Еще одно маоистское восстание вот-вот охватит новую страну в Южной Азии, если сбудутся заявления, сделанные лидерами Бутанской Коммунистической партии (маркистско-ленинско-маоистской) (БКП(млм)). «Предварительные приготовления к народой войне закончены. Мы скоро её начнём», — заявляет товарищ Викалпа (псевдоним генерального секретаря БКП(млм)).
Цель: Отмена монархии и установление республики
Еще 22 марта БКП(млм) отправила по факсу свои требования из 13 пунктов Королевскому правительству Бутана. В письме подчеркивалась необходимость «введения народной демократии вместо абсолютной монархии». Партия требовала многопартийной демократии, возвращения беженцев в места их жительства, амнистии всех политических заключённых, введения закона о земельной реформе и т.д. Викалпа (буквально, «альтернатива») говорит: выполнение правительством этих требований позволило бы придти к мирному разрешению вопросов. «Но правительство, вместо того, чтобы серьёзно отнестись к нашим требованиям, развязало террор, арестовывая наших сторонников. Это привело к тому, что мы начинаем вооружённую борьбу», — говорит руководитель БКП(млм).
События разворачиваются так, что эту гималайскую страну, единственную действующую монархию Южной Азии, которой правит так называемый «Последний Шангри-Ла», вероятно, ждёт маоистское насилие. Всплеск боевых действий на северо-востоке Южной Азии не только ввергнет Бутан в сумятицу, но и создаст ещё один мятеж на заднем дворе двух великих азиатских держав — Индии и Китая.
Расширяющаяся сеть
В то время как Непал был охвачен маоистским восстанием, 22 апреля 2003 года БКП(млм) провозгласила о своём создании. Во всех семи лагерях беженцев в непальских районах Джхапа и Моранг распространялись листовки и расклеивались постеры. Подобная деятельность наблюдалась и в 16 из 20 районах Бутана. После этого бутанские маоистские лидеры расширили организационную сеть и усилили политическое и военное обучение. Так, маоистские кадры активно участвовали в мае прошлого года в «долгом марше» через мост Мечи на границе Непала и Индии. Эта массовая и организованная попытка вернуться домой, сделанная бутанскими беженцами, провалилась. «Марш» закончился столкновениями между беженцами и индийскими силами безопасности.
Волнения, поднятые 27-28 мая маоистами в лагере Белданги в Джхапа привели к смерти Нарапати Дхунгела и Пурна Бахадур Таманга. 10 июня БКП(млм) организовала собрания солидарности с «мучениками» в лагерях Белданги и Санисчаре. На них выступали с речами студенческие лидеры Тойа Кхативада, Пасанг Раи, Меш Патхак, Чампа Сингх Раи. В первую неделю июня состоялось экстренное совещание Центрального комитета БКП(млм), который, на основании анализа инцидентов в Белданги и на мосту Мечи, пришёл к выводу, что созрели предпосылки для вооружённой борьбы. ЦК принял решение как можно скорее начать «народную войну». После чего БКП(млм) усилила свою деятельность во всех семи лагерях беженцев. Партия организовывает культурные мероприятия и проводит закрытые собрания, чтобы ознакомить как можно большее количество беженцев с программой приближающейся «народной войны».
Некоторые из лидеров бутанских беженцев уехали в страны Запада (США, Британию, ФРГ), другие живут в удобных апартаментах в Катманду, пока простые крестьяне ютятся в тесных лагерях для беженцев. На этом фоне маоисты преуспели в поддержке своих военных инициатив и расширении своей сети со стороны огромного числа недовольных своим положением беженцев. Они стали лидерами новой породы, слабо известными в отличие от прежних лидеров, но представляющими из себя энергичную молодёжь, в основном, из числа местных учителей. О количестве членов партии можно лишь догадываться, но очевидно, что партийное руководство быстро расширило свою сеть.
Так как партия находится в подполье, большинство её деятельности проходит под маркой сестринских организаций. Все-Бутанская Революционная студенческая ассоциация, студенческое крыло маоистов, была образована вскоре после создания БКП(млм). Все-Бутанская Женская ассоциация была провозглашена спустя две недели после появления студенческого крыла. Другие сестринские организации партии — Все-Бутанская Республиканская молодёжная ассоциация, Все-Бутанская Ассоциация учителей, Все-Бутанская Крестьянская ассоциация, Все-Бутанский Народный культурный форум. БКП(млм) также ориентируется на создание независимых или литературных групп для распространения своей идеологии. Одной из таких групп был ныне несуществующий Центр коммунистического изучения, действовавший в лагере беженцев Голдхап в 2003 году.
