21-22 сентября в Киеве прошла международная конференция под названием «Высшее техническое образование: проблемы и перспективы развития в контексте Болонского процесса». Эта конференция по сложившейся за последние годы традиции «научно-практических» конференций носила чисто формальный характер. Она вовсе не поднимала реальных проблем, вызванных внедрением Болонского процесса, не давала данных по результатам опыта этого внедрения и не пыталась сделать выводы. Однако нужно отдать должное докладчикам – добросовестно собранные ими статистические данные позволяют самостоятельно сделать некоторые выводы о состоянии современного украинского образования в сравнении с тем образованием, которое было у нас лет 20 назад и с тенденциями в европейском и американском образовании. Так, на первый взгляд, судя по некоторым показателям, украинское образование просто процветает. Темп возрастания количества студентов в Украине составляет 18% в год, в то время как в развитых странах этот показатель составляет 5-6%, а в мире в целом – около 10-11%. То же самое и с количеством вузов – если до 1992 года за 30 лет в Украине было создано 30 вузов и общее их количество составляло 149, то на 2007 год их стало 350, то есть за 16 лет было открыто 200 новых вузов! Однако, никому не приходит в голову радоваться такой статистике. Очевидно, что эти данные свидетельствуют только о том, что образование в Украине уже стало бизнесом. Ведь если раньше открытию вуза предшествовала серьезная работа – готовилась материальная база, собирались кадры, то теперь вуз открывают на каждом шагу, в каждом пустующем детском садике, без какой-либо подготовки. Да она и не нужна, ведь цель таких «вузов» – собрать деньги с родителей, весь же процесс обучения происходит только для виду, понарошку.
Естественно, что больше всего открывается вузов по тем специальностям, которые пользуются популярностью среди абитуриентов или их родителей – юридическим, экономическим. Не странно поэтому, что у нас выпускают неимоверно большое количество таких «специалистов». Так, в 2006 году в Украине было выпущено 2716 магистров гуманитарных специальностей (для сравнения – 893 магистра естественных наук и 1536 – технических). Приблизительно такое же соотношение повторяется и при приеме в аспирантуру. Нелепость подготовки такого количества гуманитариев с точки зрения потребностей народного хозяйства просто очевидна, однако это никого не волнует – продают те услуги, на которые в данный момент наибольший спрос. С подготовкой же инженеров в Украине большие проблемы: за последние 3-4 года из-за границы в Украину уже въехало 8 тысяч инженеров. А ведь еще недавно поток был направлен исключительно в ту сторону.
Находясь в таком вот состоянии формального всплеска, а реального упадка, наше образование и входит в мировую систему. Но входит оно вовсе не с тем, чтобы стать равноправным – все понимают, что это просто безумная утопия. Ведь если в Гарварде на подготовку каждого специалиста государство выделяет 1 миллион долларов, а в Европе – около 100 тысяч долларов, то на что можем рассчитывать мы?.. И в то время как Европа начала внедрять Болонский процесс с определенной целью - догнать США, то мы внедряем его бездумно, а вернее, для того, чтобы отдавать Европе и США последних качественных специалистов, чтобы снабжать их дешевой низкоквалифицированной рабочей силой, то есть на полную силу обслуживать мировой рынок.
В общем же было заметно, что особого энтузиазма от перехода на Болонскую систему никто уже не испытывает, что никаких успехов этот переход пока еще не принес, и никто уже не рассчитывает, что принесет. Все понимают: раз реформа одобрена министерством образования, то никуда от нее уже не деться, придется молча и с умным видом тянуть эту ношу. И вот процесс идет по инерции, руководители вузов и преподаватели вяло следуют предписаниям, поданным из министерства, никто не шевелится. Как сказала одна из выступающих, наши украинские преподаватели способны приспособиться к чему угодно. Есть, конечно, преподаватели, принимающие реформу вообще не задумываясь, только потому, что так сказано «сверху», некоторые умудряются утешить себя тем, что и в этом «худшем» можно найти что-то «лучшее», а большинство просто тихо игнорируют реформу. Они решили: нас никто не спрашивает, значит, будем молчать. Однако это-то и плохо. Ведь если пользы от внедрения Болонских принципов не заметно, то вред просто очевиден, ни у кого уже не остается сомнений, что образование нуждается не в формальных, а в по-настоящему разумных изменениях. И Болонский процесс должен послужить поводом поставить этот вопрос со всей остротой.
