Что такое классика? Когда-то, еще подростками мы подняли этот вопрос, и пришли к определению очень простому, но которым я пользуюсь до сегодняшнего дня. Классика – это то, что будет жить в веках и умрет с последним вздохом человечества. Прослушав, прочитав, увидев шедевр, который человечество лелеяло, берегло век, два, а, может, и десяток столетий, ты обязательно захочешь сохранить хотя бы частичку этой красоты для себя, скопировав, сфотографировав, просто запомнив.
Если это книга, то обязательно порекомендуешь ее своим товарищам, обязательно сохранишь ее, чтобы прочитать еще раз, чтобы прочли ее твои дети, внуки. И книге обеспечено еще одно столетие жизни. А если она интересна, отображает историческую эпоху, актуальна в любое время, то этот шедевр останется популярным и через тысячелетия.
Для себя за последние пол года я открыл такие шедевры мировой литературы, как «Тихий Дон» Шолохова, «Спартак» Рафаэлло Джованьоли, «Как закалялась сталь» Островского, «Крыжовник» Чехова. Параллельно убедился, что такое популярное чтиво, как «Азазель», «Турецкий гамбит», современные детективы, романы пригодны для растопки, использования в других бытовых сферах, но ни в коем случае не для чтения.
Почему так? Почему многие современные книги – в блестящих обложках, с красивыми ровными черненькими буквами на белой абсолютно бумаге – быстро надоедают, а книга, с желтыми от старости страничками, с когда-то твердой обложкой, которая превратилась в труху, с дырочками от жучка-вредителя, с вырванными страничками, читается от корки до корки?
Книгу, о которой я хочу рассказать, принадлежит именно к такого рода литературе. Мне дал ее один товарищ, за что я ему очень благодарен. Эта книга была издана в 1954 году и дошла до наших дней. Судя по ее изношенности, применялась по своему прямому назначению не один десяток раз.
Автор ее: Пятрас Цвирка, роман называется «Франк Крук».
Пятрас Цвирка (1909-1947) был литовским коммунистом. И как коммунист не мог спокойно смотреть на страдания своего народа под капиталистическим гнетом, который впоследствии перерос в фашизм. Поэтому основная тема его творчества – это раскрытие обостряющихся с каждым годом противоречий литовского общества.
О чем же сама книга? Необычностью и изюминкой романа является сатирическая форма. Автор умело, живым, мастерским языком гримирует действительность в красоту литовской природы, но только затем, чтобы затем своим острым пером сорвать буржуазную маску с этой идиллической картины и обнажить неприглядную капиталистическую сущность происходящего.
Вот как видит свою задачу сам автор:
«По склонам, по ложбинам краснобурых гор, сквозь синезеленые перелески, свергаясь водопадами, бегут ручьи. В цветущих садах утопают города, воздвигнутые из золота, роз и драгоценных пород благовонного дерева.
Так и увлек бы я читателя в этот сказочный край. Слово за словом — построил бы я города, устлал бы улицы пушистым цветочным ковром, поднял бы колокола на высокие башни. Слово за словом — из мрамора, дуба и гранита возвел бы я сияющий замок и в нем поселил бы короля этой чудесной страны. Я наделил бы его белоснежной бородой, птичьими поблескивающими глазками и ослиным умом. Дважды или трижды на день поил бы я его дорогими винами, откармливал бы жарким из соловьиных языков, дабы король мой здоровел и тучнел, а живот бы его, округляясь, лоснился от жиру. Один раз в год разрешал бы я королю обращаться к народу с речью, заготовленной его искуснейшими писцами.
...Увешал бы я его оружием: золотой меч — к бедру, лук и колчан — за пояс, плеть сунул бы ему в руку, длинный нож — за голенище. Драгоценными перстнями унизал бы я его пальцы, запястьями украсил бы руки, на шею и под нос нацепил бы ему амулеты, чтобы от золота, драгоценностей и оружия ему трудно было бы двигаться. Чтобы, наевшись и упившись, король мой, не в силах подняться из-за стола только грозил бы дальним странам, пугая их своей могучей ратью, с которою, мол, пойдет он материки Азии и Африки и покорит народы непослушные его воле.