БКП(млм) также организовал сбор средств. Агентства новостей сообщали, что партия собирала пожертвования от бутанских преподавателей в частных школах и колледжах в Катманду. Они вносили 5% своего заработка. Часть собранных рупий партия потратила на покупку оружия. Другой способ собрать деньги на нужды партии — организация культурных программ. Все-Бутанский Народный культурный форум организовал культурную программу. Так, 10 мая 2007 года в Катманду, в Непальской Академии была поставлена драма «Цель, созданная обстоятельствами» («Paristhiti Le Janmaeko Lakshya»). Продажа билетов на спектакль и распространение альбома «Искры восстания» («Bidroha Ka Jhilkaharu») дали в партийную кассу более тридцати тысяч рупий.
Подготовка к «Народной войне»
Первая национальная конференция БКП(млм) (31 января — 3 февраля 2006 года) формулировала идеологическую и техническую линию для «народной войны». Согласно пресс-релизу партии, конференция приняла манифест и программу партии. Конференция также избрала Викалпу генральным секретарём на срок до второй национальной конференции. «Самое важное решение конференции состояло в том, чтобы сделать партию ориентированной на военизацию», — говорит Викалпа.
Бутанские маоисты используют стратегию, уже использованную непальскими товарищами из КПН(м). Длительная народная война разделена на три стратегические фазы: оборона, равновесие и контратака. Оборона также делится на три подфазы: подготовка, начало и продолжение. Партия находится пока в первой подфазе, которая также разделена на три подстадии: подготовка, начало и продолжение. Первая подфаза, в свою очередь, делится на четыре стадии — идеологическую, организационную, техническую и ведущую к борьбе. Маоисты начали строить свой пропагандистский аппарат посредством культурных программ, производства ориентированных на народ музыкальных альбомов, листовок и постеров.
БКП(млм) также применяет доктрину Мао: «окружение города деревней». Викрам, один из лидеров БКП(млм), заявил, что они планируют создать повстанческую силу, которая будет технически способна осуществлять задачи обороны и, по его словам, «сокрушит силы врага».
Какова эта военная сила? Викалпа заявляет: «У нас есть немного старого и самодельного оружия. Конечно, наши бойцы не обучены для высокотехнологичной войны. Но мы верим в накопление опыта и обучение в ходе самой войны».
Сделано в Бутане
БКП(млм) сейчас активно работает вне территории собственно Бутана. Она работает в лагерях беженцев (Дамак и Бирамоде в Джхапе и Силигури в Западной Бенгалии), Сиккиме, Дарджилинге и Ассаме (Индия). Её лидеры часто посещают Катманду для пропаганды и сбора финансовых средств. Но партия стремится сосредоточить свои усилия в самом Бутане. ЦК БКП(млм) создало пять команд (четыре из них действуют в Бутане и одна в лагере беженцев). Большое количество беженцев ютится в лагерях, в то время как многие лхотсампа (непало-говорящие южные бутанцы) живут в Бутане.
Проникновение своих кадров в Бутан и их мобилизация были главным приоритетом работы маоистов. Результат: три района, а именно Ташиганг, Самдруп Джонкхар и Самчи превратились в маоистские рассадники. Географическое положение Бутана (65% территории покрыто лесами, 80% представляют из себя высокогорные или горные районы), по словам БКП(млм), очень подходят для партизанской войны.
По данным бутанских источников, партия планирует начать «народную войну» с северных округов Янгце, Ташиганг и Монгар, где влияние государства минимально. У этих округов — прозрачная граница с индийским штатом Аруначал. Шерчопхи (этнические восточные бутанцы) представляют в этих округах большинство. Собственно, шерчопхи состовляют 33% всего бутанского населения, и влияние в них БКП(млм) велико. Несколько месяцев назад была создана сестринская организация БКП(млм) — Sarchop Mukti Morcha. Тесные связи с маоистами имеет ещё одна организация, Gorkha Rastriya Mukti Morcha, во главе с Амаром Чхетри, который считает, что в шести южных округах нужно провозгласить Горкха Прадеш.
Непальские связи
Как уже упоминалось, бутанские маоисты в значительной степени переняли стратегию и тактику у непальских товарищей. С самого начала они поддерживали с ними связь. По мнению источников, непальские маоисты обеспечили бутанцам идеологическую и материальную поддержку. Руководители Коммунистической партии Непала (маоистской) (КПН(м)) помогали им в военном обучении. Обе партии являются членами Координационного комитета маоистских партий и организаций Южной Азии (CCOMPОSA), что облегчает их сотрудничество. БКП(млм) активно участвовала в международной встрече, организованной КПН (м) 26-30 декабря 2006 года. Товарищ «Гаурав», ответственный работник международного бюро КПН (м), заявлял: «Мы очень близки, поскольку, во-первых, следуем одной идеологии, и, во-вторых, точно такие же непальцы по происхождению». «Мы помогаем им в стратегии партизанской войны и в политической работе», — добавил он. БКП(млм) также поддерживает близкие связи с Коммунистической партии Индии (маоистской) (КПИ (м)).
