Недавно я опубликовал в «Коммунист.Ру» статью, в которой поднял вопрос о крайней изношенности основных фондов в Украине («“Фосфорная катастрофа” – кто же виноват? И что делать?»). Ужасающее состояние техносферы нашей страны, доведённой «рыночниками» «до ручки», не для кого не является секретом – это очевиднейший факт, который даже не нуждается особо в доказательствах. Поэтому я и не соизволил привести статистические данные, иллюстрирующие этот вопрос. Лишь потом я понял свою ошибку. Экономика – наука точная, и всякая экономическая работа непременно должна основываться на числе, на точном и объективном статистическом материале. В ней должно быть максимум «цифири» и минимум эмоций. Что ж, каюсь и исправляюсь! Покопавшись в Internet’е, я без труда собрал соответствующий материал, которым и хочу поделиться с читателями, снова обратив их внимание на катастрофическое положение дел в жизненно важных отраслях украинской экономики.
Начну, снова-таки, с железнодорожного транспорта – раз уж недавняя авария так приковала к нему внимание украинской публики. По данным на конец 2006 года, износ подвижного состава составляет 65 – 70 %. За годы независимости парк тягового подвижного состава сократился на 2082 единицы (или на 26%), пассажирских вагонов – на 2584 единицы, грузовых вагонов – на 120 тысяч единиц. Из оставшегося парка более 70% имеет срок эксплуатации на уровне 25 – 30 лет. По оценке Минтранссвязи, до 2010 года предстоит списать еще 11% магистральных электровозов и 25% полувагонов. По другим данным, «в ближайшие 3 года с эксплуатации должны быть сняты более трети всего подвижного состава госкомпании. Наиболее устаревшими в Украине являются пассажирские вагоны, 68% которых уже не соответствуют техническим требованиям и поддерживаются только благодаря продлению срока их эксплуатации» [Сводка новостей за 13 октября 2006 г. // http://rwinform.in.ua/].
«На железной дороге прогрессирует тенденция физического износа и морального старения основных производственных фондов, в особенности подвижного состава, от наличия и технического состояния которого зависит как трудоспособность железнодорожного транспорта, так и безопасность его функционирования», – констатирует Министерство транспорта и связи [Сообщение от 5 декабря 2006 г. // http://www.tehnovagon.ru/]. К этому надо добавить, что протяжённость колеи с просроченными сроками ремонта ежегодно увеличивается и составляет уже 30% от общей протяжённости. Вследствие этого ограничивается скорость движения поездов [и это в то время как весь развитой мир, включая Китай, переходит к сверхскоростному движению! – К. Д.], существует угроза техногенной катастрофы [Сообщение от 29 августа 2006 г. // http://www.glavred.info/].
Нехватка подвижного состава уже сейчас становится ощутимой, сковывая т.н. «экономический рост» в стране. Дефицит только лишь грузовых вагонов в Украине составляет 11 тыс. единиц. «По оценке отечественных экспертов в сфере железнодорожного транспорта, износ основных производственных фондов украинских железных дорог давно превышает порог экономической безопасности и требует целевых государственных мероприятий. При этом эксперты ссылаются на научные данные, согласно которым, в случае, если износ основных фондов железнодорожной сферы превышает 50%, их восстановление невозможно без господдержки или внедрения специальных механизмов инвестирования» [Нурислан Зубаиров. Украинское вагоностроение в основном работает на зарубежные рынки. // http://ukrrudprom.com/digest/dvagoonnye121206.html]. Если говорить прямо и открыто, то спасение (не побоюсь этого слова!) украинской железной дороги требует самых решительных, чрезвычайных мер. Иначе: коллапс. На сегодняшний день ежегодная потребность в обновлении подвижного состава достигает 8,1 млрд. грн. (около $1,62 млрд.), из которых на обновление тягового подвижного состава требуется 3,5 млрд. грн. ($0,7 млрд.), грузовых вагонов – 2,5 млрд. грн. ($0,5 млрд.), пассажирских вагонов – 2,1 млрд. грн. ($0,42 млрд.) [там же].