О, если бы я был волен превращать перо свое в глашатая смеха, несущего радость и ... слезы! Но нет, ни за щедрую мзду, ни за дорогие наряды не стану служить я пером своим свирепому королю в покорной ораве его шутов».
«Мне ли, бедняку, описывать сии подвиги своими жиденькими чернилами, мне ли, прикрывающему наготу свою одолженными штанами, воскрешать прошлое, одевать в шелка, дорогие меха золото и серебро великих королей? Что подам я им на стол — им, привыкшим к веселым пиршествам — разве что не постыжусь поставить миску пустых щей?»
«Да и как заводить мне речь о королях — обидятся, пожалуй, на меня наши дамы — жены директоров, референтов, акцизных и таможенных чиновников, помещиков и общественных деятелей: почему, мол, перо мое обошло их платья, юбки, крепдешины. Милейшие дамы - председательницы, покровительницы, учредительницы обществ по призрению, попечению, по разведению кошек и канареек и члены прочих не менее почтенных обществ! Меня бросает в жар, перо от волнения выпадает из рук, а чернила превращаются в бурно кипящую кровь. Так и видится мне роскошный бал, устроенный чиновниками министерства по случаю юбилея какого-нибудь учредителя общества защиты животных, так и слышится мне музыка и шелест шелков, а женщины с божественными лицами, изящными изгибами талий, напоминающие совершенные формы скрипки Страдивариуса, словно сонмы серафимов проплывают мимо меня».
«Но оставим директоров, начальников таможен, референтов, партийных лидеров — они увлечены сейчас танцами. Пускай отдыхают и веселятся от души, ибо завтра их снова ожидают обременительные обязанности и самоотверженное служение на благо родины. И, кроме того, я должен извиниться перед моими читателями, а в особенности перед читательницами: автор давно уже не посещал блестящих балов, давно уже не веселился в избранной компаний светского общества.
«Дай твою руку, дорогой читатель, кто бы ты ни был — рядовой ли писаришка или знатный барин, мелкий ли бухгалтер или ничтожный кассир, рослый ли и тучный всесильный директор, человек весьма просвещенный, ежедневно изучающий руководство хорошего тона и вежливого обращения с господами высшего ранга, или всеми загнанный труженик литовских равнин и болот; кто бы ни был ты, говорю, ухватись за полы пиджака автора, и он поведет тебя по литовской деревне».
И действительно, автор описывает литовскую деревню, где взрослеет главный персонаж книги. Полная безграмотность, религиозность, постоянное пьянство – вот оно, литовское село в период вступления капитализма на эти земли. Где-то кто-то слышал про царя, кто-то может высказать пару аргументов против ксендзов, кто-то выступит в защиту наместников Боженьки на земле – вот и все темы для разговора сельской интеллигенции. Основной же проблемой остается выращивание скота и продуктов питания для потребления их же. Но и эта деревенская жизнь трещит по швам. Молодежь от безделья видит реализацию своих сил в бутылке спиртного, что решает судьбу ее: кому-то она дарит быструю смерть, кому-то полное разорение, нашего героя бутылка побуждает эмигрировать, в связи с розыском его полицией за убийство.
И молодой парень, будучи полон надежд и мечтаний, отправляется в Америку. Какую только он там не исполнял работу, На первое рабочее место «он попал как раз вовремя: за несколько часов до этого один рабочий как-то поскользнулся, его подхватило зубьями пилы, и так раскрошило кости, что прежде чем успели остановить машину, уже не слышно было криков, прекратились мучения. От него осталась бесформенная груда мяса да лужица крови.
- В Америке, - сказал босс, - все делается при помощи машин. Умирать здесь тоже не приходиться по-старому. Можно машинным способом».
За короткий срок у нашего героя накопился опыт общения с различными людьми. Он видел, что «копилки и текущий счет в банке стали постоянными незаменимыми членами этих семейств. Ради них жил и трудился босс, мясник, содержатель салуна. Сберегательной кассе приносили жертвы и молились четыре трети всей Америки. Банк был королем, всемогущим властителем». И Франку суждено было выбрать себе такого идола.
