организовать жизнь по законам красоты и правды, как их фантазирует этот класс. Революция – это праздник творчества, пока экономика не начинает диктовать свои правила.
Все успокаиваются, искусство ударяется в мистику и оккультизм.
Капитализм настолько давно устарел, его искусство настолько глубоко погрузилось в глубины подсознания, что там и задохнулось. На сегодняшний день искусство мертво. Потому как экономически господствующий класс даже себе не позволяет о себе думать. Он знает, как он выглядит, и не хочет это видеть. Но он знает, как он хочет выглядеть и платит имиджмейкерам, которые фабрикуют нужные чувства, «правильное» отношение к жизни, полезные мысли и настрой ума.
С исчезновением классов, разделения труда, исчезнет и искусство как и другие частные виды деятельности. Человеку не нужен будет мрамор, чтобы творить по законам красоты, материалом ему будет служить непосредственно человек. Идеал будет воплощаться в жизнь, минуя стадию предмета искусства.
Поэтому не может быть коммунистического искусства, есть пролетарское. Оно должно четко осознавать свою как классовую принадлежность, так и временность своего существования. Его задачей является освоение всего богатства форм, выработанных искусством на протяжении всей истории, превращение искусства из отдельного вида деятельности в критерий и способ оформления всей совокупности видов деятельности человека. Необходимо, чтобы искусство растворилось в общественной деятельности людей, все законы красоты, выработанные искусством, должны быть перенесены в повседневную общественную практику, стать ее законами. Любой поступок человека должен звучать как музыка, быть пластичным, поэтичным, красивым.
Следовательно, главной задачей пролетарского искусства является превращение искусства из привилегии отдельных людей в насущную потребность всех. Поэтому задача пролетарского искусства сегодня – формирование пролетарской коммунистической культуры. Пролетарский художник должен научить людей использовать искусство как инструмент для преобразования общества.
Задачи, которые ставит перед собой пролетарское искусство, выводят его за рамки простого деланья предметов искусства. Для пролетариата материалом, предметом искусства является общественная жизнь - предмет, который он должен радикально изменить, освоить и присвоить. |