В последнее время мне много приходилось бывать в очередях, где по часу полтора стоят обычные люди, представители трудового народа. Как правило, людям становится скучно, они начинают беседовать между собой, и через 15 минут разговора неизбежно затрагиваются политические темы. В этом смысле, стоять в очереди важно и интересно для марксиста (социологи давно используют метод включенного наблюдения, для изучения поведения людей), а тем более в условиях современной политической ситуации на Украине. Поскольку с одной стороны, у нас нет достаточного количества средств, для того, чтобы провести масштабное высокоточное исследования настроений трудящихся связанных с политическим кризисом, а данные исследований, сделанных различными канторами по заказу политических партий, не вызывают особого доверия. Находясь в местах стихийных политических дебатов, можно прочувствовать настроения трудящихся. С другой стороны, участие в таких дискуссиях дает возможность проверить, можем ли мы, со страниц наших изданий и листовок донести до трудящихся их классовый интерес, нашли ли мы нужные слова, с помощью которых можно открыть глаза современному украинскому пролетариату?..
Настроения трудящихся города Киева (только о них я могу судить точно) в двух словах можно охарактеризовать как состояние растерянности. Многих еще связывают с буржуазными партиями (в том числе и «левыми») какие-то иллюзии и надежды. Но они, на самом деле, уже достаточно шаткие. Люди держатся за них скорее по инерции, ведь не заметить повышения цен на коммунальные услуги, постоянного снижения качества медицинского обслуживания и образования, повышения цен на товары первой необходимости невозможно, а эти факты заставляют задуматься над тем, чьи интересы действительно защищают представители партий, которые за последнее время попеременно были у власти в стране… Поэтому в большинстве случаев во время спора часто бывает достаточно указать на эти факты, и показать, что тенденция выкачивать из народа его пот и кровь не менялась ни при каких президентах, парламентах и правительствах. Оппонента легко убедить в том, что парламент и кабинет министров, это место, где отстаивает свои интересы крупный бизнес, а не место где работают над улучшением благосостояния народа. Для большей же части людей это уже и так ясный, само собой разумеющийся факт.
Однако это не мешает их намерению на внеочередных выборах поддержать ту или иную партию. Трудящиеся надеются, что, например, Ющенко все-таки честнее Януковича, или, что Юлия Тимошенко выполнит хотя бы половину обещаний, которые она дала, что в борьбе за интересы своего бизнеса политики не забудут о людях. Вот тут то и приходится разъяснять, что их интересы, то есть интересы буржуазии, полностью противоположны интересам народа, что они враждебны ему, а небольшие подачки иногда на самом деле делаются только для того, чтобы поудобнее усесться на шее народа. Именно за место на его шее и идет сейчас борьба. Опыт показывает, что, не разъяснив механизм работы закона стоимости, показать трудящемуся человеку, что его классовый интерес полностью противоположен интересу капиталиста, невозможно. Только тогда, когда трудящийся приобретает научный взгляд на мир, на современное общество и свое место в нем, он начинает делать выводы и адекватно оценивать современную политическую ситуацию в стране.
Но, это повергает пролетария в шок. То, что он только чувствовал, становится для него понятным и тогда он и себе и другим задает вопрос: «А что же все таки делать? Ведь мы живем сейчас, имеем определенные условия, в которых должны действовать». На носу выборы, поэтому вопрос «Что делать?», в голове трудящегося трансформируется в вопрос «Так за кого же голосовать?». А для пролетариата, такое превращение, на деле отход от своей классовой позиции, отойдя от которой он становится марионеткой в руках различных группировок капитала. Но вот донести это до пролетария на самом деле труднее чем кажется. Для этого нужно научить его мыслить шире, чем он привык в своей повседневной жизни, научить понимать, что условия можно изменить, при чем только тогда, когда трудящиеся перестанут решать вопрос «За кого голосовать», и возьмут власть в обществе в свои руки. Эта мысль совершенно непонятна основной массе трудящихся. «Как это, взять власть в свои руки???», «А кто будет управлять, ведь мы не умеем???», «Кто нам даст эту власть???», «Может лучше все-таки, выбрать в парламент тех, кто будет грамотно защищать наши интересы (хоть и выбирать не из кого), все-таки демократия???». Вопросы вполне справедливые. Что сейчас диктатура буржуазии в форме демократии, трудящимся уже по большому счету ясно (во всяком случаи он уже во многом дошел до этого). Но, что возможна и необходима диктатура пролетариата, что только так, можно уничтожить современные социальные проблемы, и открыть путь для развития каждого человека, трудящиеся нашей страны пока еще понять не готовы. Почему?