Но что-то пока никто не принимает оных решительных мер. Железная дорога потихоньку деградировала и при «выдающемся железнодорожнике-хозяйственнике» кучманоиде Кирпе, и при его «помаранчевом» преемнике Червоненко, и при социалисте Рудьковском. Руководство меняется – проблема остаётся и не решается. Обновления колеи и подвижного состава не производится. И это при том, что Украина обладает крупным тепловозо- и вагоностроением. На УССР, напомню, приходилось 95% общесоюзного производства магистральных тепловозов и 50% производства грузовых вагонов. Сейчас наше вагоностроение работает почти исключительно на экспорт: «Несмотря на то, что потребности украинского рынка в продукции вагоностроения оцениваются в 34 млрд. грн., отечественные производители не спешат переориентировать своё производство на внутренний рынок. Украинское железнодорожное машиностроение сегодня одна из наиболее экспортоориентированных отраслей промышленности. Объёмы экспорта предприятий отрасли достигают 80%, а по отдельным видам продукции – 90%» [там же]. Итак, в стране ощущается острая потребность в вагонах, но… ей не нужны вагоны! Вот и выходит, что механизмы рыночной экономики не приносят процветание нашей стране, а, напротив, ведут к её саморазрушению.
А что у нас перевозят по железной дороге? Наибольшее значение имеет перевозка экспортной продукции Украины – металла и химикатов. Надо полагать, что именно их растущий вывоз сковывается нехваткой подвижного состава. Однако, тут ещё неизвестно, что наступит раньше: коллапс желдороги, вследствие которого станет невозможен экспорт стали и проч.; или же остановятся соответствующие отрасли индустрии, из-за чего отпадёт потребность в вагонах! Я не шучу: износ основных фондов горно-металлургического комплекса Украины составляет аж 71% [Сообщение от 23 марта 2007 г. // http://www.ei.com.ua/dir/].
Да, тут уж не до шуток. Но давайте спросим: А кто у нас там «главный по чугуну и стали»? Да вот кто: «великий благодетель Донбасса» «регионал» Ахметов! У него хватает денег и на покупку за многие миллионы долларов и евро иностранных футболистов, и на строительство грандиозного стадиона к «Евро–2012» и на очередную предвыборную кампанию. У ахметовых, пинчуков и им подобных не выделяются средства только на главное: на обновление основных производственных фондов. Им это невыгодно, надо полагать. Они, вообще, изобрели новую модель «экономического роста» – роста не за счёт ввода новых производственных мощностей и технического перевооружения старых заводов, а за счёт хищнической эксплуатации в погоне за сиюминутной прибылью тех мощностей, что достались им за бесценок в ходе «приватизации». Вот такой у них «экономический рост», ведущий страну в могилу!
Ну, ладно, у ахметовых и януковичей миллиарды баксов «заныканы» «на чёрный день», они не пропадут. Но что ж будут делать донецкие и макеевские рабочие? Возможно, сейчас они вполне довольны жизнью, получая по милости Рената Леонидовича неплохие зарплаты, но где они будут работать и зарабатывать завтра, когда придут в негодность металлургические печи и разлетятся по винтикам и болтикам прокатные станы? Пора бы задуматься, господа пролетарии! Но, видимо, для того и ставятся все эти дорогостоящие футбольные и предвыборные спектакли, чтобы трудящиеся совсем утратили способность анализировать ситуацию и задумываться о своём будущем.
Ещё один больной вопрос Украины: жилищно-коммунальный комплекс. Износ жилого фонда также достиг 60%, и две трети украинцев сейчас нуждаются в улучшении жилищных условий. Нуждаются – но улучшить не могут. Ибо цены на жильё подскочили настолько, что среднестатистическому украинцу надо целый год «пахать» и копить, чтобы приобрести 1 (прописью – один) квадратный метр жилплощади! Хвалёная ипотека гражданам нашей страны тоже не по карману. А тем временем ветшают и приходят в негодность «сталинки» и «хрущёвки». Да-да, те самые тысячекратно высмеянные нашими юмористами убогие «хрущёвки», благодаря которым, между прочим, в своё время миллионы людей переселились из бараков и коммуналок хоть в какое-то человеческое жильё. Кстати, поселились туда они практически бесплатно – безо всяких там кабальных ипотек и прочего.
