Навигация
Главная
Следующий номер
Форум
Обратная связь
Календарь событий
Поиск
Архив старой версии
Архив номеров
2010
07/11:1  07/19:2  07/26:3  08/02:4  08/09:5  08/16:6  08/23:7  08/30:8  09/06:9  09/13:10  09/20:11  09/27:12  10/04:13  10/11:14  10/18:15  10/25:16  11/01:17  11/08:18  11/15:19  11/22:20  11/29:21  12/06:22  12/13:23  12/20:24 
2011
01/10:25  01/17:26  01/24:27  01/31:28  02/07:29  02/14:30  02/21:31  02/28:32  03/07:33  03/14:34  03/21:35  03/28:36  04/04:37  04/11:38  04/18:39  04/25:40  05/02:41  05/09:42  05/16:43  05/23:44  05/30:45  06/06:46  06/13:47  06/20:48  06/27:49  07/04:50  07/11:51  07/18:52  07/25:53  08/01:54  08/15:55  08/22:56  08/29:57  09/06:58  09/12:59  09/19:60  09/26:61  10/03:62  10/10:63  10/17:64  11/07:65  11/14:66  11/21:67  11/28:68  12/18:69  12/25:70 
2012
01/09:71  01/23:72  01/30:73  02/06:74  02/13:75  02/20:76  03/19:77  03/26:78  04/02:79  04/09:80  04/16:81  04/23:82  05/01:83  05/14:84  05/21:85  05/28:86  06/04:87  06/11:88  06/18:89  06/25:90  07/30:91  08/27:92  10/29:93  11/07:94  11/12:95  11/19:96  11/26:97  12/03:98  12/10:99  12/17:100  12/23:101 
2013
01/14:102  03/25:103  04/01:104  05/27:105  06/03:106  06/10:107  06/17:108  06/24:109  07/01:110  07/15:111  10/14:112  11/25:113  12/02:114  12/08:115  12/16:116  12/23:117  12/30:118 
2014
01/07:119  02/01:120  05/26:121  06/02:122  07/01:123  08/20:124  09/01:125  10/01:126 
Bildung oder Ausbildung
 