Вынужденное насилие?
Безвыходное положение бутанских беженцев — главная основа, используя которую БКП(млм) стремится начать «народную войну». Ранее учёные уже предсказывали, что если тупиковая ситуация с беженцами затянется на долгое время, молодёжь сможет быть спровоцирована на насилие. Учёная из Шри-Ланки Аруни Джон, в своем исследовании, изданном расположенным в Коломбо научным центром «Региональный центр стратегических исследований», ещё в августе 2000 года писала: «Вероятно, что безработные бутанские молодые беженцы в Непале скоро станут потенциальными рекрутами для вооружённых группировок, которые в настоящее время уже дестабилизировали северо-восточную Индию, южный Бутан и восточный Непал». Она продолжает: «Фрустрация законных процессов между правительствами Бутана и Непала, раскол среди лидеров беженцев, бескомпромиссность бутанской монархии и отсутствие будущего могут толкнуть молодых беженцев под влияние боевиков».
Многие бутанские лидеры полагают, что бутанское правительство должно принять ответственность за тяжёлое положение беженцев. Текнатх Ризал, председатель Бутанского движения «Комитет урегулирования» говорит: «У каждого есть предел терпения. Если это предел исчерпан, то приходится браться за оружие».
Главная причина влияния БКП(млм) — возмущение длительным кризисом беженцев. Однако станет ли политика насилия успешной? Лидер бутанского общества защиты прав человека считает, что вряд ли. По его мнению, ведение самой войны в Бутане проблематично для подпольной партии из-за маленького размера и редкого населения страны. В Бутане, с его населением в 750 тысяч, силы безопасности составляют 22 тысячи, включая Королевскую бутанскую армию, Королевскую бутанскую полицию и Королевскую охрану. В Бутане в настоящий момент находятся также примерно 20 тысяч индийских военнослужащих. Это серьёзное военное присутствие усложняет для БКП(млм) начало «народной войны». Вероятно, приняв всё это во внимание, БКП(млм) призвала остальные политические силы начать совместную борьбу против монархии. В недавнем пресс-релизе, подписанном Викалпой, можно прочесть: «Мы призываем все политические партии создать объединённый фронт против бутанской монархии, общего врага всех демократических сил».
Роль Индии
Маоистский лидер Гаурав говорит: «Легко начать вооруженную борьбу в Бутане, потому что его правительство очень слабо. Но затем, вероятно, придется столкнуться с военной силой Индии». Бутан, окружённый индийскими штатами, является для Индии стратегически важным регионом. «Именно поэтому, — говорит Гаурав, — Индия будет стараться предотвратить народную войну».
БКП(млм) поддерживает связи с Объединенным Фронтом освобождения Ассама и другими сепаратистскими группировками, действующими на северо-востоке Индии. Когда непальский маоистский конфликт достиг своего апогея, Индия назвала его общей угрозой для безопасности обеих стран. Если такой конфликт зародится и в Бутане, он будет расценен как трёхсторонняя проблема для Бутана, Индии и Непала. «Бутанские маоисты будут непосредственно противостоять индийским силам безопасности», — заявил Рам Карки, член ЦК КПН (м).
Индийские интересы в Бутане касаются самых разных сфер. Бутан со своим южным соседом связывают двусторонние отношения. Согласно индо-бутанскому договору о дружбе 1949 года, Индия имеет прерогативу по проблемам внешних отноношений и безопасности Бутана.
В начале 2003, Королевская бутанская армия с помощью индийской армии уже проводила операции против повстанцев, действовавших в северо-восточной Индии с опорных баз в южном Бутане. Сепаратистские группировки, Объединенный Фронт освобождения Ассама, Национальный демократический фронт Бодоленда и Освободительная организация Каматапура, некогда привечаемые королевским правительством, сейчас воспринимаются как государственная угроза. Но, спустя четыре года после избавления от индийских повстанцев, правительство, возможно, столкнется с доморощенными боевиками. Хотя пока не известно, ограничится ли БКП(млм) одними «грозными» пресс-релизами, или всё же начнет еще одну «народную войну» на Индийском субконтиненте.
Kantipur On-line, 30 августа 2007 года |