Но все его мечты и надежды разбились об законы капиталистических отношений, против которых он, не осознавая это, шел. Как только он начинает следовать этим законам, дела его начинают идти как никогда хорошо. На его способности у работодателя постоянный спрос, он, накопив денег, открывает свой бизнес: становится гробовщиком и берет себе имя Франк Крук. Его бизнес процветает, Франк распространяет свои действия и на другие общественные сферы, становиться влиятельным лицом – вот она, и сегодня актуальная мечта любого американца, она достигнута.
Но каков же этот капиталистический закон, что это за магические правила, которые позволили разбогатеть как вымышленному мистеру Круку, так и Генри Форду, Билу Гейтсу и другим миллиардерам капиталистических стран? Сам герой романа высказывает это руководство к действию не один раз: «для того, чтобы стать богатым, стать дельцом, надо быть жестоким, черствым. Не надо обращать внимание на невзгоды близких и друзей. Каждый должен заботиться только о себе. И если твой конкурент, пусть даже приятель, стоит выше… надо подставить ему ножку, спихнуть его и занять его место. А если он стоит ниже тебя, маленький, незначительный человечишка, - о таких надо забывать. Ничего не стоит на одном месте. Если ты начнешь разглядывать раны другого, если займешься чужими заботами, не заметишь, как тебя самого столкнут, как окажешься лишним. Бизнес, Франк, растет, идет, бежит, он не знает ни любви, ни смерти. Бизнес выбирает себе самых сильных, самых оборотливых». Вот она, цена богатства.
И не удивительно, что Франк Крук, который начинает как наемный работник, а потом уже как предприниматель, не брезгует такими вещами как обман, мошенничество, коварство. Так одним из первых его видов работы становиться вербовка солдат в ряды армии США. Не одну сотню молодых парней он заманил туда, используя такие аргументы как «слава», «высокий чин», «красивые европейские девушки», «станешь генералом». Но судьба этих людей сложилась по-другому: большинство погибло на войне, остальные вернулись назад никому не нужными инвалидами.
Он продавал дома семейным парам, но почему-то все эти пары остались без крыши над головой, не будучи способными уплатить полностью кредит. Крук выступал от имени церкви применяя такие же методы. «Ведь бизнес выбирает себе самых сильных», не важно, что богачом становится лишь десятый или сотый, не важно, что для этого необходимо раздавить тех девятерых, или девяносто девятерых людишек, видеть их страдания, смерти – это необходимое условие богатства. «Франк научился проходить мимо несчастий своих друзей и знакомых, мимо их слез и неудач». Франк Крук готов перенести эту жертву, лишь бы стать богатым. Он открывает еще один закон капитализма: «Самое верное дело – это голод. Голод – это прогресс…».
Но вот в чем нельзя винить нашего героя, это в непатриотичности. Он всегда готов выступить за родину, за литовские земли, в лучшие свои времена он даже пожертвовал один доллар на благо Литвы. «Литовец литовца не забывает», - вот его девиз. И именно потому, по патриотическим соображениям большинством его клиентов были литовцы. И даже когда он открывает свое дело, похоронное бюро, он не забывает о своих земляках. Вот слова, которые он говорит своему приятелю, хвастая своим начинанием: «На следующей неделе открываю похоронное бюро на этом же авеню. Через десять домов от твоего салуна. Отличное помещение, катафалк и два десятка гробов. Ну, что скажешь, может опять начнешь меня упрекать, что я, мол, забыл про литовцев и про их нужды. А вот и нет! Я буду их хоронить, своих земляков по самой божеской цене».
Разве это не патриотизм? Разве не то же самое мы наблюдаем на протяжении уже 16 лет: что в Украине, что в Российской Федерации, что в Молдавии, что в той же Литве, что в других странах постсоветского пространства? В то время, как в сферах медицины, образования тенденции к ухудшению постепенно переросли в закономерность сплошного взятничества и ужасающего качества этих, необходимых для жизни, услуг, в похоронном бизнесе постоянный подъем, на нем зарабатывают все, кому не лень, начиная от бабушки, продающей цветочки, до церкви и государственного бюрократического аппарата.