Секции, на которые конференция была разделена после пленарного заседания, прошли в том же спокойно-упадочническом духе. Подготовленные презентации под видом новых методических разработок еще и еще раз представляли на экранах тысячи раз пережеванные кусочки из болонских документов, изредка возникавшие споры касались частных проблем специальностей и формальных моментов оценивания и отчетности, подсчета количества самостоятельных и аудиторных занятий… По сути же, о том, что реально происходит, не говорил никто.
Второго полноценного дня конференции не получилось. Был проведен лишь один круглый стол, на котором собрались не больше 30 человек. Это и не странно – огромному большинству участников просто не с чем было прийти. Однако, круглый стол получился достаточно интересным, наверное, благодаря тому, что большинство присутствовавших составляли студенты, притом, не согнанные по указке сверху, а явно заинтересованные в серьезном разговоре. После достаточно пространной лекции руководителя круглого стола о технических моментах процесса они потребовали перейти к содержательной части вопроса, обсудить реальные проблемы современного высшего образования, и как на эти многолетней уже давности проблемы накладывается Болонская реформа, каким получается человек на выходе из вуза, и каким он должен быть.
Организаторам, конечно, очень не хотелось признавать, что они совсем не контролируют ситуацию, и что дело вовсе не в системах оценивания или степенях квалификаций. Однако они так и не смогли по содержанию ответить студентам, которые в своих речах говорили об универсальности человеческих способностей и о античеловечности образования, которое вынуждает человека становиться узкоспециализированным роботом, о том, что человек должен быть человеком, а не товаром. Один из выступающих напомнил, что европейская образовательная традиция знает не только плохой, но и хороший опыт – в свое время европейские университеты предпочитали «профессионализации» универсальное развитие своих студентов. И несложно догадаться, что выпускники, получившие всестороннюю подготовку и обладающие целостным пониманием мира, могли без труда приниматься за любую работу. Сейчас же вузы – как европейские, так и украинские – идут по другому пути – по пути соглашательства, подчинения государственной политике ориентации на рынок, на интересы крупных корпораций, а значит – по пути профессионального уродования своих студентов.
Студентов же такое «предназначение» образования, как оказалось, не устраивает. Их возмущали споры преподавателей об оценках и отчетности, они требовали разговора по существу. И, как выяснилось из их выступлений, дело даже не в Болонском процессе, а в том, что образование в капиталистическом мире вообще теряет свою сущность, превращается из всестороннего развития человека в тренировку отдельных его способностей, полезных для потенциального работодателя, в ущерб развитию всех других. И самое страшное, что принцип узкой специализации уже везде в мире стал массовым. В Германии для современного образования даже придумали новое слово „Ausbildung” («тренировка, натаскивание») вместо прежнего «Bildung» («образование»). У нас принцип универсальности образования соблюдался еще с советских времен – никто как-то не насмеливался взять и отменить его. Соблюдался он, правда, только формально, однако и придраться как будто бы было не к чему. Переход на Болонский процесс с его откровенной ориентацией на обслуживание работодателя открыл глаза на многое, заставил признать, что человек в капиталистическом обществе давно уже перестал быть человеком, а превратился в еще один станок. Студентов, молодых людей, которые пришли в университет не просто учиться специальности, а познавать новый мир, развиваться, расти, эта перспектива просто пугает. Они не согласны доверить свою жизнь чиновникам и «профессорам», превратившимся в готовых исполнять любые министеркие инструкции дипломированных рабов и потерявшим в себе человека, не согласны 5 лет в университете учиться становиться такими же рабами, чтобы потом продаться в рабство работодателю. Они хотят эти 5 лет учится быть людьми и, по-моему, у них есть все права этого требовать.
Убедить руководителей встречи студентам, конечно же, ни в чем не удалось. Однако они ушли не разочарованными, а полными сил и готовыми работать, самостоятельно искать ответы на те вопросы, в ответ на которые чиновники могут только пожимать плечами. |