Бывший студент КИИГА пишет в американской тюрьме стихи и учит грамоте уголовников В самом обычном киевском общежитии, по улице Борщаговской, на дверях комнаты № 225, вас встретит неожиданная табличка с надписью: "Здесь проживал Герой Республики Куба Антонио Герреро Родригес". Посетители общаги №5 могут видеть его на прикрепленном тут же портрете – молодой, улыбчивый кубинский студент весело улыбается в объектив старого советского фотоаппарата. Спросите об этом человеке у местных студентов – и они направят вас в музей Национального Авиационного Университета, где на отдельной витрине расположена экспозиция о киевской молодости Антонио. Здесь выставлены его студенческие фото, авторские книги стихов на украинском и русском языках, а также текст указа кубинского парламента, который еще в 2001 году присвоил выпускнику киевского вуза высшую награду его родины.Антонио Герреро Родригес, сын бейсболиста-любителя, работника табачной фабрики, родился в американском Майями и переехал на Кубу после победы революции. Начав учиться в Гаванском университете, он отправляется в Киев в 1978 году, чтобы поступить в Национальный авиационный университет – тогда он назвался Киевским институтом гражданской авиации, на специальность "инженер-строитель аэродромов". Студент Антонио возглавлял местное землячество кубинских студентов в своем университете, устраивал спортивные мероприятия, читал стихи киевским девушкам и великолепно танцевал сальсу на студенческих курсах латиноамериканского танца.– Я не видел, чтобы кто-то из нашей студенческой молодежи танцевал лучше Антонио, – вспоминает сегодня Василий Терещук, помощник украинского уполномоченного по правам человека. А инженер Владимир Цивилев рассказывает о жарких ночных дискуссиях, которые вели между собой кубинцы, его соседи по комнате в общежитии – Антонио Герреро и Эрнесто Онтиверо Валлс, которому будет суждено погибнуть во время Ангольской войны. Здесь же, в Киеве, Антонио знакомится со своей первой женой, кубинской студенткой Национального экономического университета – Нархоза.
Закончив учебу в 1983 году, Антонио едет на Кубу, чтобы строить там гражданские аэродромы. Вскоре он возвращается в Украину еще на два года, для последипломной практики, а со временем оказывается у себя на родине – в Майями, где женится на рыжеволосой танцовщице-американке. 12 сентября 1998 года Антонио и еще четверо кубинцев были арестованы американской полицией. Как оказалось, они сообщали о нападениях на Кубу, которые готовили радикальные террористические группировки кубинских эмигрантов. Суд, который также прошел в Майями, осудил Антонио и его товарищей на беспрецедентные сроки тюремного заключения – от пятнадцати лет до двойного пожизненного срока, по обвинению в "в конспирации с целью совершения преступлений против США". Бывший студент киевского вуза был также приговорен к пожизненному заключению. Специфика судебной системы штата Флорида давно не является секретом для многих американцев. Мир узнал об этом в результате скандальной истории на выборах президента США, когда Джордж Буш сумел обойти своего соперника Альберта Гора в результате манипуляций с голосами избирателей, прикрытых еще более сомнительными действиями судов. Осуждение пятерых кубинцев, которые, по существу, занимались борьбой против самого настоящего терроризма, вызвало возмущение среди американской общественности. В числе защитников пятерых кубинцев оказались бывший генеральный прокурор США Рамсей Кларк, и даже высокопоставленные американские военные, включая адмирала – бывшего помощника президента Клинтона. Адвокатом экс-"киевлянина" Антонио Герреро Родригеса стал один из патриархов американской юриспруденции – Леонард Вэйнглас.
Тем временем, Антонио вел в заключении свою собственную борьбу. Оказавшись в одной тюрьме с уголовниками из американских гетто, он не только остался в живых, но даже организовал в своей камере мини-школу, обучая грамоте других заключенных. В заключении Антонио продолжил писать стихи и рисовать картины. Поэтические сборники за его подписью вскоре были изданы в США, Евросоюзе, и в десятках других стран – включая и Украину, а многие из стихов Антонио были положены на музыку, превратившись в песни. Изображения Кубинской Пятерки встречаются на Кубе едва ли не чаще Фиделя и Че Гевары, а популярность этих людей выражается в массовой поддержке, которую оказывают им во всем мире.
В 2005 году Апелляционный суд в округе Атланта отменил решения суда в Майями, отметив, что судебное дело против кубинцев проходило в атмосфере давления и запугивания присяжных. Правительство США добилось отмены этого судебного решения, однако в конце августа 2007 года в Апелляционном суде Атланты начались новые слушания по делу Пятерки, которые собрали целое созвездие международных правозащитников. Можно не сомневаться, что американский суд повторит свое решение двухлетней давности, подтвердив отмену несправедливого и жестокого приговора.
А герой Кубы Антонио Герреро Родригес по-прежнему переписывается со своими украинскими друзьями, вспоминая о счастливой молодости, которая прошла среди киевлян. "В юности, когда я учился в городе Киеве, в Украине, слово "дружба" приобрело особую значимость в моей жизни. Мы, молодые люди из всех уголков планеты, разговаривая на языке единства, собирались и обсуждали не только результаты своей учебы, но и стремились друг к другу как братья, делясь своими чувствами, историями, мыслями, теплом, хлебом и жилищем. Именно тот опыт остался навсегда в наших сердцах и памяти. Сегодня, когда я вижу, что от всего достигнутого в те годы остались только воспоминания, я чувствую в своей груди смешение радости за прожитое и боли за утерянное", – пишет Антонио из своей камеры, где ему наверняка видится голубая даль и зеленые улицы города на Днепре.
"Когда уроки Антонио запретили, заключенные устроили бунт"
Легендарный американский адвокат Леонард Вэйнглас, который прославился защитой Анджелы Дэвис, Ами Картер, Мумиа Абу Джамаля и музыкальной группы Rage Against the Machine, рассказал нам о тюремных буднях своего подзащитного:
"Антонио Герреро Родригеса первоначально поместили в тюрьму, где отбывают наказание криминальные элементы. Это было очень опасно, потому что там часто происходит поножовщина. Когда в тюрьме начинается бунт, клетки, в которых находятся заключенные, закрываются, и никого не впускают и не выпускают оттуда. К сожалению, это происходит довольно часто. Совершенно случайно это произошло и тогда, когда к Антонио приезжала в тюрьму его мать. Среди всех людей, которых я защищал, Антонио очень выделяется. Он очень смелый и одновременно скромный, интеллигентный человек. В тюрьме он стал проводить уроки для заключенных, и они увидели в нем своего лидера. Заключенные очень полюбили Антонио. И вот, когда ему запретили давать уроки, заключенные потребовали, чтобы Антонио продолжил заниматься с ними".
"Газета по-киевски"
- Сайт Украинского национального комитета в поддержку Пяти кубинских героев.
- Другой материал об Антонио Герреро Родригесе.
- Интервью с Леонардом Вэйнгласом - адвокатом Антонио. |