Но мы отошли от темы романа. Вернемся же к нашему, теперь уже разбогатевшему герою. Наряду с патриотизмом прогрессивный капиталист использовал другие инновационные технологии для приумножения своего богатства. Он входил в большинство обществ, даже в общество социалистов США, в котором яро рекламирует свой товар, во время сухого закона использует гробы для транспортировки спирта, дает взятки влиятельным людям, чтобы потопить конкурентов.
Но и с Франком Круком судьба играет злую шутку. Во время поездки на родину местные литовские чиновники, основными обязанностями которых является распитие спиртных напитков и карточные игры, убеждают его вложить свои деньги в прибыльный бизнес. Что и делает наш герой. Но вот незадача, сколько не вкладывал бы Франк своих долларов, прибыли все нет, но если ты остановишься, то тебя тут же раздавят, и он вкладывает постепенно весь свой капитал, а прибыли все нет - он банкрот. Как же так, где была его ошибка, ведь в Америке такого не происходило?
Ошибка его состояла выборе партнеров. Литовские чиновники того времени – это, как правило, представители бывшей аристократии, которая с приходом капитализма составила основу бюрократического аппарата, и не гншалась никакими методами, чтобы добывать себе средства для безбедного существования. Не побрезговала эта публика и приехавшим из-за границы богатеньким соотечественником. В то время как у Франка количество денег с каждым днем уменьшалось, у его партнеров возрастали имения, появлялись машины, американские доллары. И вот в преддверье старости Франк оказывается у разбитого корыта. Что делать? Начинать все сначала? На это у него не хватит уже сил и энергии. И он вынужден доживать остаток своей жизни в нищете, в полном одиночестве.
В романе очень много важных, требующих внимания и анализа эпизодов: и про американских социалистов, и про то, что самые дорогие гробы заказывали у Крука богачи для своих умерших зверюшек, и про жизнь литовской бюрократии, и про трагическую кончину Франка Крука. Но пусть вот этот неоконченный анализ послужит стимулом для прочтения этой очень интересной, и, что самое главное, актуальной в наше время, книги.
Ведь капиталистические отношения, как сто лет назад, так и в наше время по своей сущности практически не изменились. Что село, что центр капиталистической цивилизации, что бюрократический аппарат. Сущность капитализма как общественого строя как раньше, так и сейчас, состоит в том, чтобы воспроизводить благоприятные условия для увеличения капитала, чтобы поддерживать состояние голода у большинства населения большинства стран, без какового функционирование капитала невозможно., чтобы не дать развалиться системе эксплуатации одних людей другими. И если в США капитализм уже давно паразитирует, то у нас он лишь активно распространяет свои корни и пожирает все ценности, которые были наработаны в СССР.
И правильность взглядов одного классика можно подтвердить словами другого класика –А.П. Чехова. Вот его слова из рассказа «Крыжовник»: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, (А в нашем случае из миллионов. – В.П.) живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания…».
Откройте любой сайт новостей, любую газету, включите на любом телеканале новости, то там, то там проклевываются данные: сколько сирот, сколько больных СПИДом, туберкулезом, сколько автомобильных катастроф, сколько смертей, сколько наркоманов, сколько отравлений от некачественного спиртного, сколько инвалидов… . Этот список можно продолжать до бесконечности, а общество все молчит, все ждет своего конца.
Когда мы наконец перестанем слушать обещания наших капиталистов, которые даже не по своей воле, а по законам капиталистических отношений, ведут нас к закономерной гибели? Сколько мы будем надеяться на их неисполнимые обещания? Для Украины это тем актуальнее, что выборы на носу, у россиян они тоже не за горами. Не пора ли проснуться, пойти против этого течения, попробовать поменять самим свою жизнь на лучшую?
Вот о чем не может молчать литература, если она рассчитывает стать в будущем классической!
|