21-22 сентября в Киеве прошла международная конференция под названием «Высшее техническое образование: проблемы и перспективы развития в контексте Болонского процесса». Эта конференция по сложившейся за последние годы традиции «научно-практических» конференций носила чисто формальный характер. Она вовсе не поднимала реальных проблем, вызванных внедрением Болонского процесса, не давала данных по результатам опыта этого внедрения и не пыталась сделать выводы. Однако нужно отдать должное докладчикам – добросовестно собранные ими статистические данные позволяют самостоятельно сделать некоторые выводы о состоянии современного украинского образования в сравнении с тем образованием, которое было у нас лет 20 назад и с тенденциями в европейском и американском образовании. Так, на первый взгляд, судя по некоторым показателям, украинское образование просто процветает. Темп возрастания количества студентов в Украине составляет 18% в год, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 5-6%, а в мире в целом – около 10-11%. То же самое и с количеством вузов – если до 1992 года за 30 лет в Украине было создано 30 вузов и общее их количество составляло 149, то на 2007 год их стало 350, то есть за 16 лет было открыто 200 новых вузов! Однако, никому не приходит в голову радоваться такой статистике. Очевидно, что эти данные свидетельствуют только о том, что образование в Украине уже стало бизнесом. Ведь если раньше открытию вуза предшествовала серьезная работа – готовилась материальная база, собирались кадры, то теперь вуз открывают на каждом шагу, в каждом пустующем детском садике, без какой-либо подготовки. Да она и не нужна, ведь цель таких «вузов» – собрать деньги с родителей, весь же процесс обучения происходит только для виду, понарошку.
Естественно, что больше всего открывается вузов по тем специальностям, которые пользуются популярностью среди абитуриентов или их родителей – юридическим, экономическим. Не странно поэтому, что у нас выпускают неимоверно большое количество таких «специалистов».  Так, в 2006 году в Украине было выпущено 2716 магистров гуманитарных специальностей (для сравнения – 893 магистра естественных наук и 1536 – технических). Приблизительно такое же соотношение повторяется и при приеме в аспирантуру. Нелепость подготовки такого количества гуманитариев с точки зрения потребностей народного хозяйства просто очевидна, однако это никого не волнует – продают те услуги, на которые в данный момент наибольший спрос. С подготовкой же инженеров в Украине большие проблемы: за последние 3-4 года из-за границы в Украину уже въехало 8 тысяч инженеров. А ведь еще недавно поток был направлен исключительно в ту сторону.
Находясь в таком вот состоянии формального всплеска, а реального упадка, наше образование и входит в мировую систему. Но входит оно вовсе не с тем, чтобы стать равноправным – все понимают, что это просто безумная утопия. Ведь если в Гарварде на подготовку каждого специалиста государство выделяет 1 миллион долларов, а в Европе – около 100 тысяч долларов, то на что можем рассчитывать мы?..  И в то время как Европа начала внедрять Болонский процесс с определенной целью - догнать США, то мы внедряем его бездумно, а вернее, для того, чтобы отдавать Европе и США последних качественных специалистов, чтобы снабжать их дешевой низкоквалифицированной рабочей силой, то есть на полную силу обслуживать мировой рынок.  
В общем же было заметно, что особого энтузиазма от перехода на Болонскую систему никто уже не испытывает, что никаких успехов этот переход пока еще не принес, и никто уже не рассчитывает, что принесет. Все понимают: раз реформа одобрена министерством образования, то никуда от нее уже не деться, придется молча и с умным видом тянуть эту ношу. И вот процесс идет по инерции, руководители вузов и преподаватели вяло следуют предписаниям, поданным из министерства, никто не шевелится. Как сказала одна из выступающих, наши украинские преподаватели способны приспособиться к чему угодно. Есть, конечно, преподаватели, принимающие реформу вообще не задумываясь, только потому, что так сказано «сверху», некоторые умудряются утешить себя тем, что и в этом «худшем» можно найти что-то «лучшее», а большинство просто тихо игнорируют реформу. Они решили: нас никто не спрашивает, значит, будем молчать. Однако это-то и плохо. Ведь если пользы от внедрения Болонских принципов не заметно, то вред просто очевиден, ни у кого уже не остается сомнений, что образование нуждается не в формальных, а в по-настоящему разумных изменениях. И Болонский процесс должен послужить поводом поставить этот вопрос со всей остротой.
Секции, на которые конференция была разделена после пленарного заседания, прошли в том же спокойно-упадочническом духе. Подготовленные презентации под видом новых методических разработок еще и еще раз представляли на экранах тысячи раз пережеванные кусочки из болонских документов, изредка возникавшие споры касались частных проблем специальностей и формальных моментов оценивания и отчетности, подсчета количества самостоятельных и аудиторных занятий… По сути же, о том, что реально происходит, не говорил никто.