Потому, что им сейчас есть что терять. Я не в коем случаи не пытаюсь перечить той мысли, что пролетариату нечего терять кроме своих оков, это действительно так, по отношению ко всему мировому пролетариату в целом. Но, почему речь не идет о революционной ситуации в современной Украине, что так крепко связывает руки украинскому пролетариату и не дает возможности подумать об изменении современных условий? Ответ на этот вопрос, лучше самих пролетариев никто дать не может, хотя теория марксизма позволяет найти его и не спрашивая у него непосредственно. Тайна кроится в самих этих условиях. У трудящихся, есть какой-никакой заработок, крыша над головой, определенное социальное положение. И пусть крыша эта достается тяжелым трудом, заработка не хватает для удовлетворения всех потребностей, а положение оставляет желать лучшего. Но все это есть сейчас, и этого не так уж и мало, ведь прожить можно. «Главное, чтобы не стало хуже, а если мы будем плевать против ветра, можем лишиться всего этого», - считают трудящиеся. «Да и не нужно нам лезть с вилами на паровоз. Кто же тогда позаботится о наших детях?» Как видите, свои родные оковы для трудящихся Украины на сегодняшний день горазда более привлекательны чем, какая-то неизвестная диктатура пролетариата.
В «Немецкой идеологии» Маркс указал на то, что важно не то, что думает о себе отдельный пролетарий, и даже не то, что думает о себе пролетариат в целом, а то, что он будет вынужден делать. Этого мы не должны выпускать из виду.
Хуже украинским трудящимся станет, и скорее чем мы думаем. Именно по тому, что он не меняет общественные условия сейчас, он будет вынужден их менять в будущем. А вот почему их нужно будет менять и как их нужно менять, он самостоятельно без помощи марксистской теории понять не может. А должен понять, поскольку изменить общественный строй на современном этапе развития человечества можно только сознательно, действуя адекватно по отношению к предмету, который нужно изменить.
Именно для этого, для формирования классового сознания, мы нужны пролетариату. Сейчас, как раз у нас есть масса возможностей выполнять свою работу. Нужно подробно без примитивизации и профанации объяснять трудящимся их положение: сущность разделения труда, сущность империализма, структуру мировой экономики и тенденции ее развития (деградации), законы диалектики и т. д. Нужно давать ответы как на те вопросы которые, уже поставила жизнь перед трудящимися, так и на те которые она неизбежно поставит перед ними в будущем. Нужно сделать знание оружием пролетариата.
Современная ситуация как раз дает нам такую возможность. Сейчас, у трудящихся очень много вопросов, очень много их возникнет завтра. Если мы сумеем правильно ответить на них, если пролетариат будет видеть, что ответы правильные, что наши прогнозы сбываются, он будет вынужден нас услышать. А если вопрос станет перед ним завтра, а ответ на него или направление в котором он должен искать ответ у него уже будет (будет вовремя, а не когда уже будет поздно), можно считать, что мы справляемся со своими обязанностями. Вот почему нужно сейчас вооружать, пролетариат идеей диктатуры пролетариата (она должна проходить красной нитью через все наши статьи и листовки), и вообще результатами тысячелетнего развития теории, как теоретическим экстрактом всей прошедшей практики человечества. «Булыжник» без теории не станет оружием пролетариата. Хочу подчеркнуть, что речь идет не о занудном кабинетном теоретизировании (словоблудии), а о живых ответах на живые вопросы. |