«Трехгорка» – ткацкая фабрика, существующая с 18 века, расположена очень удобно – рядом с метро «Улица 1905 года». В принципе, от этого и происходит большинство проблем ткачей и ткачих. «Трехгорку» не так давно купил патриотичный олигарх Дерипаска. И не для поддержки российскойткацкой индустрии, а чтобы через несколько лет вывести производство за пределы столицы, а освободившуюся землю в центре Москвы – продать.
Сначала пошли мы к заводской проходной. Направлявшиеся к автобусной остановке пожилые ткачихи не очень охотно рассказывали о своих трудовых проблемах. Нет, не то, чтобы они были довольны – средняя зарплата на мануфактуре – 11 тыс. рублей, причем многие получают и 5-6, и 3 тыс. рублей. А цены на ткани в заводском магазине такие, что ткачихи не перестают удивляться. Зарплату регулярно задерживают – от двух недель до полутора месяцев. Напомню, дело происходит в центре Москвы, на предприятии работает около 900 человек (в советские времена было куда больше). Но так как россияне вообще не привыкли к плаванию на сыре по масляным морям, протестуют сейчас только жители заводских общежитий. В общежитиях (включая детей) живут тоже около девяти сотен человек.
Пошли мы к общагам, расположенным рядом с фабрикой. По дороге наткнулись на здание по адресу Трехгорный вал, д.2. На сайте «Трехгорки» его нет в списке общежитий предприятия, но оно так явно выделялось на фоне окружающей его буржуйской прилизанности своей разбомбленностью и мрачностью, что мы не могли не поговорить с его жителями. Оказалось таки да, это тоже общежитие «Трехгорки». В жилищном фонде оно не числится, но люди там живут, причем десятки лет. Горячей воды и ванных в доме нет, душевые – только на первом этаже. В принципе, горячая вода в душевых есть, но каждому желающему смыть трудовой пот нужно ждать часа по два, пока вода нагреется.
Часть дома с крыши занавешено мелкой зеленой сеткой, которую администрация предприятия строго требует не трогать, хотя сетка загораживает окна многих квартир. Ну как же, объясняют жильцы – рядом же офисы, элитное жилье, автосалон с машинами от 100 тыс. долларов и выше. Нельзя же яппи такой дом показывать! Фабричный детский сад давно закрыт, на месте детской площадки, где десятки лет играли дети ткачих, точечно построен элитный дом. За комнатки, в которых живут семьи по несколько человек (на рабочего фабрика предоставляет 6 кв. м. жилплощади, детей изо всех стараются не регистрировать) берут по 2 тыс. рублей коммунальных платежей в месяц. Причем многие жители общаг находятся на птичьих правах: документы, удостоверяющие право на жилье, администрация предприятия тоже старается давать как можно реже.
Катализатором же недовольства стала идея администрации переселить 30 рабочих семей из другого общежития – по адресу Большой Трехгорный пер., 15, корп. 2. – в первый подъезд второго дома на Трехгорном валу. В Большом Трехгорном переулке у людей есть хотя бы свои ванные, да и «документы» на переселение им выдают… Даже без указания комнаты. Переселяться люди отказались, аршинными буквами написав “SOS” на стене своего дома. Администрация отключила в Большом Трехгорном воду и свет, пугает людей ОМОНом и поджогом. После перекрытия улицы воду включили. Но света нет: не работают холодильники, дети делают уроки при свечах. От свечей уже были ожоги, при нас к ребенку, у которого случился нервный срыв, вызывали скорую помощь. По факту ущерба здоровью было составлено заявление в прокуратуру, но ответа пока нет. Вообще уже была куча заявлений в различные инстанции по нарушениям жилищного законодательства, норезультатов они не дали.
Нужно отметить, что общаться с нами выходили из общежитий не какие-то там «рабочие лидеры», а обычные жильцы из разных комнат – созывали всех, кто был дома и не был сильно занят. Видимо, свою борьбу они также координируют сообща. Совместно с разными леваками жители сделали на прошлой неделе митинг (скоро планируется ещё один), сами – перекрывали улицу. На этой акции присутствовало «Рен-ТВ», а сотрудники милиции держалась в стороне. Пока мы общались с жильцами в Большом Трехгорном, милиционеры тоже интеллигентно присматривали за нами и ситуацией издали.
Жители общежития собираются продолжать свою борьбу.
"Сеть трудового сопротивления" |