Второго полноценного дня конференции не получилось. Был проведен лишь один круглый стол, на котором собрались не больше 30 человек. Это и не странно – огромному большинству участников просто не с чем было прийти. Однако, круглый стол получился достаточно интересным, наверное, благодаря тому, что большинство присутствовавших составляли студенты, притом, не согнанные по указке сверху, а явно заинтересованные в серьезном разговоре. После достаточно пространной лекции руководителя круглого стола о технических моментах процесса они потребовали перейти к содержательной части вопроса, обсудить реальные проблемы современного высшего образования, и как на эти многолетней уже давности проблемы накладывается Болонская реформа, каким получается человек на выходе из вуза, и каким он должен быть.
Организаторам, конечно, очень не хотелось признавать, что они совсем не контролируют ситуацию, и что дело вовсе не в системах оценивания или степенях квалификаций. Однако они так и не смогли по содержанию ответить студентам, которые в своих речах говорили об универсальности человеческих способностей и о античеловечности образования, которое вынуждает человека становиться узкоспециализированным роботом, о том, что человек должен быть человеком, а не товаром. Один из выступающих напомнил, что европейская образовательная традиция знает не только плохой, но и хороший опыт – в свое время европейские университеты предпочитали «профессионализации» универсальное развитие своих студентов. И несложно догадаться, что выпускники, получившие всестороннюю подготовку и обладающие целостным пониманием мира, могли без труда приниматься за любую работу. Сейчас же вузы – как европейские, так и украинские – идут по другому пути – по пути соглашательства, подчинения государственной политике ориентации на рынок, на интересы крупных корпораций, а значит – по пути профессионального уродования своих студентов.  
Студентов же такое «предназначение» образования, как оказалось, не устраивает. Их возмущали споры преподавателей об оценках и отчетности, они требовали разговора по существу. И, как выяснилось из их выступлений, дело даже не в Болонском процессе, а в том, что образование в капиталистическом мире вообще теряет свою сущность, превращается из всестороннего развития человека в тренировку отдельных его способностей, полезных для потенциального работодателя, в ущерб развитию всех других. И самое страшное, что принцип узкой специализации уже везде в мире стал массовым. В Германии для современного образования даже придумали новое слово „Ausbildung” («тренировка, натаскивание») вместо прежнего «Bildung» («образование»). У нас принцип универсальности образования соблюдался еще с советских времен – никто как-то не насмеливался взять и отменить его. Соблюдался он, правда, только формально, однако и придраться как будто бы было не к чему. Переход на Болонский процесс с его откровенной ориентацией на обслуживание работодателя открыл глаза на многое, заставил признать, что человек в капиталистическом обществе давно уже перестал быть человеком, а превратился в еще один станок. Студентов, молодых людей, которые пришли в университет не просто учиться специальности, а познавать новый мир, развиваться, расти, эта перспектива просто пугает. Они не согласны доверить свою жизнь чиновникам  и «профессорам», превратившимся в готовых исполнять любые министеркие инструкции дипломированных рабов и потерявшим в себе человека, не согласны 5 лет в университете учиться становиться такими же рабами, чтобы потом продаться в рабство работодателю. Они хотят эти 5 лет учится быть людьми и, по-моему, у них есть все права этого требовать.
Убедить руководителей встречи студентам, конечно же, ни в чем не удалось. Однако они ушли не разочарованными, а полными сил и готовыми работать, самостоятельно искать ответы на те вопросы, в ответ на которые чиновники могут только пожимать плечами.
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
В России
29 ноября врачи проведут общероссийскую акцию против ...
8 ноября профсоюзы проведут митинг в поддержку арест...
Докеры Ейского морского порта начали «итальянскую з...
Валентин Урусов сделал заявление в связи с преследо...
7 ноября в Москве левые силы проведут "КРАСНЫЙ МАРШ"
Moody’s предсказал рекордное падение золотовалютных р...
12 сентября потеряла сознание участница голодовки ра...
Московские больницы в ближайшие месяцы ждут внутрен...
В Уфе участники акции протеста встретились с предста...
9 сентября 6 активистов профсоюза медиков начали голо...
В мире
5 ноября 2014 года в Вашингтоне пройдёт Марш Миллиона ...
МВД Испании перебросило в Каталонию более 400 сотрудн...
Митинг против запрета референдума о независимости. П...
Работники школьных автобусов Нью-Йорка грозятся объ...
Стачка на заводе Bombardie может закончиться 15 сентября
В Китае 16 000 работников дочерних подразделений тайва...
У берегов Ливии затонуло судно с 250 мигрантами
Из-за забастовки на Air France, стартующей 15.09, под вопросо...
В США начали забастовку работники автомобильной про...
Пилоты Lufthansa 10 сентября провели забастовку в Мюнхене
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Цитата
Каждый дурак знает, что до звезд не достать, а умные, не обращая внимания на дураков, пытаются
Г. Андерсон
RSS

Новости

Статьи

Всё одним потоком

Powered by PHP-Fusion copyright © 2002 - 2024 by Nick Jones.
Released as free software without warranties under GNU Affero GPL v3.