Но «ничто в мире не вечно, всё имеет предельный срок службы. В том числе и дома, в которых мы живём. Можно сделать в квартире шикарный ремонт, но несущие стены от этого новее не станут. Можно поставить гидромассажную ванну, но если в коллекторе лопнет магистральная труба, то ваша покупка станет бесполезным хламом. Стоит ли приобретать домашний кинотеатр, если из-за постоянных поломок на старой подстанции каждый вечер отключают электричество?» – остроумно и совершенно правильно пишет некто Иван Пургин в статье «ЖЭК-потрошитель» [http://www.from-ua.com/voice/4135c8b238735.html]. У состоятельных граждан есть деньги для евроремонтов в квартирах и офисах, но вот о «несущих стенах» позаботься, увы, некому. И совсем хреново обстоит дело с коммуникациями: «Сегодня износ жилого фонда уже достигает критической точки – кое-где дома начинают валиться, причём на головы своих жильцов. Но ещё большую озабоченность вызывает состояние коммуникаций, которые постоянно ремонтируют, а они всё равно регулярно лопаются, рвутся, перегорают. На каждом километре водопроводной трубы в Украине сегодня стоят около 700 заплат и хомутов [!]. Очевидно, что их нужно не ремонтировать, а менять. Иначе в один прекрасный день наступит коммунальный коллапс, который гораздо страшнее инфляции или остановки заводов, потому что без света, воды и тепла мы просто погибнем или деградируем» [там же; выделено мной – К. Д.].
Обновление коммуникаций, котельных, электроподстанций и других жизненно важных объектов потребует от 10 до 45 миллиардов долларов – и это без капремонта приходящего в негодность жилого фонда [там же]. Где взять такие деньги, наши “можновладці” не знают. Одно только им ясно: эти деньги не сдерёшь с простых граждан. Ведь для того чтобы платить квартплату в 150 и более у. е., надо получать соответствующую зарплату. А такие зарплаты в нашей стране нереальны – потому, хотя бы, что тогда наша рабочая сила – тоже, кстати, деградирующая, теряющая квалификацию! – станет слишком дорогой, и у буржуев не будет желания её эксплуатировать. В Китае или Таиланде рабочие за 100 долларов в месяц трудятся за милую душу! Там рабочим не нужны капитальные дома с центральным отоплением.
Всего же, по данным Международной финансовой корпорации (IFC), для обновления основных фондов Украине необходимо не менее 172 миллиардов долларов инвестиций [Сообщение от 23 марта 2007 г. // http://www.ei.com.ua/dir/].
Все эти страшные цифры ни для кого не являются секретом, они хорошо известны министрам и депутатам. Но никто ничего, по сути, не делает. В очередной раз деньги и жизненная энергия буржуазной элиты брошены на бессмысленные выборы. И вряд ли что-то изменится в лучшую сторону после выборов. Кое-кто надеется и молится на Юлю. Но как раз госпожа Тимошенко уже показала свою полную несостоятельность. Помнится, она когда-то заведовала нашей энергетикой. Топливно-энергетический комплекс Украины, доложу я вам, тоже находится в плачевном состоянии. Износ газовых труб, к примеру, составляет всё те же 60%. (Весною одна такая экспортная труба уже «гахнула»). Конечно, не одна Тимошенко в этом виновата. Но и она ничего не сделала, когда имела возможность себя проявить. Не навела порядок. А, вообще, она умеет только болтать и устраивать шумные шоу. Где-то я слыхал, будто БЮТ задумал «Украинский прорыв»? Ага, будет вам прорыв – водопроводных, канализационных и всех прочих труб!.. Вообще же, дело не в Юле и прочих деятелях, в их профессиональных и человеческих качествах, а в том строе, который они считают единственно правильным и нормальным, и который они будут отстаивать до самого «конца света».
Потому-то спасти Украину могут только настоящие коммунисты. Только у нас есть политическая воля для принятия решительных и действенных мер, только мы способны подавить губительную стихию рынка, перед которой преклоняются и млеют все буржуазные политики и экономисты всех цветов спектра: от «голубых» до «оранжевых» и «розовых». Только коммунисты могут выстроить такую экономику, движущим мотивом которой не будет погоня за прибылью, разрушающая нашу несчастную страну. И только у коммунистов, в конце концов, есть опыт поднятия страны из руин: они это сделали дважды на протяжении двадцатого века – без пресловутых инвестиций и кредитов извне! |