Знакомая девушка рассказала мне, как в поезде Донецк-Херсон она встретила итальянца. Средних лет мужчина, фотограф миланского глянцевого журнала пребывал в растерянности – ему никогда прежде не приходилось ездить в плацкартном вагоне. Торчащие в проходе не всегда хорошо вымытые ноги, помидоры и жареная курица, бутылка самогона на раскладном столике, – все это вселяло гражданину Евросоюза суеверный страх. Показывая в русско-итальянском разговорнике слово «опытный», итальянец пытался объяснить своим собеседникам, что человек с его, фотографа, социальным статусом просто не может ехать в одном вагоне со всеми этими людьми, при полном отсутствии закрывающихся дверей, да еще и лезть спать наверх, где жизненное пространство ограничено полкой для багажа.
– Это вагон для коммунистов, – говорил корреспондент, ездивший на Донбасс снимать дикие шахты-самокопы, это передовое явление украинской буржуазной жизни.
К сожалению, лингвистических познаний моей знакомой не хватило, чтобы объяснить обескураженному миланцу, что система спальных, купейных и плацкартных вагонов просто-напросто скопирована с дореволюционной системы деления вагонов на 1-ый, 2-ой и 3-ий классы, не имеющей к коммунизму ровным счетом никакого отношения. Хотя, наверное, и сам итальянец, смирившийся в конце-концов со своей судьбой пассажира Укрзализницы, догадывался, что командировка на Восток – это что-то вроде перехода из спального вагона в плацкарт, а то и в сидячий вагон нашего мирового поезда…
А я люблю плацкарт. Здесь встречаются разные миры. Итальянец из верхнего мидлкласса непонятый кассиршей на вокзале и отправленный в вагон для «неопытных» граждан.
Парень с Волыни, который рассказывал мне, как заработал в Москве деньги на обязательные в его краях брачные обряды.
Молодая армянская пара, которой нужно пересечь российско-украинскую границу туда и обратно, чтобы снова запустить обратный отсчет трех месяцев легального пребывания в Российской Империи Федерации.
Смирные среднеазиаты, в одной им понятной нирване ждущие неминуемой встречи с пограничной службой, сидят рядом с веселым центральноукраинским гастарбайтером. Он готов к рандеву с брянскими погранцами – заработанные на лужковских стройках деньги уже запрятаны под стельку ботинка.
Строитель из Винницкой области рассказывает мне, как он целый день провел, катаясь в вагоне московского метро – до поезда ему оставалось еще много времени, а сидеть на вокзале рискованно – можно попасться на глаза скромному человеку в серой форме, который обязательно лишил бы части заработанного тяжелым физическим трудом.
Плацкартный вагон учит любить свой народ, марксизм избавляет от народнической крайности преклонения перед «абсолютным тулупом». Так формируется аристотелевское mesotes, «среднее» и одновременно высшее. То, чего не хватает многим левым из интеллектуальной среды с их чисто словесным марксизмом, воротящим нос при виде генделика и его посетителей. Левым из купейного вагона… |